Лекция 1. Языкознание как наука.
План
1.Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.
2.Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.
3. Проблемы языкознания.
4. Место языкознания в ряду других наук.
Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания.
Общество не может жить, не пользуясь языком, этим
важнейшим средством человеческого общения. Нет ни
одной стороны деятельности людей, в которой не приме
нялся бы язык для выражения мыслей, чувств и настрое
ний, для достижения взаимопонимания между людьми.
И нет ничего удивительного в том, что люди с течением
времени заинтересовались своим постоянным спутником-
языком и создали науку о нем. Эта наука называется
теперь языкознанием, или лингвистикой
(от латинского слова lingua — язык). Знание основных
сведений, даваемых этой наукой, полезно каждому чело
веку, оно просто необходимо для тех, чья профессия свя
зана с преподаванием или исследованием языка; оно
необходимо и тем людям, которым приходится применять
слово, речь как орудие профессиональное (учителям,
пропагандистам, лекторам, журналистам, писателям
и т. д.). Ознакомиться даже с основными идеями современ-
ного языкознания — задача не легкая. Это объясняется
но только обилием сведений, которыми наука распола-
гает, но и сложностью ее внутреннего состава. Языко-
знание включает в себя большой ряд отдельных наук,
изучающих различные стороны разных языков. Несколь-
ко наук изучают русский язык: фонетика, или наука
о звуковой стороне языка, лексикология, или
наука о словарном составе языка, грамматика —
наука, изучающая способы и средства построения слов
и предложений, диалектология — наука о мест-
ных говорах русского языка (диалектах) и т. д. Подобном
же образом расчленена внутренне наука о китайском,
английском и многих других языках.
|
|
Таким образом, предметом изучения являются структурные компоненты системы языка (фонетический строй, словарный состав, грамматический строй).
Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.
Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изу-
чающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо суще-
ствовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человече-
ский язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи
с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную
и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и при-
кладного характера. Внутри теоретического языковедения условно
различают частное и общее.
Частное языковедение занимается отдельным языком (рус-
ским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных язы-
ков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим,
описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще
всего — факты современного языка), либо диахроническим (исто-
рическим), прослеживающим развитие языка на протяжении опреде-
ленного отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем срав-
нения родственных языков их историческое прошлое.
|
|
Общими особенностями человеческого языка занимается общее
языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему
его происхождения и общие законы его развития и функционирования,
оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках
общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осу-
ществляющее сопоставление между собой как родственных, так и
неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение
общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое
языковедение выявляет и формулирует языковые у н и в е р с а-
л и и, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсо-
лютные универсалии) или для значительного большинства языков
(статистические универсалии).
Абсолютными универсалиями являются, например, следующие
утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные
звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех язы-
ках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует разли-
чие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует разли-
чие и по числу. Пример статистической универсалии: почти во всех
языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключения:
древний и современный яванский).
Одной из важных задач общего языковедения является научное
определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких,
например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложе-
ние», «имя собственное» и т. п.
|
|
Прикладное языковедение также решает и частные задачи,
касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые
к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма;
обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание
систем автоматического перевода, автоматического поиска, анноти-
рования и реферирования информации, создание систем, обеспечиваю-
щих общение человека с машиной на естественном языке.
Для филолога языковедение является одной из важнейших наук,
наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специа-
листа в своей области. Курс «Введение в языкознание» есть начальный,
элементарный курс общего языковедения, дающий первые сведения
о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах
языковедения, без знания которых невозможно серьезно заниматься
ни одним языком.
Проблемы языкознания.
Какие важнейшие вопросы решает эта наука?
Прежде всего, она устанавливает, какова природа
языка, т. е. принадлежит ли язык к числу общественных
явлений, или он, может быть, явление биологическое?
Может быть, язык следует отнести к числу проявлений
жизни психической?
Одновременно общее языкознание решает и второй
важнейший вопрос — о сущности языка, т. е. о том ко-
ренном, решающем отличии, которое выделяет язык среди
других явлений жизни.
Таким образом, первая проблема общего языкозна-
ния — это проблема природы и сущности языка, включаю-
щая в нашей лингвистике в качестве важнейших вопросы
об отношении языка к обществу и мышлению.
Вторая, наиболее обширная, проблема предполагает
исследование большого круга вопросов, связанных с по-
ниманием структуры, т. е. строения языка: какими глав-
ными сторонами располагает язык, что собою представ-
ляет звуковая сторона языка, из каких составных частей
и единиц она построена, что такое звуки речи? Что такое
лексика, или словарный состав языка, как он построен,
что называется словом? Что такое грамматический строй
языка, какими частями и явлениями он располагает, что та-
кое части речи, члены предложения и предложение? И т.д.
Третья проблема общего языкознания ставит перед
учеными вопросы, связанные с пониманием системы язы-
ка, т. е. тех многочисленных и разнообразных связей и
отношений, притяжений и отталкиваний, которыми со-
ставные части и элементы языковой структуры объединены
в строгое целое. Язык — это не набор разрозненно су-
ществующих звуков, слов, интонаций, предложений,
частей речи и т. п. Язык — это строжайше организован-
ная система, закономерно согласованное единство сторон,
частей и единиц, где каждая отдельная сторона, часть
или единица связана со многими другими сторонами,
частями и единицами. Эту строгую систему, это внутрен-
нее, закономерное единство языка и должно понять общее
языкознание.
|
|
Четвертая проблема этой науки охватывает многие
большие и малые вопросы развития языка в связи с раз-
витием человеческого коллектива. Как, по каким направ-
лениям и в зависимости от чего изменяется язык в целом?
Каковы главные линии и причины изменения звуковой
стороны языка, его лексики и грамматики? Что такое
внутренние законы языкового развития и насколько они
независимы от внешних влияний на язык? Что собою
представляют основные формы существования и развития
каждого языка — общенародная разговорная речь, мест-
ные говоры (диалекты) и так называемый литературный
язык? Каковы главные этапы, пройденные человеческим
языком со времени его возникновения? Наконец, как,
когда, в каких условиях возникла человеческая речь,
началось развитие языков?
И связи с четвертой находится пятая, несколько обо-
собленная проблема — возникновение и развитие письма.
Известно, что современное человечество располагает не-
сколькими различными видами письма. Как эти виды
возникли? Что каждый из них собою представляет? В чем
вообще сущность письма в его отношении к живой звуча-
щей речи? Какие алфавиты известны человечеству и как
они складывались? Что такое графика в ее отношении
к звукам человеческой речи? Что такое орфография и
каковы ее принципы? И т. д.
Шестую проблему можно назвать проблемой класси-
фикации, или типологии, языков. Население земного
шара пользуется в настоящее время более чем двумя
тысячами языков. Некоторые из этих языков очень близки
друг другу (например: русский, украинский, белорус-
ский), их сходство, их «родство» бросается в глаза; другие
языки как будто вообще ничего сходного не имеют, ка-
жутся совершенно чуждыми друг другу (например: ки-
тайский, узбекский и английский) — так ли это? Вообще,
могут ли быть языки объединены в какие-то группы,
классы, разряды по общим признакам, объективно им
принадлежащим? Если могут, то как же будет выглядеть
эта классификация языков, и одна ли классификация
возможна? И если не одна, то сколько же, и в чем значе-
ние различных классификаций?
Наконец, седьмую проблему общего языкознания мы
сможем представить себе, вспомнив, что каждая наука,
исследуя свой предмет, или объект, применяет определен-
ные исследовательские приемы, которые называются ме-
тодами, или методиками, науки. Например, широко
применяется метод эксперимента (в естественных науках),
метод подстановки равновеликих величин (в математи-
ческих науках), сравнительный метод (в различных об-
ластях науки) и т. д. Языкознание также выработало
свои исследовательские приемы, свои научные методы
(сравнительно-исторический, описательный, сопостави-
тельный, экспериментальный, количественный, сплошной выборки, ступенчатой идентификации слова и др.).
Общее языкознание стремится теоретически понять сущ-
ность каждого метода и определить границы его наиболее
разумного применения. Эти семь проблем не ограничивают, конечно,
весь круг проблем и вопросов, исследуемых общим языкознанием