Речь. Анализ средств выразительности




Задание 26

Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который вы анализировали, выполняя задание 22 – 25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

В задании 24 проверяется умение соотнести функцию изобразительно-выразительного средства, охарактеризованную в небольшой рецензии на исходный текст, и термин, указанный в списке (4 термина из 9 предложенных).

Внимание! За каждое правильно указанное средство выразительности Вы получаете по одному баллу. Следовательно, безошибочно решив это задание, можно получить сразу 4 балла!

В самой рецензии задания 26 содержится подсказки, которые помогут вам успешно решить его, т. к. перед каждым термином указано, что это за средство языковой выразительности – троп или фигура речи, лексическое или синтаксическое средство.

Давайте вспомним эти наиболее частотные изобразительно-выразительные средства языка.

Тропы Лексические средства
метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола, литота, метонимия, оксюморон фразеологизм, синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, термин, архаизм, неологизм, диалектизм
Синтаксические средства выразительности Фигуры речи, приёмы
ряд однородных членов, вводные слова, неполные предложения, обращение, восклицательные и вопросительные предложения анафора, антитеза, градация, бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, повтор, риторический вопрос, риторическое обращение, парцелляция

 

Какие термины чаще всего требуется обязательно найти? В таблице они указаны вместе с определениями и примерами.

Языковое средство Определение Примеры
Анафора (единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложения Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки». Вот от чего опускаются руки! (Р. Рождественский)
Антитеза (противопоставление) Резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающее эффект резкого контраста. Всю мировую литературу я разделяю на два типа — литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского — и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер) (Ф. Искандер)
Вопросно-ответная форма изложения Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных ' вопросов, заставляет задуматься над ними. Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма — дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится —это задача нас всех.
Гипербола Художественное преувеличение. Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. Имя этой болезни — ксенофобия. (И. Руденко)
Градация Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располага­ются в порядке усиления или ослабления признака. Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над увечным человеком, (Л. Пантелеев)
Гротеск Художественное преувеличение до невероятного, фантастического. Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мёртвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди (В. Солоухин)
Инверсия Обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа действия — перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами.) Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (М Неверов) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. (Я. Гладков ) Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских. (Д. Гранин)
Ирония Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О. огромный выбор цветов! Чёрный, чёрно-серый, серо-чёрный, черновато-серый, серовато-чёрный, грифельный, аспидный, на­ждачный, цвет передельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах.(И. Ильф, Е. Петров )
Композиционный стык Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: всё для фронта, всё для победы, потому что только после неё возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогреть весь земной шар. А можно расколоть его на тысячу частей.(С. Довлатов)
Контекстные (или контекстуальные) синонимы   Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д. Гранин) То было видение... Передо мною появились два ангела... два гения. Я говорю: ангелы... гении — потому что у обоих на обнажённых телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья. (И. Тургенев).
Лексический повтор Повторение в тексте одного и того же слова. Эти люди — ваши родственники? —Да, — сказал он. - Все эти люди — родственники? -Безусловно, — сказал он. —Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох? (С. Довлатов)
Литота Художественное преуменьшение. Мы со своими амбициями — меньше муравьев лесных. (В. Астафьев)
Метафора (в том числе развёрнутая) Перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета (развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом). Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы,... опрокинулся и затонул. Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра... (В. Астафьев)
Метонимия Перенос значения (перенаименование) на основе смежности явлений. Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. (В. Шукшин) Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора. (В. Астафьев) Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)
Однородные члены предложения Синтаксическое средство выразительности, позволяющее а) подчеркнуть различные качества чего-либо; б) увидеть динамику действия; в) в деталях увидеть, услышать, понять что- либо. Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху, плывёт то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья... Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими. Если суждено нам умереть, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. (В. Астафьев)
Оксиморон (оксюморон) Соединение в образе или явлении несовместимых понятий. Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нём спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Я. Кривцов)
Окказионализмы Индивидуально-авторские неологизмы. Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других? (А.Солженицын)
Олицетворение (пер­сонификация) Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Хмель, ползя по земле; хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, всё дальше... Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы oneреться надежную земную опору.(В.Солоухин) (В. Солоухин)
Парцелляция Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт. (С. Довлатов)
Перифраза Описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова. Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось всё, что хотите. Уголь и нефть —«чёрное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — «голубое золото». (В.Войнович) (В. Войнович)
Риторический вопрос Выражение утверждения в вопросительной форме. Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В.Астафьев)
Риторическое восклицание Выражение утверждения в восклицательной форме. Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В.Сухомлинский)
Риторическое обращение Фигура речи, в которой в форме обращения выра­жается отношение автора к тому, о чём говорится. Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В. Войнович) И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П. Вощин)
Сарказм Едкая ирония. И каждый раз, откровенно халтуря на работе («сой дёт!..»), что-то слепляя на авось («перемелется!..»), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя («да ладно, обойдется...»), закрывая глаза на собственную небрежность («плевать...») мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы! (Р. Рождест­венский)
Сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение) Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано: I. С помощью сравни­тельных союзов как, точно, будто, словно,что, как будтои т.п.     Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звёзды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов...
  2. С помощью слов похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с... И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.
  3. Родительным падежом существительного. Лак на скрипке был цвета крови.
  4. Творительным падежом существительного. Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была только бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному...
  5.Сравнительным оборотом. Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.
  6. Отрицанием (т.е. не сопоставлением, а противопоставлением одного предмета или явления другому) Не скрипка — душа музыканта звучала в этой тоскующей мелодии.
  7. Придаточным сравнительным. Рядом с ним, быть может, уже давно, шёл невысокий гибкий незнакомец с бородкой чёрной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких меннезингеров. (Автор всех примеров — Н. Гумилёв.)
Синтаксический параллелизм Одинаковое (параллельное) построение несколь­ких рядом расположенных предложений, абзацев. Что такое канцелярит? Это — вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит — застойность, неподвижность. Это — нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже — родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чём идёт речь. Это — вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжёлыми, громоздкими. (Я Галь)
Эпитет Художественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга... Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рёв убийцы. (В. Астафьев)
Эпифора Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д. Как французы повлияли на Пушкина — мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского — мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу —мы знаем.

 

Чтобы лучше разобраться в терминах и их функции, давайте рассмотрим языковые особенности следующего текста.

Текст

(1)Что такое канцелярит? (2)У него есть очень точные приметы, общие и для переводной, и для отечественной литературы.

(3)Это — вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит — застойность, неподвижность, из всех глагольных форм пристрастие к инфинитиву.

(4)Это — нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже — родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чём идёт речь.

(5)Это — обилие иностранных слов там, где их вполне можно заменить словами русскими.

(6)Это — вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжёлыми, громоздкими.

(7)Это — тяжелый, путаный строй фразы, невразумительность. (8)Несчётные придаточные предложения, вдвойне тяжеловесные и неестественные в разговорной речи.

(9)Это — серость, однообразие, штамп. (10)Убогий, скудный словарь: и автор, и герои говорят одним и тем же сухим, казённым языком. (11)Всегда, без всякой причины и нужды, предпочитают длинное слово — короткому, официальное или книжное — разговорному, сложное — простому, штамп — живому образу. (12)Короче говоря, канцелярит — это мертвечина. (13)Он проникает и в художественную литературу, и в быт, и в устную речь. (14)Даже в детскую. (15)Из официальных материалов, из газет, от радио и телевидения канцелярский язык переходит в повседневную практику. (16)Много лет так читали лекции, так писали учебники и даже буквари. (17)Вскормленные речевой лебедой и мякиной, учителя в свой черёд питают той же сухомяткой чёрствых и мёртвых словес всё новые поколения ни в чем не повинных детишек.

(18)Та нахально «входят в язык» все эти канцеляризмы и штампы, что от них трудно уберечься даже очень неподатливым людям, и тогда, как бы защищаясь, они выделяют эти слова иронической интонацией.

(19)Вот горькие, но справедливые строки из письма одной молодой читательницы: «(20)Мы почти не произносим открытого текста, мы не строим больше нашу речь сами, а собираем её из готовых стандартных деталей, но подчеркиваем «кавычками», что делаем это сознательно, что понимаем убожество нашего материала. (21)Мы повторяем те же ненавистные штампы, выражая своё отношение к ним лишь негативно, ничего не создавая взамен».

(22)Думается, это — голос того поколения, перед которым виноваты мы, старшие. (23)Но и в этом поколении уже не все понимают, что утрачено. (24)А что же достанется внукам?

(25)Ох, как хочется в иные минуты кричать «караул»!

(26)Люди добрые, давайте будем аккуратны, бережны и осмотрительны, поостережёмся «вводить в язык» такое, что его портит и за что потом приходится краснеть!

(27)Мы получили бесценное наследство, то, что создал народ за века, что создавали, шлифовали и оттачивали для нас Пушкин и Тургенев и ещё многие лучшие таланты нашей земли. (28)За этот бесценный дар мы все в ответе. (29)И не стыдно ли, когда есть у нас такой чудесный, такой богатый, выразительный, многоцветный язык, говорить и писать на канцелярите?!

(По Н Галь)

Художественные средства выразительности Роль в тексте
1. Ряды однородных членов а) «серость, однообразие, штамп» (9-е пр.) Характеризует канцеляризм как языковое явление.
б) «проникает и в.... литературу, и в быт, и в...речь» (13-е пр.) Показывает, насколько «заражена» канцеляритом живая речь.
в) «изофициальных материалов, из газет, от радио и телевидения» (15-е пр.) Называют источники появления канцелярита в нашей речи.
г) «давайте будем аккуратны, бережны и ос­мотрительны »(26-е пр.) Передают стремление автора очистить наш язык от неуместного употребления стандартных выражений официально-деловой речи.
д) «наследство,... что создавали, шлифовали и оттачивали для нас Пушкин и Тургенев» (27-е пр,) Дают возможность увидеть кропотливый труд русских талантливых мастеров слова, стремящихся обогатить, улучшить родной язык.
2. Развернутая метафора Вскормленные речевой лебедой и мякиной, учителя в свой черёд питают тай же сухомяткой чёрствых и мёртвых словес всё новые поколения ни в чем не повинных детишек. (17-е пр.) Подчеркивает остроту культурной проблемы, исследуемой автором, передает её тревогу за состояние нашего языка.
3. Эпитеты а) «Убогий, скудный словарь:...говорят сухим, казённымязыком». (10-е пр.) «ненавистные штампы» (21-е пр.) Позволяют увидеть приметы канцеляризма.
б) «такой чудесный, такой богатый, выразительный, многоцветный язык» (29-е пр.) Воссоздают красоту русского языка.
4.Сннтакси- ческий параллелизм 3 - 9-е предложения Позволяют увидеть суть канцеляризма, его характерные черты.
5.Парцелляция 13-14-е предложения Передает степень распространенности этого негативного языкового явления.
6.Риторический вопрос 24-е предложение Передает глубину раздумий автора, его тревогу за судьбу русского языка.
29-е предложение Позволяет лучше понять авторский замысел, идею текста.
7.Риторическое восклицание 25-е предложение Создает тревожный эмоциональный пафос текста, позволяет увидеть боль автора за то, что происходит с нашей речью.
8.Риторическое обращение 26-е предложение Помогает автору эмоционально воздействовать на читателя, заставить его задуматься над исследуемой проблемой и вместе с автором попытаться её решить.
9. Инверсия «можно заменить словами русскими», «создал народ за века», «создавали, шлифовали и оттачивали для нас Пушкин и Тургенев» Подчеркивает то, что для автора является несомненной ценностью
10. Лексический повтор «бесценное» и «бесценный» (в 27 и 28 предложениях) Передаёт авторское отношение к живому русскому языку, живой разговорной речи.
11. Контекстные синонимы «бесценное наследство» (27 пр.) «бесценный дар» (28 пр.) Передают трепетное, бережное отношение автора к богатству русского языка, живой разговорной речи.
12. Контекстные антонимы «богатый, выразительный, многоцветный язык» — «канцелярит » Позволяют увидеть несомненное убожество канцелярита и истинную красоту живого языка.

 

Если вы внимательно изучили содержание таблицы, то легко вставите на место пропусков термины, использованные во фрагменте рецензии, в которой рассматриваются языковые особенности исходного текста.

«Канцелярит, обедняющий, «обесцвечивающий» нашу речь, очень многолик, и___________(предложения 3-9) позволяет увидеть некоторые приметы этого негативного языкового явления. Говоря о нём, Н.Галь использует троп_____________(«убогий, скудный словарь», «говорят... сухим, казённым языком» в предложении 10). Её резко отрицательное отношение к канцеляриту передано тропом - _____________«мертвечина», точно отражающей суть неуместного употребления стан­дартных выражений официально-деловой речи, которые убивают живой язык. Опасность этого явления подчеркнута и таким синтаксическим средством, как ________(предложения 13-14). По мнению автора, источников появления канцелярита довольно много, в синтаксисе текста это передано ____________(из... материалов, из газет, от радио и телевидения» в предложении 15

 

Решите самостоятельно

Задание 1. Прочитайте текст и запишите в левый столбик таблицы соответствующие средства художественной изобразительности, использованные автором.

(1)Почему люди всё время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2)Потому что это дар данайцев. (3)В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа. (4)Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьём и жуём, жуём, жуём...

(5)Телевидение — символ всей современной аудиовизуальной культуры. (6)Гибельная суть этой новой «культуры» в том, что она лишает человека его собственного предметного мира, унося туда, где он существует только как фантом. (7)И есть уже телевидеоманы, «электронные почтальоны», живые мертвецы, которые забыли о естественных потребностях живого активного существа, чувствуя себя вполне хорошо без них. (8)Умерли — и довольны. (9)Впереди — компьютерная наркомания, которую называют пока «пребыванием в виртуальной реальности».

(10)В подсознание — основную творческую лабораторию человека — попадает только то, что прошло через чувства. (11)Через чувства проходит прежде всего живое, непосредственное воздействие другого человека, природы, мира, а информационное воздействие затрагивает только мышление, «кору». (12)От хоккея по телевизору остается легкий поверхностный след, который, как след самолета, быстро рассеивается с новыми впечатлениями, смешивается с ними. (13)Хоккей на стадионе, даже наблюдение, а тем более собственную игру, помнит всё тело, весь человек. (14)И так любые события. (15)По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всём. (16)Но что это даёт? (17)Общее впечатление без переживания. «(18)Мы многое из книжек узнаём, но истины передают изустно», — пел В. Высоцкий. (19)Многие удовлетворяются жизнью без истины — живут как наблюдатели, «рядом с бытием». (20)Некоторые уже и не нуждаются в переживании — роботообразные, другие, напротив, прибегают к искусственной имитации переживания — наркообразные. (21)Но ведь душа человеческая без чувств — уже не душа. (22)А человек разумный — разве в этом случае разумный?

(По В. Кутыреву)

Средства выразительности Примеры
1. «телевидеоманы, «электронные почтальоны»
2. «дар данайцев»
3. «роботообразные» — «наркообразные»
4. «мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете»
5. «смотрим, смотрим, в промежутках... жуём, жуём, жуём...»
6. «душа человеческая», «человек разумный»
7. «В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа», «мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам».
8. «неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга»
9. А человек разумный — разве в этом случае разумный?
10. «как невольники на галерах», «существует только как фантом», «живут как наблюдатели»
11. (1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это дар данайцев. (15)По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всём. (16) Но что это даёт? (17) Общее впечатление без переживания.
12. «гибельная суть... культуры», «величайшим даром цивилизации»
13. «живые мертвецы»
14. «Мы многое из книжек узнаем, но истины передают изустно», — пел В. Высоцкий.
15. «…через чувства. (11) Через чувства...»

 

Задание 2. Прочитайте следующие фрагменты из рассказа Н. Гумилева «Скрипка Страдивари». Укажите, какие художественные средства позволяют ему добиться яркой выразительности (в каждом фрагменте назовите самое основное).

Текст Художественные средства
1. Мэтр Паоло Белличини писал своё соло для скрипки. Его губы шевелились, напевая, нога нервно отбивала такт, и руки, длинные, тонкие и белые, как бы от проказы, рассеянно гнули гибкое дерево смычка. Многочисленные ученики мэтра боялись этих страшных рук с пальцами, похожими на белых индийских змей... Беспомощно-неловкий, при своём высоком росте и худощавости он напоминал печальную болотную птицу южных стран. ...И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. Громадные виолончели, лютни и железные пюпитры удивительной формы, как бредовые видения, как гротески Лоррэна, Калло, теснились в тёмных углах.  
2. Скрипка, покорная и нежная, как всегда, смеялась и пела, скользила по мыслям, но, доходя до рокового предела, останавливалась, как кровный арабский конь, сдержанный лёгким движением удил. И, казалось, что она ласкается к своему другу, моля простить её за непослушание. Тяжёлые томы гордых древних поэтов чернели по стенам, сочувствовали скрипке и как будто напоминали о священной пре­емственности во имя искусства.  
3. Внезапно его мозг словно бичом хлестнула страшная мысль. Что, если уже в начале его гений дошёл до своего предела, и у него не хватит силы подняться выше? Ведь тогда неслыханное дотоле соло не будет окончено! Ждать, совершенствоваться? Но он слишком стар дня этого, а молитва помо­гает только при создании вещей простых и благочестивых.  
4. Внизу к потоку приходили стройные газели. Долго вслушивались, подняв свои грациозные головки, потом пили лунно-вспененную влагу.  
5. Бумеранг оживает в злобной руке дикаря, летит, поворачивается и, разбив голову врагу, возвращается к ногам хозяина. 1
6. Ещё оно тысячелетие такой же напряженной работы, и я навеки погружусь в печальные сумерки небытия.  

 

Задание 3. Прочитайте текст и отметьте номера неверно указанных средств выразительности:

(1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4)Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6)Кто...

(7)Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8)Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9)Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10)Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да ещё дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени... На пакость всякого станет..,»

(11)Пакость чаще всего творится скрытно. (12)Если бы её «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается. (13)Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

(14)Пакость многообразна, границы её бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. (15)Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

(16)Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». (17)И что же, пакостник унялся? (18)Притормозил? (19)Засовестился? (20)Да он как пакостил, так и пакостит, причём, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся. (21)Туг лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!»

(22)И силу, добавлю я, всеобщую, народную!

(В. Астафьев)

1) риторические вопросы (1-5-е пр.)

2) контекстные синонимы (10-е пр.)

3) вопросно-ответная форма построения (16-20-е пр.)

4) цитирование (10,21-е пр.)

5) парцелляция 17-19-е пр.)

6) лексический повтор (20-е пр.)

7) инверсия (21-е пр.)

8) антитеза (7-е пр.)

9) риторическое обращение (9-е пр.)

10) просторечные слова (20-е пр.)

11) контекстные синонимы (20-е пр.)

12) эпитеты (12-е пр.)

13) ряд однородных членов (16-е пр.)

14) олицетворение (12-е пр.)

15) контекстные антонимы (15-е пр.)

16) градация (20-е,пр.)

17) анафора (2-6-е пр.)

18) метонимия (11-е пр.)

19) сарказм (4-5-е пр.)

20) сравнительный оборот (14-е пр.)

 

Задание 4. Прочитайте текст и укажите номера ошибочных утверждений.

(1)Хотите увидеть чудо? (2)Настоящее, живое, которое всегда рядом с вами? (3)Тогда не поленитесь весной в лесу присмотреться к тому, что вы, наверное, видели не раз.

(4)Вот упруго свернутыми кулечками пробились сквозь толщу прошлогодней листвы листья ландыша цвета изумруда и с наслаждением потягиваются, подставляя солнышку блестящие щёчки. (5)Рядышком — только не поленись, дружок, пригнись пониже! — зелёной гусеничкой, свернувшейся в колечко, выглядывает папоротник: стоит ли разворачиваться, не обожгут ли морозы? (6)Но солнышко ласковой ладошкой- лучиком коснулось его — и вот папоротник-гусеничка словно тянется за этой ладошкой, раскручивая своё колечко. (7)Их, таких колечек на стебельках, в кустике несколько, и не куст это даже — удивительно ажурная причудливая амфора у тебя на пути с изящно изогнутыми боками. (8)А что там, на пригорке растёт, похожее на россыпь бирюзы небесного цвета? (9)Это лесные фиалки маленьким хороводом приветствуют приход весны. (10)Между ними — золотые цветки мать-и-мачехи, похожие на солнышки: даже в непогоду от них полянки светлые, тёплые... (11) Наверное, эта алая божья коровка, яркой капелькой украсившая один таких цветков, потому и замерла: греется, засунув крохотные ножки в пушистую глубину тёплой жёлтой звёздочки...

(Я. Ольгина)

1. В 4, 5, 8, 9,10 предложениях используется сравнительный оборот.

2. 1 и 2-е предложения построены по принципу синтаксического параллелизма.

3. В 7-м предложении есть эпитеты.

4. В 10-м предложении есть градация.

5. В 11-м предложении используется метафора.

6. В 6-м предложении есть лексический повтор.

7. В 4-м предложении есть олицетворение.

8. В 10-м предложении есть инверсия.

9. Первый абзац — вопросно-ответное построение.

10. В 11-м предложении есть антитеза.

11. В 5-м предложении есть риторическое обращение.

12. В 9-м предложении используются контекстные синонимы.

13. В 5-м предложении есть контекстные антонимы.

Задание 5. Отметьте, какое из указанных средств выразительности не использовано автором данного текста?

 

«Обыкновенная история» — первое произведение Гончарова —громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зелёный, но переполненный свежими соками. Потом на могучем отростке, один за другим, распускаются два великолепных цветка — «Обломов» и «Обрыв». Все три произведения — один эпос, одна жизнь, одно растение. Когда приближаешься к нему, видишь, что по его колоссальным лепесткам рассыпана целая роса едва заметных капель, драгоценных художественных мелочей. И не знаешь, чем больше любоваться — красотой ли всего гигантского растения или же этими мелкими каплями, в которых отражаются солнце, земля и небо. (Д.Мережковский)

а) эпитет;

б) олицетворение;

в) оксюморон;

г) развернутая метафора;

д) повтор;

е) сравнительный оборот

ж) ряд однородных членов

 

Задание 6. Поставьте напротив указанного языкового средства номер примера из правого столбца таблицы.

1. Контекстные антонимы А) Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. (К. Ушинский)
2. Антитеза Б) Бродяги океанов, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по морям, становясь источниками легенд, пока их не поглотит пучина. (Д.Давидов)
3. Ряд однородных членов В) Что значит интеллигентность, культурность человека? Знания, эрудиция, осведомленность? Нет! (Д. С. Лихачёв)
4. Градация Г) Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. (М Сервантес) Ты богат, я очень беден... Ты румян..., я... тощ и бледен. (А.С. Пушкин)
5. Метафора Д) Воспитанные люди не рисуются, не пускают пыли в глаза... Делая на грош, они не носятся с своей папкой на сто рублей и н


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: