Краткая история Поместных Автокефальных Православных Церквей. Введение




 

Обращаясь к историческому опыту, мы видим, что в основе тайны Церкви лежит «Тройческое общение». Следовательно, единство Церкви – это единство евхаристическое, так как Евхаристия реальным образом включает всех верных в Единое Тело Христово. Наряду с этим, будучи единой по своей природе, Церковь подразделяется на 15 Поместных (Автокефальных) Православных Церквей. Данные Церкви не являются другими, противоположными, или не-православными – наоборот, все они тождественны друг другу, будучи отделены не идейно (вероучительно), а лишь территориально, регионально, административно.

Каждая Поместная Православная Церковь, возглавляемая Предстоятелем, заключает в себе всю полноту Единой Вселенской Православной Церкви. Совместимость единства Православной Церкви в своей сущности со множественностью ее по местному (региональному) делению и даже необходимостью именно такого церковного устройства показаны в трудах свт. Киприана Карфагенского, согласно которому «Церковь одна, хотя… расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один… Равным образом, Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет свои лучи, но свет, разливающийся повсюду, один, и единство тела остается неразделенным».

Основания деления на Поместные Церкви Основания деления Единой Вселенской Православной Церкви на Поместные можно разделить на две группы:

1. Основания, зафиксированные в Свящ. Писании. Иисус Христос повелел святым апостолам научить все народы и призвать их в Церковь (Мф. XXVIII, 19 – 20). Апостолы, исполненные Духа Святого, разошлись по всей известной им территории Средиземноморья, Балкан, Азии и вели проповедь на многих языках (Деян. II, 4, 9 – 11). Благовествуя Слово Божие в различных странах, апостолы основывали региональные (поместные) Церкви, входившие в единый организм Вселенской Церкви. В апостольских посланиях мы находим упоминания отдельных церквей – Асийские (1Кор.XVI, 19), Македонские (2Кор.VIII, 1), Галатийские (Гал. I, 2; 1Кор. XVI, 1), Филиппийская (Флп. I, 1) и др. Управление отдельными Церквами было сосредоточено в главных городах округов или провинций, где имелись епископские кафедры. В связи с тем, что Апокалипсисе указываются поименно семь Асийских Церквей (в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии), можно прийти к выводу, что основанием для такого деления церквей служило административное деление Римской империи. Обширные церковные области названы именем целых округов (например, Церкви Асийские), меньшие – именем провинций (например, Церкви Македонские).

2. Основания, зафиксированные в канонах. 34-е апостольское правило четко говорит об административной самостоятельности поместных церквей. Аналогичная мысль выражена в 9-м правиле Антиохийского собора: дела Поместной Церкви должны решаться ее епископатом во главе с первым епископом. 6-е правило Второго Вселенского Собора, говоря о случаях обвинений в адрес епископов или доносам на них, предписывает представлять обвинителям «свои обвинения всем епископам области», что также говорит о совместном решении всего епископата в делах своей местной церкви. 2-е правило Второго Вселенского Собора запрещает всем Поместным Церквам простирать свою власть «на Церкви за пределами своей области».

Итак, правила Вселенской Церкви защищают неприкосновенность Поместных Церквей, не допускают вмешательства одной Поместной Церкви во внутренние дела другой. Поместные Церкви, имея свою иерархию, не зависели друг от друга в плане своего внутреннего устройства и управления. Со временем такие независимые церкви стали называться автокефальными. Автокефальная Церковь – это Церковь, имеющая свою главу, свои органы управления, независимые от другой власти. Иначе говоря, это независимая, самоуправляющаяся церковь.

Автокефалия. Автокефалия (независимость) Поместных Православных Церквей как частей Единой Вселенской Христовой Церкви не абсолютна, а зависит от характера сфер их деятельности. Единым (общим) для всех Поместных Церквей является: 1. Догматическое учение; 2. Каноническое учение, вытекающее из основ вероучительных. Сюда относятся: Апостольские правила, правила Вселенских Соборов, правила Поместных Соборов и правила святых отцов. Вместе с тем каноны не являются догматами. Отсюда каждая Поместная Православная Церковь, не нарушая единого догматического учения, может издавать свои законы в определении своего устройства и управления (например, таковыми являются Уставы (Положения) Поместных Православных Церквей). Требуя полного единства в вопросах веры и догматики, каноны предоставляют Поместным Церквам полную свободу в административной сфере.

Самостоятельность Поместных Церквей выражается в следующем:

1. Церкви свободны в сфере богослужения (в освящении для себя св. Мира, в канонизации своих святых, составлении и введении в употребление новых песнопений и др.).

2. Поместные Церкви обладают полной самостоятельностью в области суда.

3. Поместные Церкви вправе созывать свои Соборы (Поместные Соборы).

Предоставление автокефалии. Автокефалию новой Церкви могут предоставить:

1. Вселенский Собор.

2. Поместный (или Архтиерейский) Собор уже существующей автокефальной Церкви для определенной части своей Церкви (такого мнения придерживается наша Церковь).

3. Константинопольский патриархат в согласии с остальными Поместными Церквами (такого мнения придерживаются остальные православные Церкви).

Что касается критериев автокефальности (т. е. правомерности отделения одной Церкви от другой), то, учитывая исторический опыт развития Церквей, можно отметить два таких критерия: во-первых, стремление к созданию независимой Церкви всегда прослеживается в самостоятельном независимом государстве (ярким примером такого процесса могут служить события церковной жизни на Украине в начале 1990-х гг. в связи с образованием суверенной Республики Украина), и во-вторых, каждый народ, имеющий национальное самосознание и свою культуру стремится иметь и свою независмую Церковь. Именно на этой основе возникли национальные Автокефальные Православные Церкви в ряде государств.

Церковная автономия. Помимо автокефальных, независимых друг от друга Церквей, существуют еще Церкви автономные. Термин «автономия» вошел в церковный лексикон из гражданского права. В светском законе этим термином обозначалась местная организация, имеющая право на самоуправление в границах основного положения (конституции) государства. Автономная Церковь – самостоятельно избирающая на своем Поместном Соборе главу Церкви с последующим утверждением его Патриархом Автокефальной Церкви, в рамках которой Автономная Церковь существует. Зависимость Автономной Церкви от Автокефальной проявляется в том, что Церковь-Дочь должна брать у своей Церкви-Матери св. Миро, подчиняться ее суду, обращаться к ней за разрешением важнейших вопросов церковной жизни. Автономная Церковь получает от Церкви-Матери Устав, определяющий границы ее компетенции. В Уставе указывается на обязанность первого епископа Автономной Церкви или всех ее епископов поминать имя предстоятеля Церкви-Матери, что является выражением зависимости Автономной Церкви. В рамках своих границ Автономная Церковь сама распоряжается своей внутренней жизнью.

В настоящее время Автономными Церквами являются Финляндская (находится в зависимости от Константинопольской Церкви), Японская (в зависмости от Русской Церкви). Автономной Церковью, представленной одним монастырем, в настоящее время является Синайский монастырь св. великомученицы Екатерины (находится в зависмости от Иерусалимского Патриархата). Украинская Православная Церковь, в 1990 г. получившая самостоятельность, но сохранившая юрисдикционную связь с Русской Церковью, по статусу пользуется правами «широкой автономии», хотя в томосе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о даровании ей самостоятельности термин «автономия» не употреблен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: