ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА - САМООТДАЧА




* * *

Писать о творчестве всегда нелегко. С одной стороны, можно впасть в сухой стиль так называемых критических отзывов. С другой стороны, есть риск обойтись только восторженными эпитетами, наподобие комментариев семейных фотографий в социальных сетях. Творчество композитора, педагога и музыканта Галины Константиновны Кадыковой даёт повод и для сугубо теоретического разбора созданных ею музыкально-поэтических произведений, и для хвалебной статьи…

Первая встреча с композитором, создающим песню, чаще всего, происходит незапланированно. Вдруг, из звукового потока, окружающего нас, в основном, в фоновом режиме, ухо выхватывает оригинальную мелодию, ритм, мыслеобраз. Человек, словно радиоприёмник, мгновенно настраивается на эту «волну», и вот уже душа его покорена музыкой и стихами, сплавленными воедино волей музыканта-творца. А потом, потом уже мир невозможно представить без присутствия в нём мелодий, созданных неизвестным тебе человеком. Моё первое знакомство с творчеством Галины Константиновны произошло именно так – внезапно, ошеломительно, раз и навсегда!

В 2011 году группа энтузиастов, собравшихся в социальной сети «В контакте», готовила проведение первого Фестиваля «Наши песни войны и Победы». Нам всем, не прошедшим в финал песенного конкурса к очередному юбилею Победы на ОРТ, очень хотелось донести свои произведения до слушателя. Согласитесь, абсолютно нормальное желание для творческих людей. Оказалось, что сотни профессиональных и самодеятельных авторов захотели выйти со своими творениями к людям. Так получилось, что я занимался не только отбором песен в фестивальную программу, но и писал краткие отзывы на каждую представленную композицию. Песни у людей действительно были разные. У кого-то «хромала» рифма, кто-то «сбоил» в музыкальной области, кому-то стоило лишь изменить темп и аранжировку произведения. Работа, конечно же, не была «адовой», но требовала времени, внимания, доброжелательности и, разумеется, профессионализма. С какого-то момента ухо «замылилось», так как часть прослушанных мною песен были примерно одного уровня. И вот, в очередной раз, нажимая кнопку воспроизведения, я словно вынырнул из речного потока на морской простор. Музыка и стихи, которые я услышал, властно повели меня за собой, не отпуская ни на миг.

Это была композиция Галины Кадыковой «Колыбельная Бабьему Яру» на стихи еврейского поэта О.Дриза. Композитор, в отличие от большинства конкурсантов, не стала «гоняться за хитом», сочиняя бравурный марш, или разухабистую «музычку» для эфира, а создала удивительное по силе воздействия произведение, которое я представляю не на эстраде, а в Большом зале Московской консерватории. По сути, «Колыбельная» является неким музыкально-поэтическим «зерном», из которого может вырасти кантата или оратория – жанры отнюдь не эстрадные. Всё в произведении свидетельствовало не только о высоком профессионализме композитора (несимметричный размер, мелодия, созданная «с оглядкой» на еврейские клейзмерские напевы, тонкая, с пониманием, аранжировка, выбор темы), но и об удивительных свойствах души человека, создавшего этот песенный шедевр. Именно после знакомства с творчеством Галины Константиновны я принял решение о своём участии в Фестивале, который в 2011-м должен был пройти в Москве на ВДНХ. Мне не только захотелось услышать «Колыбельную Бабьему Яру» вживую, но и обязательно познакомиться с автором.

Знакомство, к моей радости, состоялось. Оказалось, что Галина пишет очаровательные детские песни (в том числе и на свои стихи), объединённые в циклы, сочиняет инструментальные пьесы и создаёт песенную летопись своего родного горда Костромы. После знакомства я был буквально переполнен впечатлениями, тем более, что Галина Константиновна подарила всем участникам Фестиваля свой сборник детских песен «Тим, Черныш и другие». Эти ноты, надо сказать, тут же «приватизировала» моя жена – педагог-музыковед, и вот уже семь лет использует на своих уроках.

Сегодня издать книгу очень непросто. Ещё сложнее дело обстоит с нотной литературой. Тем не менее, у композитора Кадыковой в издательстве КОСТРОМАИЗДАТ вышел уже третий сборник детских песен. Все они – и «Тим, Черныш и другие», и «Страна ДоРеМиЛяндия», и «Двадцать две веснушки», очень непохожи, так как создавались в разное время и с разными целями. Объединяет их талант композитора и стихотворца. А ещё все песни, созданные Галиной для детей, очень искренние. Думаю, что, даже разобравшись досконально в композиторской технике Галины Константиновны, невозможно понять, как ей удаётся выпускать в мир такую чудесную музыку. Безусловно, Галина тонко чувствует музыкальную фактуру, мастерски применяет самые смелые гармонические формулы, безупречно владеет музыкальной формой и, сочиняя песни (в том числе и для детей) понимает толк в возрастных вокальных особенностях, но композиторский Дар одной техникой и глубокими знаниями не исчерпывается. Всегда есть «тайный ингредиент» творчества, который носит исключительно личный характер, делая просто музыканта настоящим композитором. Галина Кадыкова обладает этой тайной созидания искусства в полной мере. Возможно, именно поэтому, жизни своей без творчества не представляет, умея подняться над суетой и рутиной, присущих педагогической деятельности, чтобы творить Музыку, легко проникающую в наши души…

Когда-то великий Борис Пастернак написал: «Цель творчества – самоотдача…». Музыка, создаваемая Галиной Кадыковой, и есть результат полной творческой самоотдачи - работы не во имя пресловутого успеха, а ради реализации в себе божественной сути Творца, трудов, ради воплощения главной цели Искусства – совершенствовать человеческие души, неся свет таланта в наши сердца.

В современной России, как-то не принято искать и поддерживать композиторские таланты. Союз композиторов, видимо, занят проблемами выживания уже состоявшихся мэтров, фестивали и конкурсы композиторского искусства не освещаются в СМИ, а у талантов, живущих в провинции, фактически отсутствует площадка для представления своего творчества широким массам слушателей. Но, несмотря на это, Галина Кадыкова не опускает руки, не бросается в стихию музыкальных «рыночных отношений», а продолжает свою «музыкальную партию», свою миссию в этом мире, не представляя, как можно жить по иному.

Пусть же на многая и благая лета подарит Создатель творческое вдохновение замечательному человеку, прекрасной женщине, тонкому педагогу и неизмеримо талантливому композитору Галине Кадыковой. Пускай, как можно чаще, звучат её удивительные песни, окрыляя души взрослых и маленьких слушателей. Бог в помощь…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: