Тема: Социология личности.




- Личность: понятие и структура.

- Понятие социализации личности.

- Статусно-ролевая концепция личности.

- Социальные типы личности в современной социологии.

- Девиация и социальный контроль.

 

- Личность: понятие и структура

Сегодня человеческая личность – исходная точка социологического исследования. Но разве только сегодня? 2500 лет назад знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!». Мы понимаем, что философ искал не какого-то конкретного человека – мужчину или женщину, старика или юношу, богатого или бедного, которых на улице Афин было также много, как и сегодня. Он искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем и мы отыскать ее.

Биологическая эволюция человека длилась 2,5 млн. лет, хотя об этом до сих пор идут жаркие споры. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет связано не с биологией, а с культурой и обществом, т.е. не с естественной, а искусственной средой. С этого момента в человеке, как биологическом существе, формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность.

Развитие представлений о человеке как личности прошло несколько этапов.

1 этап – Древний Китай (6-1 века до н.э.). Здесь человек рассматривался как существо, занимаемое срединное положение в мире, соединяя в себе темное и светлое, мужское и женское, твердость и мягкость, покой и движение. Человек, в представлении древних китайских философов, не ощущает границ собственной личности.

2 этап – Древняя Индия (7-4 века до н.э.). Буддизм устраняет индивидуальное своеобразие людей. Отвергая мысль о свободной воле, буддизм негативно относится к идее о том, что у человека есть душа. Следовательно, и личности как таковой тоже не существует, есть лишь космическая душа.

3 этап – Древняя Греция (6-4 века до н.э.). Античные философы первыми осознали, что ценность жизни – в ее неповторимости. Поворот к антропологической теме осуществил Сократ. Его называют родоначальником философии человека. Знаменитое изречение «Познай самого себя» означало, что каждый человек обладает внутренним «Я», центром которого является разум, мышление. Человек рационален: он ставит себе цели и, достигая их, несет за них ответственность. Совершенствование человека есть результат его деятельности и воспитания.

4 этап – Средневековье (4-14 века н.э.). Принципиально новый подход к человеку связан с христианством, что воплотилось в учении гуманизма. Древнекитайскую, древнеиндийскую и древнегреческую цивилизации относят к доличностным культурам. Христианство поместило человека в центр мироздания. Человек – это Храм, он создан по образу и подобию Бога. На человеке отпечаток абсолютной личности творца.

5 этап – Возрождение (14-16 века). Складывающиеся в эпоху Европейского Возрождения взгляды на человека вобрали в себя все лучшее от античности и христианства и воплотились в учении гуманизма. Мыслители этой эпохи – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте – провозгласили свободу и суверенность человеческой личности. Она представлялась как гармония тела и духа, разума и чувств, земного и божественного. А капитализм, как социальное и экономическое явление, зарождающееся в эту эпоху, невозможен там, где нет индивида – свободного предпринимателя, купца, ремесленника, наемного работника. Они самостоятельные экономические агенты. Возрождение еще называют «веком разума», т.к. оно провозгласило разум высшим достоинством человека.

6 этап – Просвещение (17-18 века). Просвещение продолжило начатую в эпоху Возрождения борьбу за установление «царства разума», политических свобод и гражданских прав человека. Конец эпохи Просвещения ознаменовался двумя важнейшими событиями – Великой промышленной революцией, которая утвердила капитализм, и Великой французской революцией (1789), провозгласившей те политические нравы и свободы, которые составляют основу современной демократии.

Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и предпринимательский дух – главные параметры формирующейся личности. Историки утверждают, что само слово «индивидуальность», как и слово «личность», появилось каких-то 200-300 лет назад, т.е. в эпоху Просвещения.

7 этап – Современность. И. Кант, Гегель, датский философ Сирен Кьеркегор, русские мыслители Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков и американец Питер Друкер начинают рассматривать человеческое существование в двух перпендикулярных гиперплоскостях – в вечности и во времени.

Человек в вечности – носитель вечных ценностей. Человек во времени – всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени – это наше бытие как граждан общества. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные. Однако сущность человека в другом – в человеческом бессмертии и человеческой свободе.

Наше существование – всегда напряжение между временным и вечным. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы.

В структуре личности можно выделить три уровня: биологический, психический и социальный. Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. наделяют ее неповторимыми, уникальными качествами. Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «Я». При этом субъективное «Я» формируется на основе развития задатков и способностей индивида и выражается в его представлениях о самом себе.

С социологической точки зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности и при участии в различных общностях и объединениях – совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентаций. Личность – это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его интеграции в систему общественных отношений.

В социологии рассматривается набор элементов внутренней структуры личности, определяющий готовность к тому или иному поведению: потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции.

Исходными источниками деятельности личности выступают потребности человека. Создателем иерархической теории потребностей считается американский психолог А. Маслоу, который разделил потребности на базисные (в пище, безопасности, крове и др.) и производные, или мета-потребности (в справедливости, порядке, благополучии). Мета-потребности не имеют иерархии, т.к. ценностно равны друг другу. Базисные же потребности расположены в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

1) Физиологические потребности;

2) Экзистенциальные потребности (в безопасности, уверенности в завтрашнем дне);

3) Социальные потребности (в привязанности, принадлежности к коллективу, в общении);

4) Престижные потребности (в статусе, престиже, признании);

5) Духовные потребности (в самовыражении через творчество).

Маслоу первые два типа потребностей в разработанной им иерархии назвал первичными (врожденными), три остальных – вторичными. При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных потребностей вторичными.

Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определенных потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение. Совокупность сложившихся ценностных ориентаций обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.

Диспозиция (от лат. dispositio – расположение) означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.

Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Понятие установки связывается с состоянием психики индивида, под ней понимается предрасположенность к действию как некое состояние психики индивида.

Существует иерархия диспозиций:

- к низшему уровню диспозиционной структуры личности относятся элементарные установки, формирующиеся в простейших жизненных ситуациях (чистить зубы по утрам, пить кофе на завтрак и пр.).

- второй уровень диспозиционной структуры личности – социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из трех основных компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого.

- третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности (в профессиональной сфере, проведение досуга, семейно-бытовые отношения и т.д.);

- высший диспозиционный уровень образуют ценностные ориентации.

Диспозиционная структура характеризует свойства «модальной» личности. «Модальная» личность обладает общими для данного общества чертами. Кроме того различают базисный тип личности, наилучшим образом отвечающий объективным условиям современного этапа развития общества и идеал личности – личность, которую общество провозглашает эталоном.

К анализу социологических проблем личности полностью применимы слова известного американского социолога Ч.Р. Миллса, который писал, что «изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей».

- Понятие социализации личности

Итак, мы рассмотрели понятие, структуру личности, исходные источники ее деятельности и теперь следует обратиться к рассмотрению самого процесса вхождения личности в систему общественных отношений, ведь личность не может сформироваться в полном отрыве от общества.

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация - это сложный процесс включения индивида в общественные отношения в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

Социализация начинается с первых лет жизни и продолжается до самой смерти человека, т.е. она означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Выделяют несколько этапов социализации личности.

Первичная социализация – это этап усвоения первых элементарных сведений, закладывающих основы сознания и поведения, которые человек получает в семье. При этом, роль агентов первичной социализации могут выполнять как родные родители ребенка, так и приемные родители, либо воспитатели детского дома.

Вторичная социализация (ресоциализация) – это последующий процесс усвоения социальных ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Ими выступают родители, братья, сестры, сверстники, учителя, врачи, тренеры, представители администрации школы, вуза, предприятия, сотрудники СМИ, партий, суда. Институты, осуществляющие выработку правил и законов становления личности в обществе, а также осуществляющих контроль за поведением личности, называются институтами социализации. Ими могут выступать семья, школа, суд, организация и пр.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе с тем, в какой бы сфере не действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления. Особое значение для социализации личности, обогащения ее духовного мира приобретает свободное время, которое, по словам К. Маркса, служит мерилом истинного богатства человека. Духовный компонент является определяющим в социализации человека, поэтому тему социализации личности следует рассматривать в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы и искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политических отношений. Но человека возвышает лишь уровень культуры, богатство и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

Социология личности как специальная социологическая теория появилась на грани 19 и 20 веков. Многогранность процесса становления и развития личности породила различные теории социализации, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы.

Наибольшую известность получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда, Ж. Пиаже.

Ч. Кули и Дж. Мид – представители школы символического интеракционизма. Они также известны как основатели теории «зеркального Я», согласно которой люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. «Я» включает в себя:

1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»,

2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»,

3) вытекающее из этого специфическое «чувство» гордости или унижения («самоуважение»).

По мнению Дж. Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир.

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребенка, усваиваются роли сразу нескольких лиц.

Одним из первых выделил механизмы социализации ребенка основатель психоанализа З. Фрейд. По Фрейду личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» - примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «Я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-Я» - носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции.

Социализация понимается Фрейдом как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделил 5 стадий, связанных с определенными участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Эрика Эриксона, который выдвинул три новых и важных положения.

Во-первых, он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте.

И, в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя различные стадии в развитии личности, делает акцент на интеллектуальном развитии ребенка и подростка в зависимости от опыта и социального взаимодействия. В интеллектуальном развитии Пиаже выделяет несколько больших этапов, сменяющих друг друга в определенной последовательности.

Социализацией Пиаже называет социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения). Ребенок социален с самого рождения, но социализируется только постепенно, по мере формирования соответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов.

В отечественной социологии процесс социализации принято разделять на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие авторы подчеркивают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения.

- Статусно-ролевая концепция личности

Организационно-регулирующим механизмом социализации является система социальных ролей и статусов.

Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.

В рамках теории социальных ролей существуют два основных подхода к пониманию роли. Впервые понятие социальной роли было систематически представлено в 1934 году Дж. Г. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль «родителей» невозможно представить без роли «ребенка», она может быть определена как ожидаемое поведение только относительно ожидаемого поведения последнего.

От концепции Мида отталкивался в своих работах Дж. Морено – основоположник социометрии. Морено описывал следующие типы ролей:

1) «психосоматические роли», в которых поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание роли носит бессознательный характер;

2) «психодраматические роли », когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями социального окружения;

3) «социальные роли », когда личность ведет себя так, как того ожидают от представителя той или иной социальной категории (рабочего, прихожанина церкви, матери и т.п.).

Другой подход – функционалистский – был предложен Р. Линтоном. Сторонники этого подхода отвергают как идею принятия роли в качестве характерной формы взаимодействия, так и идею построения роли в качестве его результата.

Они рассматривают роли на основе существования предписанных и статичных ожиданий в отношении поведения и как безусловные предписания, свойственные определенным позициям. Эти предписания исходят из культуры общества, которая в рамках функционалистских концепций обычно рассматривается как унифицированная культурная система, и выражаются в социальных нормах, определяющих поведение в пределах той или иной роли.

Роль дает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени требуют точного следования инструкциям, т.е. роли различаются по степени формализации. Некоторые роли определены очень четко, например, в военной организации, но в обществе есть много ролей, которые определены весьма расплывчато.

Взрослея и выходя за пределы своей семьи, ребенок узнает, что в обществе существует своего рода дифференциация индивидов по рангу. Каждый ребенок определяет свое место в обществе в зависимости от социального статуса.

Социальным статусом называется каждая из социальных позиций индивида, связанная с определенными правами и обязанностями.

Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них главный статус – определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться и т.д. Статусы делятся на «приписанные» (аскриптивные) и «достигнутые» (приобретенные). В примитивных обществах статусы чаще всего являются предписанными, а в современных индустриальных – достигаемыми.

Таким образом, статусно-ролевая концепция личности подчеркивает, что общество способствует становлению личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует ее.

- Социальные типы личности в современной социологии

Социальный тип личности – продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В социологии предлагаются различные варианты типологии личности: типология М. Вебера, К. Маркса, Э. Фромма.

В современной социологии типы личности выделяются в зависимости от их ценностных ориентаций:

- традиционалисты – ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания; уровень самостоятельности, креативности, самореализации низкий;

- идеалисты – критически относятся к традиционным нормам; твердая установка на саморазвитие;

- фрустрированный тип личности – характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;

- реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;

- гедонистические материалисты – ориентированы на удовлетворение потребительских желаний.

В условиях тоталитарных или близких к ним режимов вырабатывается ряд устойчивых поведенческих стереотипов:

- эффект выученной беспомощности – человек, неоднократно убеждаясь в неподконтрольности событий, становится исполнительным, но безынициативным («человек-винтик»);

- пролонгированный инфантилизм (затянувшееся детство) – проявляется в боязни ответственности и в стремлении переложить ее на других;

- паразитическая новация – основана на стремлении получить компенсацию за понесенные потери и восстановить социальную справедливость незаконными способами.

 

 

- Девиация и социальный контроль.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: