Модели построения СМК
В настоящее время существует достаточное количество моделей, которые могут быть базовыми для построения системы менеджмента качества (СМК) в образовательном учреждении. В качестве базовых моделей СМК в образовательных учреждениях наиболее часто используются:
1. Модель совершенства EFQM;
2. Модель конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования (ранее модель Конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»);
3. Типовая модель качества образовательного учреждения (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»);
4. Модель премии Правительства РФ в области качества и др.
Каждая вышеперечисленная модель включает в себя критерии (компоненты) и показатели выделенных критериев, на основе которых строится СМК образовательного учреждения.
1. Модель совершенства EFQM или Модель Делового Совершенства Европейского Фонда Менеджмента Качества - свободная конструкция, основанная на 9 критериях, используемых для оценки продвижения организации к Совершенству.
Модель признает множество подходов к достижению стабильного Совершенства организации. Превосходные результаты достигаются через основные компоненты данной модели Лидерство, его Политику и Стратегию, которые, осуществляются через Персонал, Партнерские отношения и Ресурсы и Процессы. Стрелы в схеме придают особое значение динамической природе Модели, показывая, что Инновации и Обучение помогают улучшить Возможности, которые, превращаясь ведут к улучшению Результатов. Положения Модели не имеют исчерпывающее значение, они изменятся, когда Совершенные компании разовьются и улучшатся.
|
Главными достоинствами СМК, построенной с применением модели EFQM являются:
адекватное и своевременное реагирование вуза на изменения внешней среды;
получение возможности проложить путь к новым достижениям в области качества подготовки кадров, научно-исследовательской деятельности и т.п.;
творческий подход к принятию управленческих решений;
возможность в выявлении проблемного поля образовательного учреждения;
«ориентация на результаты», т.е. получение возможности оценки деятельности вуза через систему показателей и др.
2. Модель конкурса Рособрнадзора является адаптированным для сферы образования вариантом моделей EFQM и Премии Правительства РФ. В соответствии с критериями этой модели ежегодно Рособрнадзор проводит конкурс среди вузов. На сегодняшний день с позиции качественной оценки эта модель наиболее полно учитывает особенности деятельности вуза и преимущества указанных выше моделей.
Учитывая особенности модели конкурса РособрнадзораСПбГУКИ проводит внутреннюю процедуру самооценки по критериям этой модели. Модель конкурса включает две группы критериев: первая группа критериев характеризует то, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого («возможности»), вторая группа критериев характеризует то, что достигнуто («результаты»).
Первая группа включает критерии:
роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов;
|
политика и стратегия в области качества подготовки специалистов;
использование потенциала преподавателей, сотрудников и обучающихся для обеспечения качества подготовки специалистов;
рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских);
управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.
Вторая группа включает критерии:
удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов вуза;
удовлетворенность преподавателей, сотрудников и обучающихся работой и учебой в вузе;
влияние вуза на общество;
результаты, которых добился вуз в отношении запланированных целей повышения качества подготовки специалистов.
3. Существует также модель совершенствования деятельности образовательного учреждения («ЛЭТИ») в первую очередь, предназначена для стимулирования образовательного учреждения к применению принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM) и поиску постоянного улучшения СМК. Под Моделью совершенствования деятельности образовательного учреждения понимается определенная совокупность критериев и составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности образовательного учреждения с позиций менеджмента качества, а также описание «уровней совершенства» (квалиметрических шкал в виде матриц) всех составляющих, которые в совокупности определяют все процессы образовательного учреждения направленные на достижение требуемых результатов по качеству. Модель содержит 9 критериев и 55 подкритериев и составляющих. К критериям относятся: Лидирующая роль руководства, Политика и Стратегия, Менеджмент персонала, Ресурсы и партнеры, Менеджмент процессов, Удовлетворенность потребителей, Удовлетворенность персонала, Влияние образовательного учреждения на общество, Результаты деятельности образовательного учреждения.
|
В основу типовой модели качества образовательного учреждения («ЛЭТИ») положены Бельгийско-нидерландская модель улучшения качества высшего образования, основанная на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), и модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», которые дополнены стандартами и директивами ENQA, требованиями и рекомендациями стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).
4. Модель премии Правительства РФ в области качества, включает в себя два блока критериев. Первый блок "Возможности" состоит из 5 критериев: Лидирующая роль руководства, Политика и стратегия организации в области качества, Персонал, Партнерство и ресурсы, Процессы осуществляемые организацией. Второй блок "Результаты" состоит из следующих 4 критериев: Удовлетворенность персонала, Удовлетворенность потребителей продуктов и услуг, Влияние организации на общество, Результаты работы организации.
Достоинства модели:
Модель базируется на принципах TQM и совпадает в значительной степени с моделью EFQM и последней версией стандартов серии ISO 9000:2000;
Благоприятный прогноз развития модели;
Добровольное участие в конкурсе;
Участие учитывается при прохождении процедуры комплексной оценки, предстоящей в 2007 году;
Благоприятный момент для участия;
Четкость и сжатость временных границ;
Высокий неформальный рейтинг качества подготовки;
Подготовка специалистов и наличие выпускающей кафедры по управлению качеством;
Контакты с экспертами;
Минимальные материальные затраты;
Подтверждение правильности выбора позицией лидирующих вузов по системам качества.
Недостатки модели:
Нестабильность политики Минобрнауки РФ;
Отсутствие до сегодняшнего дня утвержденного «Руководства» за 2005 год;
Сжатость сроков;
Отсутствие формализованных стимулов и механизмов массовой мобилизации на выполнение ответственной работы в сжатый период у большинства сотрудников;
Слабое WEB представление и наличие белых пятен в показателях модели.
Организации различаются размерами и структурой, количественным составом и характером преследуемых целей, особенностями поведения в процессе достижения целей и т. п.
1.Организация ….
В истории известны три формы организации совместной деятельности людей ради общей цели:
§ община;
§ корпорация;
§ ассоциация.
В рамках менеджмента редко рассматривают небольшие организации, которые имеют единственную нехитрую цель и руководители которых не интересуются ничем, кроме собственного покоя и благополучия. Предметом рассмотрения в курсе менеджмента является управление сложными организациями. Организации, которые принято называть сложными, обычно обладают следующими специфическими характеристиками:
Виды организаций
Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей. Если попытаться сформулировать, что обычно понимается под организацией, то, прежде всего возникает мысль: понятие «организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей. Поэтому в самой простой формулировке организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.
Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.
Классификация организаций
В современном обществе действует множество разнообразных организаций. Их взаимодействие определяет специфику общественной структуры, формирует социальный фон жизни современного человека. Организации определяют уровень развития современного общества.
Организации могут быть классифицированы по следующим признакам (рис. 3.3):
§ организационно-правовая форма (ОПФ) (рис. 3.4);
§ форма собственности:
§ частная;
§ государственная;
§ муниципальная;
§ общественная;
§ целевое назначение:
§ производство продукции;
§ выполнение работ;
§ оказание услуг;
§ широта производственного профиля:
§ специализированные;
§ диверсифицированные;
§ характер сочетания науки и производства;
§ научные;
§ производственные;
§ научно-производственные;
§ число стадий производства:
§ одностадийные;
§ многостадийные;
§ расположение предприятия:
§ на одной территории;
§ на одной географической точке;
§ на разных географических точках.
Юридическое лицо - это организация, которая:
§ имеет обособленное имущество в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;
§ отвечает имуществом по своим обязательствам;
§ может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
§ может быть истцом и ответчиком в суде;
§ имеет самостоятельный баланс или смету.