Власть и нормы в первобытном обществе.




Человек современного вида появился около 40 тыс. лет назад. А первые государства стали возникать сравнительно недавно. Так, в Древнем Египте оно возникло в конце IV – начале III тыс. до н.э., в Китае – во II тыс. до н.э., на территории нынешней России – чуть более 1 тыс. лет назад. Т.о., в истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало и развивалось без государства и права. В науке этот период называется первобытным обществом – первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права.

В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение родовой общины.

Значительное время в своей истории люди существовали в условиях первобытного стада. Это период присваивающей экономики. Орудия труда достаточно примитивны. Власть в этот период мало чем отличалась от той власти, которая существует в стаде животных.

По мере совершенствования орудий труда, открытия способов искусственного добывания огня появилось более обширное и прочно организованное объединение людей – род.

Род – исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство. Присваивающая экономика вытесняется производящей. Появляется групповой брак.

На определенном этапе развития общества происходит естественное разделение труда между мужчинами и женщинами. Главенствующее положение стали занимать женщины. Матриархат продолжался несколько тысячелетий.

В результате развития скотоводства, металлообработки, повышении эффективности и значимости мужского труда на смену матриархату приходит патриархат, характеризующийся отцовским родом, происхождение родства ведется по мужской линии, мужчина занимает господствующее положение в производстве и обществе.

На смену групповому приходит парный брак, в дальнейшем ему на смену приходит брак с господством мужчины. Так появилась патриархальная семейная община, которая характерна для заключительной стадии родового строя.

Этап разложения родовой общины характеризуется разрушением внутриродовых связей и зарождением будущих государственно-правовых институтов.

Отличительными особенностями власти родовой общины являлись следующие.

1. Источником власти была вся родовая община в целом. Это был период т.н. прямого правления, когда члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей порядка к ответственности.

2. Высшей властью было общее собрание всех взрослых членов рода.

3. Повседневное управление делами осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода. Его власть не являлась наследственной, в любой момент он мог быть заменен. При этом, старейшины и другие «должностные» лица рода (военноначальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами.

4. Власть в первобытном обществе опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось принуждение, однако никаких специальных органов для этого не было.

 

 

Признаком любой социальной общности являются урегулированность и упорядоченность общественных отношений. Достигаются они с помощью власти и социальных норм.

Регулировать в переводе с лат. означает подчинять определенному порядку, правилу.

Выделяют два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное – это упорядочивание людей при помощи приказов, велений, относящихся к конкретному лицу и к конкретной ситуации. Нормативное – это упорядочивание людей при помощи социальных норм, которые распространяются на всех членов рода. Именно социальные нормы первобытного общества явились прообразом будущего права.

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Считалось, что социальные нормы возникли, прежде всего, в силу материальных, экономических предпосылок. Возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктами. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится замет законом (Энгельс).

Позднее появляются и другие обоснования причин появления социальных норм. В частности, одной из таких идей является идея, согласно которой запрет инцеста явилось исходным фактором в выделении человека из мира природы. Суть запрета заключалась в недопущении половых отношений между мужчиной и женщиной одного рода. В данном случае имеет место биологическая причина.

У многих народов Азии, Африки существовал запрет есть свинину, вызванный, по-видимому, тем, что свиньи на юге заражены опасными паразитами. Этот запрет вошел в мусульманскую религию и стал религиозным запретом. Здесь имела место санитарная причина.

Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Впервые это понятие ввел советский специалист по этнографии Першиц.

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари, мифология.

Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Особенностью обычаев является то, что их никто не придумывает, они возникали как результат наиболее целесообразного варианта поведения, которому бессознательно следовали все члены рода. Многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Затем обычаи осознавались людьми как необходимое условие их жизни и передавались из поколения к поколению.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Возникают значительно позже обычаев, на этапе развития общества, когда у людей появляется способность оценивать поступки с т.зр. добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, нарушение которого будто бы влечет жестокую кару со стороны фантастических духов и богов.

Агрокалендари – система правил наиболее целесообразного ведения с/х работ и распределения их результатов.

Мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: