Возникновение государства и его отличие от первобытного общества.




(по Матузову и Малько)

Гос-во- политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении гос-ва является дискуссионным. О причинах возникновения гос-ва говорится в различных теориях: теологической (божественная сила), договорной (сила разума, сознания), психологической (факторы психики человека), органической (биологические факторы), материалистической (соц.-экон. факторы), теории насилия (военно-полит. факторы) и т.д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

  1. На процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: соц.- экон., военно-полит., природно- климатические, информационно- управленческие, нравственно- религиозные, национально- исторические, духовно- культурные, экологические, психологические и т.п.;
  2. Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человеческих знаний;
  3. Объясняя процесс возникновения гос-ва, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;
  4. зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения гос-ва, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов;
  5. нельзя исключить и того, что взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление гос.власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование гос-ва- длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Как бы ни был длителен процесс формирования гос-ва, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными соц.-эконом., военно-полит., природно- климатическими, информационно- управленческими, нравственно- религиозными, национально- историческими, духовно- культурными, экологическими, психологическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого- либо одного из них.

Формы возникновения гос-ва- 2 точки зрения:

  1. – «азиатский способ производства»- Египет, Китай, Вавилон- данный путь возникновения гос-ва связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных соц.работ- строительство и эксплуатация ирригационных сооружений

- рабовладельческая- Древние Афины и Древний Рим

- прафеодальная- Германия, Россия- признаки- знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю

2. Евроцентристская

– древнегреческая (гос-во появилось из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя)

- древнеримская (борьба плебеев с римской родовой знатью)

- древнегерманская (завоевания германских племен)

Итак:

1) гос-во существовало не всегда

2) оно возникло как соц.институт, как продукт общественного развития;

3) на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом соц.управлении и особых соц.правилах поведения

4) под влиянием целой системы факторов.

Сегодня в мире насчитывается около 200 гос-в. Однако процесс возникновения новых гос-в вовсе не завершился. Одни гос-ва подчас могут распадаться (СССР, Чехославакия), другие объединяются в более крупные. Существует еще немало народностей и наций, не имеющих собственных гос-в. Они прилагают определенные усилия для создания таких гос-в.

 

Отличие от первобытного общества- признаки:

  • публичная власть
  • система налогов и займов
  • территориальное деление населения
  • право
  • суверенитет
  • монополия на легальное применение силы

 

Понятие, признаки и сущность государства.

 

Понятие государства.

Попытки определить понятие государства предпринимались еще с древних времен, однако до сих пор отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем. При определении понятия государства важно учитывать:

1. неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми

2. сложность и многогранность самого государства как явления.

 

Кроме того, как отмечал Кельзен, данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления. Иногда этот термин используется в самом широком смысле, для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества. Нередко применяется и в очень узком смысле – для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

По мнению Кельзена, одного из основателей теории правового нормативизма, понятие государства может употребляться в следующих смыслах.

1. в юридическом смысле. Оно может представляться как юридическое лицо, как своеобразная корпорация. От других корпораций отличается установленным в масштабе нации или страны правовым порядком.

2. в социологическом смысле. В данном аспекте оно должно пониматься как некая «социологическая общность». Характерной чертой является исходное рассредоточение власти по различным органам. Фактически не существует таких государств, где все акты и действия исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовали несколько командных структур.

3. как живой, «естественный организм». Данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. Общество полностью отождествлялось с организмом, а государство считалось единственным институтом, предназначенного для обеспечения благополучия.

4. как «система норм», как «нормативный порядок» или как «политически организованное общество».

Т.о., сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия разными авторами, с другой, обуславливает наличие его многовариантного понимания. При этом весьма заметно сказывался субъективизм. В частности, Гумплович отмечал, что в определении государство часто изображают не то, что представляло из себя в действительности государство, а то, чем оно должно быть по субъективному взгляду автора.

 

Определение государства на различных этапах его развития.

Аристотель считал, что государство – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

Мыслитель эпохи Возрождения Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.

Жан Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Томас Гоббс, сторонник абсолютистской власти, определял его как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».

Джон Локк рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

По-разному понималось государство и в более поздний период. В немецкой литературе, например, в одних случаях оно определялось «как организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Моль); в других – как «союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием»; в третьих – как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (Гумплович).

В российской литературе можно найти также немало определений.

Государство определяется и как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, мужественными поступками (Ильин).

Оно рассматривается и в качестве союза «свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» (Хвостов), и как объединение людей, «властвующих самостоятельно и исключительно в пределах территории» (Трубецкой).

В послереволюционный период государство представлялось как «особая организация силы», «организация насилия для подавления какого-либо класса» (Ленин).

В последние десятилетия на первый план стали выступать вместо узкоклассовых подходов «общечеловеческие ценности». Довольно типичным стало определение государства как «единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом» (Хропанюк).

 

Признаки государства.

За всю историю развития человечества мыслителями и философами было высказано множество разных мнений об основных признаках государства.

Демокрит считал особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества.

 

Основные признаки можно выделить следующие:

 

1. наличие аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, которые не производят непосредственно ни материальных. Ни духовных благ, а лишь управляют.

2. наличие аппарата принуждения. Государство обладает специальными учреждениями – армией, судом, полицией, тюрьмами, которые располагают правом легального применения принуждения. Аппарат власти и управления вместе с аппаратом принуждения называют публичной властью.

3. разделение населения по территориальным единицам. В отличие от первобытного строя, где власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду, при государственном строе власть распространяется в зависимости от территории их проживания.

4. суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене.

Верховенство проявляется в ее способности самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения.

Власть не может быть разделена между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его частям или органам. В этом проявляется единство суверенитета.

Независимость государственной власти – ее самостоятельность в отношениях с другими государствами.

5. налоги. Первоначально они были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию, сам государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные и другие программы.

6. некоторые авторы в качестве признака государства выделяют общеобязательный характер актов государства, который определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

 

Сущность государства.

Сущность – совокупность наиболее важных, устойчивых связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

В настоящее время сложились два подхода к трактовке сущности государства.

Первый подход состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Это марксистское понимание государства, сущность которого составляет диктатура экономически господствующего класса.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия, конфликты, выступать средством достижения социального согласия.

Несмотря на противоположность двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала классовости, т.е. стремление правящих классов выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, а с другой стороны, современное государство отличают приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения.

Т.о., обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или иного неодинаков в различных государствах и на разных этапах его развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: