Термин «государственной устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах.
В широком смысле – как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (социально-экономической и политической основы, основы правового статуса граждан, территориального устройства, системы государственных органов).
В узком смысле – для характеристики территориальной организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства, их правовое положение, взаимоотношения между государством и его составными частями).
При характеристике государственного устройства как формы государства имеется ввиду более узкое понятие.
Т.о., государственное устройство – это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.
По форму государственного устройства государства делятся на 2 группы: простые (унитарные) и сложные (федерации, конфедерации).
Простое (унитарное) государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований (Англия, Голландия, Дания, Япония).
Признаки:
1. структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. В зависимости от степени их зависимости от центральной власти они подразделяются на централизованные (высокая степень зависимости: Франция, Турция) и децентрализованные (структурные образования наделены значительно более высокой компетенцией: Италия, Япония)
В ряде государств существуют административные автономии. Например, в Великобритании – Шотландия и Северная Ирландия.
2. существование единой и единственной для всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов.
3. наличие единой территории, единой конституции, единой системы права, единого гражданства, единой судебной системы, единых вооруженных сил.
Сложное государство – это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.
Федерация – сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.
Признаки:
1. состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли). Они являются субъектами федерации и имеют свое административно-территориальное деление.
2. в ней существую две системы высших органов государственной власти: федеральные органы и органы членов федерации. Разграничение предметов ведения центра и субъектов осуществляется путем закрепления в Конституции или Федеративном договоре.
3. территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов.
4. наличие в субъектах федерации своей конституции (устава), системы законодательства, гражданства.
5. наличие двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации.
6. федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному (США).
Конфедерация – союз полностью суверенных государств, создаваемых на основе договора для достижения определенных целей (ЕС).
Государства, ее образующие, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные органы власти. Для координации совместных действий государства – члены федерации создают объединенные органы.
Конфедерация представляет собой довольно сложное политико-правовое образование, которое неоднозначно трактуется в юридической литературе.
Одни авторы считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства, т.к. это не государство, а союз, объединение каких-либо организаций, государств.
Другие рассматривают конфедерацию как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.
Третьи полагают, что конфедерация исключительно форма государственного устройства.
Конфедерация возникает в процессе заключения договора между двумя или несколькими полностью суверенными государствами, создания на этой основе системы органов и наделения их необходимой компетенцией для реализации целей, послуживших причиной образования конфедерации.
Марченко выделяет также такие сложные формы государственного устройства как инкорпорация и сюзеренитет.
Инкорпорация – полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер (ГДР и ФРГ).
Сюзеренитет – вассальное подчинение одного государства власти другого государства.