Нетарифное регулирование ВЭД в России




В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» мерами нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности являются запреты и ограничения экономического характера, а именно:

-квотирование;

- лицензирование;

- применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (пошлин) при импорте товаров.

Квотирование

На основании ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ вправе устанавливать:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.

При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона.

Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Лицензирование

В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случаях:

1) введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнения РФ международных обязательств.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) через свои территориальные органы выдает участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий:

а) разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи.

б) генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании решения Правительства РФ документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи.

в) исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.

Примеры нетарифного регулирования ВЭД в РФ:

Ø квоты и лицензии на экспорт газа, нефти;

Ø квоты на ввоз текстиля;

Ø субсидирование угольной и сельскохозяйственной промышленности;

Ø система государственных закупок;

Ø разветвленная система технических барьеров.

 

6. Преимущества и недостатки политики протекционизма

Аргументы в пользу протекционизма:

Ø Стимулирование производства и обеспечение занятости

Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо для поддержки отечественных производителей, сохранения рабочих мест и, соответственно, сохранения социальной стабильности. Сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Сравнение последствий установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям позволяет сделать следующий вывод. Если производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства достигается без повышения цен и, следовательно, потребители потерь не несут. Тогда как потери от введения тарифа больше.

Ø Защита молодых отраслей

Сторонники протекционизма утверждают, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам.

Однако, во-первых, трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. В-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм

Ø Увеличение доходов государственного бюджета

Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, т.к. нуждается в дополнительных доходах на покрытие дефицита государственного бюджета.

Однако поступления в бюджет в этом случае зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

Ø Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны

Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Однако серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, энергоносителей и другого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (нефти, газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать субсидиями.

Аргументы против протекционизма:

Ø Обострение межгосударственных противоречий

Политика протекционизма, проводимая одной страной, вызывает ответные меры со стороны ее торговых партнеров. Т.е. следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон.

Ø Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса

Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономические последствия.

Ø Устранение иностранной конкуренции приводит к застою, т.к. ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства

 

Темы докладов

1. Таможенные тарифы развитых и развивающихся стран

2. Внешнеторговая политика России

3. Практика и механизм применения таможенных тарифов в РФ

4. Таможенное регулирование внешней торговли в РФ

 


[1] Наиболее часто используются режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Режим наибольшего благоприятствования (право наиболее благоприятствуемой нации)– условие в международных торговых и экономических соглашения, которое предусматривает предоставление договаривающимися государствами друг другу тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов), которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство. Т.е. если две страны предоставили друг другу определенные права, преимущества и льготы, то этими условиями должно пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ рассматривается ВТО как необходимый фундамент функционирования недискриминационного режима в международной торговле.

При национальном режиме одна страна предоставляет предпринимателям другого государства режим функционирования на ее территории не менее благоприятный, чем режим для своих юридических или физических лиц. Обычно между странами-участницами международных интеграционных группировок.

[2] тарифные преференции - льготы по уплате таможенной пошлины, предоставляемые в зависимости от страны происхождения товара и заключающиеся в освобождении от такой уплаты, применении сниженной ставки таможенной пошлины либо установлении тарифных квот



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: