Действие закона по кругу лиц.




Нормативно-правовые акты в РФ общего характера распространяются на всех лиц, находящихся ни ее территории: граждан, иностранце и лиц без гражданства.

Специальные нормативно-правовые акты действуют лишь в отношении определенных граждан (воинские законы).

В то же время нормативно-правовые акты нашего государства действуют и в отношении наших граждан, находящихся за границей.

Не подпадают под действие нормативно-правовых актов РФ лица, обладающие дипломатическим иммунитетом (принцип экстерриториальности).

 

 

  1. Систематизация нормативных актов и ее виды.

 

Систематизация нормативно-правовых актов – это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

 

Виды систематизации:

1. учет

2. инкорпорация

3. консолидация

4. кодификация

 

Учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правовых актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации.

Осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией других субъектов.

Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию.

 

Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.

Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства РФ. К неофициальной – сборники нормативных материалов, издаваемых в учебных целях и т.п.

 

Консолидация – сведение множества нормативных актов в один укрупненный акт. Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным органом. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт.

 

Кодификация – это переработка норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.).

В ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании.

Кодификация может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института).

 

 

  1. Юридическая техника: понятие, виды, правила.

 

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большей мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники.

Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Объектом юридической техники является текст нормативного документа.

Основные правила подготовки проектов нормативных актов:

1. конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2. логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3. отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

4. ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов;

5. отказ от словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов;

6. краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

 

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта.

 

 

  1. Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии. Способы и типы правового регулирования.

 

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей.

В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей.

К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые, моральные, корпоративные, обычаи и др.

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели (напр., в целях упорядочивания использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле).

Если под воздействием законодательного акта наступают негативные последствия, не предусмотренные законодательством, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием (под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки).

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами (через СМИ, путем пропаганды, агитации).

 

В сферу правового регулирования входят отношения, имеющие следующие признаки:

1. это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

2. в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого;

3. отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

4. эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена силой.

В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих этим признакам.

1. отношения людей по обмену ценностями.

2. отношения по властному управлению обществом.

3. отношения по обеспечению правопорядка.

Общественные отношения, входящие в эти три группы составляют предмет правового регулирования.

Правовое регулирование – это длящийся во времени процесс.

Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций.

Регулятивное воздействие права наиболее эффективно начинается с издания законотворческим органом государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права – первая стадия правового регулирования. На этой стадии нормы регламентируют поведение участников общественных отношений путем установления их статуса. Для субъекта права очерчивается круг возможных прав и обязанностей.

На первой стадии осуществляется общее, неиндивидуализированное воздействие права.

На второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления юридических фактов возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности.

Третья стадия характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации.

На этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования:

Первый способ – предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий.

Второй способ – обязывание как предписание совершить какие-то действия.

Третий способ – запрет, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Дополнительный, т.к. это – вид обязанности, а также им обеспечивается соблюдение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения.

Сюда также относится стимулирующее воздействие норма права (поощрительные нормы).

Со способами правового регулирования взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю. Например, нормы права, правовые акты обладают информационным воздействием. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения.

 

На основе соотношения общих дозволений и запретов в юридической литературе сложились две юридические формулы, на основе которых выделяются дватипа правового регулирования.

Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу устанавливаются четко сформулированные запреты. Он характерен для отношений, регулируемых отраслью гражданского права.

Вторая формула правового регулирования: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Этот тип называют разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением. Здесь в законе указывается точный, строго определенный объем правомочий.

 

В теории права существует понятие «правовой режим». Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов.

 

69. Механизм правового регулирования, его эффективность.

 

 

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности.

Нормы права выступают как предписание и как образец поведения в правовых отношениях. В них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты – предусмотренные нормами права жизненные ситуации, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения – средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в индивидуализированные акты поведения членов общества.

Акты реализации права – это действия субъектов права по воплощению в жизнь предписаний норм права.

Акты применения права – индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Их своеобразие заключается в их нематериальности. Но от уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

 

Разнообразие общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования порождает различия в методах и способах юридического воздействия. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями ценностей, то во вторую и третью группы – отношения между властвующим и подвластным.

В зависимости от этого в теории правового регулирования выделяют два метода правового воздействия:

1. метод диспозитивного регулирования – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы.

2. метод императивного регулирования – построен на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес.

 

  1. Соотношение права и морали.

 

Слово «мораль» происходит от латинского “moralis” – нравственность.

Соотношение права и морали целесообразно рассматривать с точки зрения единства и различия, взаимодействия и противоречия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: