Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
Признаки правовых норм:
1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.
2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей.
3. Это правило поведения общеобязательного характера, т.е. она указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий.
4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность – каждая норма закреплена в нормативно-правовом акте.
5. Это правило поведения, гарантированное государством.
6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.
Виды правовых норм:
I. По субъектам правотворчества:
1. нормы, исходящие от государства (это нормы органов представительной, исполнительной, судебной власти)
2. нормы, исходящие непосредственно от гражданского общества (нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования или всей страны – референдум)
|
II. По социальному назначению и роли в правовой системе:
1. учредительные (нормы-принципы) – отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства.
Ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
2. регулятивные (нормы–правила поведения) – направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.
Выделяют три вида:
- управомочивающие – предоставляют субъектам право на совершение положительных действий.
- обязывающие – содержат обязанность совершения определенных положительных действий.
- запрещающие – устанавливают запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения.
3. охранительные – фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.
В соответствии с ч.1 ст.83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
4. обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.
5. декларативные (нормы-объявления) – включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.
|
Например, ч.2 ст.1 Конституции РФ: «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».
6. дефинитивные (нормы-определения) – определения тех или иных правовых явлений и категорий.
Понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.
7. коллизионные (нормы-арбитры) – устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями.
Например, п.5 ст.3 ГК РФ: «В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
8. оперативные (нормы-инструменты) – устанавливают дату вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.
III. По предмету правового регулирования нормы:
- конституционного
- гражданского
- уголовного
- административного
- трудового и др. отраслей права
IV. По методу правового регулирования:
1. императивные – имеют строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.
2. диспозитивные – присущ автономный характер, позволяющий сторон отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило.
3. рекомендательные – устанавливают варианты желательного для государства поведения.
V. По сфере действия:
1. нормы общего действия – распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
|
2. нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами.
3. локальные – действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
VI. По времени действия:
1. постоянные
2. временные
VII. материальные – закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.п.
- процессуальные – содержат процедуру применения этих правил.
- Структура правовой нормы и способы ее изложения в нормативном акте.
Структура нормы представляет собой ее внутренне строение, внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов.
Следуя установившейся еще в дореволюционной юридической науке традиции, ряд авторов считают, что норма права состоит из двух частей – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции.
Н. М. Коркунов, в частности, полагал, что каждая юридическая норма состоит из двух частей: из определения условий применения правила (гипотеза) и изложения самого правила (диспозиция).
Кроме того, Н. М. Коркунов не только не исключал, но и предполагал необходимость наличия санкции. Санкцию он определял как средство понуждения к исполнению юридических норм. Но, акцентируя внимание на необходимости существования санкции, он не считал ее составной частью структуры нормы права. Она рассматривалась им как самостоятельно существующее «средство понуждения».
Идея о двухзвенной структуре правовой нормы была подхвачена последующими поколениями отечественных и зарубежных юристов, но она не стала доминирующей в государственно-правовой науке.
Доминирует идея трехзвенной структуры правовой нормы. То есть норма права состоит из трех составных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма права.
Гипотеза может выражаться, например, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста гражданина – субъекта права, на время и место совершения того или иного события.
Например, в нормах ст. 59 и 60 Конституции РФ, предусматривающих, что «гражданин РФ несет военную службу в соответствии с ФЗ» и что «гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет», гипотезой является факт гражданства.
Простая гипотеза – указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы.
Сложная гипотеза – действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств («Ребенок, родившийся на территории РФ, от лиц без гражданства, является гражданином РФ»).
Альтернативная гипотеза – ставит действие правовой нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств (обстоятельства прекращения гражданства).
Диспозиция– часть правовой нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.
По способу изложения диспозиция может быть:
Прямая диспозиция – называет вариант поведения.
Альтернативная диспозиция – дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой.
Бланкетная диспозиция – содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.
Санкция – часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.
В зависимости от характера неблагоприятных для нарушителя последствий она может предусматривать:
1. меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор) – штрафные санкции;
2. меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества);
3. меры защиты (взыскание алиментов, восстановление на работе);
Выделяют три группы санкций в зависимости от объема и размера неблагоприятных последствий.
Абсолютно-определенные санкции – точно указан размер неблагоприятных последствий.
Относительно-определенные санк ции – границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.
Альтернативные санкции – перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно.
Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах.
Норма права, включающая в себя гипотез, диспозицию и санкцию, может по-разному излагаться в статьях закона или иного нормативного акта. Есть три способа такого изложения.
1. Норма права и статья закона совпадают, т.е. в одной статье нормативного акта целиком изложена норма в составе всех трех ее элементов.
2. Несколько норм включено в одну статью закона.
3. Одна норма расположена в нескольких статьях.