Норма права: понятие, признаки, виды.




 

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

 

Признаки правовых норм:

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.

2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей.

3. Это правило поведения общеобязательного характера, т.е. она указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность – каждая норма закреплена в нормативно-правовом акте.

5. Это правило поведения, гарантированное государством.

6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

 

Виды правовых норм:

I. По субъектам правотворчества:

1. нормы, исходящие от государства (это нормы органов представительной, исполнительной, судебной власти)

2. нормы, исходящие непосредственно от гражданского общества (нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования или всей страны – референдум)

II. По социальному назначению и роли в правовой системе:

1. учредительные (нормы-принципы) – отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства.

Ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

2. регулятивные (нормы–правила поведения) – направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

Выделяют три вида:

- управомочивающие – предоставляют субъектам право на совершение положительных действий.

- обязывающие – содержат обязанность совершения определенных положительных действий.

- запрещающие – устанавливают запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения.

3. охранительные – фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.

В соответствии с ч.1 ст.83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

4. обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.

5. декларативные (нормы-объявления) – включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления.

Например, ч.2 ст.1 Конституции РФ: «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

6. дефинитивные (нормы-определения) – определения тех или иных правовых явлений и категорий.

Понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.

7. коллизионные (нормы-арбитры) – устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

Например, п.5 ст.3 ГК РФ: «В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

8. оперативные (нормы-инструменты) – устанавливают дату вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

III. По предмету правового регулирования нормы:

- конституционного

- гражданского

- уголовного

- административного

- трудового и др. отраслей права

IV. По методу правового регулирования:

1. императивные – имеют строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.

2. диспозитивные – присущ автономный характер, позволяющий сторон отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило.

3. рекомендательные – устанавливают варианты желательного для государства поведения.

V. По сфере действия:

1. нормы общего действия – распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

2. нормы ограниченного действия – имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами.

3. локальные – действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

VI. По времени действия:

1. постоянные

2. временные

VII. материальные – закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.п.

- процессуальные – содержат процедуру применения этих правил.

 

 

  1. Структура правовой нормы и способы ее изложения в нормативном акте.

 

Структура нормы представляет собой ее внутренне строение, внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов.

Следуя установившейся еще в дореволюционной юридической науке традиции, ряд авторов считают, что норма права состоит из двух частей – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции.

Н. М. Коркунов, в частности, полагал, что каждая юридическая норма состоит из двух частей: из определения условий применения правила (гипотеза) и изложения самого правила (диспозиция).

Кроме того, Н. М. Коркунов не только не исключал, но и предполагал необходимость наличия санкции. Санкцию он определял как средство понуждения к исполнению юридических норм. Но, акцентируя внимание на необходимости существования санкции, он не считал ее составной частью структуры нормы права. Она рассматривалась им как самостоятельно существующее «средство понуждения».

Идея о двухзвенной структуре правовой нормы была подхвачена последующими поколениями отечественных и зарубежных юристов, но она не стала доминирующей в государственно-правовой науке.

Доминирует идея трехзвенной структуры правовой нормы. То есть норма права состоит из трех составных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть правовой нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма права.

Гипотеза может выражаться, например, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста гражданина – субъекта права, на время и место совершения того или иного события.

Например, в нормах ст. 59 и 60 Конституции РФ, предусматривающих, что «гражданин РФ несет военную службу в соответствии с ФЗ» и что «гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет», гипотезой является факт гражданства.

Простая гипотеза – указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы.

Сложная гипотеза – действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств («Ребенок, родившийся на территории РФ, от лиц без гражданства, является гражданином РФ»).

Альтернативная гипотеза – ставит действие правовой нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств (обстоятельства прекращения гражданства).

Диспозиция– часть правовой нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

По способу изложения диспозиция может быть:

Прямая диспозиция – называет вариант поведения.

Альтернативная диспозиция – дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой.

Бланкетная диспозиция – содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция – часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

В зависимости от характера неблагоприятных для нарушителя последствий она может предусматривать:

1. меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор) – штрафные санкции;

2. меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества);

3. меры защиты (взыскание алиментов, восстановление на работе);

Выделяют три группы санкций в зависимости от объема и размера неблагоприятных последствий.

Абсолютно-определенные санкции – точно указан размер неблагоприятных последствий.

Относительно-определенные санк ции – границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

Альтернативные санкции – перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно.

 

Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах.

Норма права, включающая в себя гипотез, диспозицию и санкцию, может по-разному излагаться в статьях закона или иного нормативного акта. Есть три способа такого изложения.

1. Норма права и статья закона совпадают, т.е. в одной статье нормативного акта целиком изложена норма в составе всех трех ее элементов.

2. Несколько норм включено в одну статью закона.

3. Одна норма расположена в нескольких статьях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: