Будинский Изборник и Еврейско-хазарская переписка в X веке




Еврейско-хазарская переписка в X веке и Будинский Изборник
Еврейско-хазарская переписка — собирательное название, объединяющее три произведения середины X века:
1. Письмо сановника Кордовского халифата Хасдая ибн Шафрута к хазарскому царю (беку) Иосифу
2. Ответное письмо царя Иосифа
3. Фрагмент ответного письма подданного Иосифа, неназванного хазарского еврея (так называемый Кембриджский Аноним)
Произведения написаны на древнееврейском языке. Сохранились в виде копий в ряде средневековых рукописей. Представляют особую ценность как единственные письменные источники хазарского происхождения. Содержат уникальные сведения по политической и религиозной истории, социально-экономическому устройству, географии Хазарии и её взаимоотношениям с соседними государствами, в том числе с Русью.
Ответное письмо написано от лица Иосифа бен Аарона — фактического главы Хазарии, управлявшего страной от имени кагана. Себя он называет «царём» (евр. ha-мелех). Текст начинается с краткого приветствия и вежливых слов в адрес Кордовского халифата и пересказа основных моментов письма Хасдая. Иосиф сообщает, что его предки ранее поддерживали отношения с предками халифа (имеются в виду Омейяды). Далее Иосиф сразу же переходит к ответам на вопросы. Примечательно, что он дал ответ не на все из них (примерно на 2/3). Он сообщает, что хазары происходят от потомства Иафета, то есть не скрывает, что они не являются семитами. Возвышение хазар произошло в ходе победоносной войны с многочисленными В-н-н-т-р‛ами (оногурами—болгарами). Далее значительная часть письма посвящена обстоятельствам обращения хазар. Рассказывается история предка Иосифа — царя Булана, который добровольно перешёл в иудаизм, когда ему во сне дважды явился ангел. Значительное место отводится описанию религиозной полемики, состоявшейся между прибывшими к Булану иудейским, христианским и исламским священниками. В ходе спора христианин признал торжество иудаизма над исламом, а мусульманин — иудаизма над христианством. Затем Иосиф рассказывает о потомке Булана — Обадии, правившем несколько поколений спустя. Он провёл крупные религиозные реформы, в частности ввёл Талмуд, сделав хазарский иудаизм ортодоксальным. С него начинается непрерывный перечень имён 12 (в др. варианте 11) последовательно правивших царей. Род Иосифа происходил от брата Обадии — Ханукки. После исторической части письма следует географическое описание Хазарии. Иосиф перечисляет племена, которые платят ему дань, и описывает столицу страны Итиль, расположенную на реке и состоящую из трёх частей. Рассказывает, что он вместе с другими хазарами на весну и лето уезжает из города на кочёвки. В конце он сообщает, что его главной внешнеполитической заботой являются русы, которых он не пускает проходить кораблями в Каспийское море и по суше к Дербенту, намекая этим на то, что защищает от их натиска исламский мир. Данная реплика является ценнейшим свидетельством русско-хазарской напряжённости накануне разгрома каганата Святославом Игоревичем в 965 году.

...Ты спрашиваешь меня в своем письме: "Из какого народа, какого рода и племени ты?" Я сообщаю тебе, что я (происхожу) от сынов Иафета, из потомства Тогармы. Так я нашел в родословных книгах моих предков, что у Тогармы было десять сыновей; вот их имена: первенец - Авийор; второй - Турис, третий - Аваз, четвертый - Угуз, пятый - Биз-л, шестой - Т-р-на, седьмой - Хазар, восьмой - Яну, девятый - Б-лг-р, десятый - Савир. Я (происхожу) от сыновей Хазара, седьмого (из сыновей). У меня записано, что когда мои предки были еще малочисленны, Всесвятой, - благословен Он, - дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со многими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью Божией они прогнали их и заняли их страну, а некоторых из них заставили платить дань до настоящего дня. В стране, в которой я живу, жили прежде В-н-н-тр'ы [+8]. Наши предки, хазары, воевали с ними. В-н-н-т-р'ы были более многочисленны, так многочисленны, как песок у моря, но не могли устоять перед хазарами. Они оставили свою страну и бежали, а те преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени "Дуна" [+9]. До настоящего дня они расположены на реке "Дуна" и поблизости от Кустандины, а хазары заняли их страну до настоящего дня. После того ушли поколения, пока не явился один царь, которого имя было Булан. Он был человек мудрый и боящийся (Бога), раб Господа, уповавший всем сердцем на сего творца. Он удалил из страны гадателей и идолопоклонников, и искал защиты и покровительства у Бога...
П.К. Коковцов. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л., 1932
https://vk.com/doc4605748_473885775
П.К. Коковцов. Новый еврейский документ о хазарах и хазаро-русско-византийских отношениях в Х в. - Журнал Министерства народного просвещения. 1913. Ч. XLVIII. Ноябрь.с.150-173
https://rusneb.ru/catalog/005664_000048_RuPRLIB18001644/


Родословие рода Фогармы, младшего сына Гомера и внука Иафета
Фогарма (Тохарм)

Это все его дети от многих жен, имена потомков едины во многих народах:
Авигор – Агийор – Угюр: угры, уйгуры
Тирс – Турис – Тюркис: тюрки,торки
Авар – Аваp – Абаз: иверы, авары, обезы, они же обры
Угин – Угуз – Огуз: огузы, гузы, гунны
Трна – Трун – Торун: татары, черемисы
Хазардан – Хазар – Козар: хазары
Знур – Янур – Анугур: оногуры, армяне
Блгор – Болгор – Булгар: болгары черные
Савир – Савр – Сабир: савры черные, они же гунны
Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись: (текст, перевод, комментарии, статьи). Под общей редакцией Ю.К. Бегунова. Санкт-Петербург. Из-во Искусство России, 2013. 551с.
Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись: (перевод, комментарии, статьи). Под общей редакцией Ю.К. Бегунова. Редактор Владимир Егоров. Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2014. 343с.

https://vk.com/doc399489626_464573375 18Мб pdf
https://history-fiction.ru/books/all_1/section_0_1/book_4912/


 

Будинский Изборник и Еврейско-хазарская переписка в X веке

Родословие рода Хазардана, родоначальника Хазарского царства
Хазардан
48 ДжебухаганЗиевил (6085 - 6158 от СМ. 577-650 от РХ). Первый каган хазарский
...Дочь БеленджераЧичак (то есть Цветок) выдана за цезаря Константина в год 6256-й (748г. от РХ) и родила первенца Льва Манассия II Хазарина, который стал цезарем Византии в год 6283-й (775 от РХ) и правил до года 6288-го (780г. от РХ) и назван Львом IV, а ЧичакНисси наречена Ириной.
…Хазары восприняли иудейство в 6300 году от СМ (792г. от РХ) и стали врагами Византии и Руси и хотели наложить тяжелые дани на Русь и Византию и брать большие дани от купцов и Руси, и Византии.

Родословие рода Хазардана до окончания Хазарского царства
Хазардан


9 Манассия II 6393 (умер 885 от РХ)
14 Нисси 6407 (умер 899 от РХ)
22 Манахем 6428 (умер 920 от РХ)
12 Вениамин 6440 (умер 932 от РХ)
21 Аарон 6461 (умер 953 от РХ)
12 Иосиф 6473 (убит 965 от РХ).
Итиль, город на реке Ателе (согласно средневековым источникам, находился в дельте Волги, однако археологические поиски Итиля пока не дали результатов, и точное его расположение остаётся неизвестным.Его описания оставлены в арабо-персидской географической литературе и в Еврейско-хазарской переписке), был разграблен великим князем Киевским Святославом и полками его в год 965-й, и так наступил конец Хазарского каганата от СвятославаИгоревича.
И мужи, и жены, и дети, а также иные люди хазарские попали в плен к Святославу и начали дань давать Руси, а некоторые откупились и пошли в Византию, к грекам. А другие хазары с родичами пошли на жительство кто в Киев, кто в другие города Руси и остаются там по сей день.
А в пределы Хазарские пришли другие народы и куманы по велению князя киевского Святослава...
Умопримечание Ю.К. Бегунова: с.107-108. Родословие рода Хазардана...Хазардан был отцом алтайского тюркского хана Истеми, или Зиевила (ум. в 650г.), прославившегося своими завоеваниями. Он был родоначальником хазарских каганов через Мохошада (ум.в 680г.). О нем см.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993. с.159, 460. Он же будто бы повлиял на сложение родословия поздних боспорских царей через Болгация в VII—VIII вв. Родословие хазарских каганов данного источника не совпадает с той генеалогической схемой, которая приведена в нашей книге (Ю.К. Бегунов. Истории Руси.т. I, 2006г., с.332-333). Здесь имеется свидетельство, что сестра кагана БарджилаЧичак-Ирина в 748г. вышла замуж за императора Византии Константина V Копронима и от этого брака родился император Лев IV Исавр, который правил пять лет. Это подтверждают и византийские источники. Достоверна и версия, согласно которой каган Обадия был сыном кагана Булана. Подтверждаются и родословные иудейских каганов, правивших Хазарией с 810 по 965г. Правдива и дата разгрома Иудейской Хазарии князем Святославом в 965 г., при кагане Иосифе IV, сыне Аарона.


ПослЪдьнъкаганъХазаръстiiоубiЪнъ же от СъвятослававъIтiлЪгърадЪiже на ръцЪАтЪлЪ А быстьразъточьнъсьгърадъ от ВЪлiегоРоусъкiякънязя а пълъкыЪго А се быстьвълЪто 6473 А такопрiгърадЪсконъчянiэЦаръствiяХазаръскаго от СъвятъславаIгорЪвiчя
Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись: (текст, перевод, комментарии, статьи). Под общей редакцией Ю.К. Бегунова. Санкт-Петербург. Из-во Искусство России, 2013. 551с.
Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдовалетопись: (перевод, комментарии, статьи). Под общей редакцией Ю.К. Бегунова. Редактор Владимир Егоров. Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2014. 343с.

https://vk.com/doc399489626_464573375 18Мб pdf
https://history-fiction.ru/books/all_1/section_0_1/book_4912/
Еврейско-хазарская переписка — собирательное название, объединяющее три произведения середины X века:
1. Письмо сановника Кордовского халифата Хасдая ибн Шафрута к хазарскому царю (беку) Иосифу
2. Ответное письмо царя Иосифа
3. Фрагмент ответного письма подданного Иосифа, неназванного хазарского еврея (так называемый Кембриджский Аноним)
Произведения написаны на древнееврейском языке. Сохранились в виде копий в ряде средневековых рукописей. Представляют особую ценность как единственные письменные источники хазарского происхождения. Содержат уникальные сведения по политической и религиозной истории, социально-экономическому устройству, географии Хазарии и её взаимоотношениям с соседними государствами, в том числе с Русью.
Ответное письмо написано от лица Иосифа бен Аарона — фактического главы Хазарии, управлявшего страной от имени кагана. Себя он называет «царём» (евр. ha-мелех). Текст начинается с краткого приветствия и вежливых слов в адрес Кордовского халифата и пересказа основных моментов письма Хасдая. Иосиф сообщает, что его предки ранее поддерживали отношения с предками халифа (имеются в виду Омейяды). Далее Иосиф сразу же переходит к ответам на вопросы. Примечательно, что он дал ответ не на все из них (примерно на 2/3). Он сообщает, что хазары происходят от потомства Иафета, то есть не скрывает, что они не являются семитами. Возвышение хазар произошло в ходе победоносной войны с многочисленными В-н-н-т-р‛ами (оногурами—болгарами). Далее значительная часть письма посвящена обстоятельствам обращения хазар. Рассказывается история предка Иосифа — царя Булана, который добровольно перешёл в иудаизм, когда ему во сне дважды явился ангел. Значительное место отводится описанию религиозной полемики, состоявшейся между прибывшими к Булану иудейским, христианским и исламским священниками. В ходе спора христианин признал торжество иудаизма над исламом, а мусульманин — иудаизма над христианством. Затем Иосиф рассказывает о потомке Булана — Обадии, правившем несколько поколений спустя. Он провёл крупные религиозные реформы, в частности ввёл Талмуд, сделав хазарский иудаизм ортодоксальным. С него начинается непрерывный перечень имён 12 (в др. варианте 11) последовательно правивших царей. Род Иосифа происходил от брата Обадии — Ханукки. После исторической части письма следует географическое описание Хазарии. Иосиф перечисляет племена, которые платят ему дань, и описывает столицу страны Итиль, расположенную на реке и состоящую из трёх частей. Рассказывает, что он вместе с другими хазарами на весну и лето уезжает из города на кочёвки. В конце он сообщает, что его главной внешнеполитической заботой являются русы, которых он не пускает проходить кораблями в Каспийское море и по суше к Дербенту, намекая этим на то, что защищает от их натиска исламский мир. Данная реплика является ценнейшим свидетельством русско-хазарской напряжённости накануне разгрома каганата Святославом Игоревичем в 965 году.
...После того ушли поколения, пока не явился один царь, которого имя было Булан. Он был человек мудрый и боящийся (Бога), раб Господа, уповавший всем сердцем на сего творца. Он удалил из страны гадателей и идолопоклонников, и искал защиты и покровительства у Бога. Ему явился ангел во сне...
...После этих событий воцарился из сыновей его сыновей царь, по имени Обадья. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили (ему) 24 книги (Священного Писания), Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв [+30], (принятых у хаззанов). Он был человек, боящийся Бога и любящий закон, раб из рабов Господа. Да даст ему дух Господень покой! [+31] После него воцарился его сын Езекия и сын того, Манассия; после него воцарился Ханукка, брат Обадьи, и сын того, Исаак, (затем) его сын Завулон, его сын Моисей [+32], его сын Нисси, его сын Аарон[+33], его сын Менахем, его сын Вениамин, Аарон и я, Иосиф, сын царя Аарона, царь сын царя, (царский) сын из царских сыновей. Чужой не может сидеть на престоле моих предков, но (только) сын садится на престол своего отца. Таков наш обычай и обычай наших предков с того самого дня, как они находятся на (этой) земле, в отношении которой да благоволит воцаряющий всех царей навсегда сохранить мой царский престол до конца всех поколений.
Ты еще настойчиво спрашивал меня касательно моей страны и каково протяжение моего владения. Я тебе сообщаю, что я живу у реки, по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана [+34]. Начало (этой) реки обращено к востоку на протяжении четырех месяцев пути [+35]. У (этой) реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах [+36]. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн [+37]. Каждый народ не поддается (точному) расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань. Оттуда граница поворачивает по пути к Хуварезму, (доходя) до Г-р-гана [+38]. Все живущие по берегу (этого моря) на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне - С-м-н-д-р [+39] в конце [+40] (страны) Т-д-лу, пока (граница) не поворачивает [+41] к "Воротам", (т.е.) Бад-ал-Абвабу [+42], а он расположен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам. Азур [+43], в конце (страны) Б-г-да [+44], С-риди [+45], Китун, Ар-ку, Шаула, С-г-с-р-т [+46], Ал-бус-р, Ухус-р, Киарус-р [+47], Циг-л-г, Зуних [+48], расположенные на очень высоких [+49] горах, все аланы до границы Аф-кана [+50], все живущие в стране Каса [+51] и все (племена) Киял [+52], Т-к-т [+53], Г-бул [+54], до границы моря Кустандины, на протяжении двух месяцев пути, все платят мне дань. С западной стороны - Ш-р-кил [+55], С-м-к-р-ц [+56] К-р-ц [+57], Суграй [+58], Алус [+59], Л-м-б-т [+60], Б-р-т-нит [+61], Алубиха [+62], Кут [+63], Манк-т [+64], Бурк [+65], Ал-ма [+66], Г-рузи [+67]. Эти (местности) расположены на берегу моря Кустандины [+68], к западной (его) стороне. Оттуда граница поворачивает по направлению к северной стороне, (к стране) по имени Б-ц-ра [+69]. Они расположены у реки по имени Ва-г-з [+70]. Они живут в открытых местностях, которые не имеют стен. Они кочуют и располагаются в степи, пока не доходят до границы (области) Х-г-ри-им [+71]. Они многочисленны, как песок, который на берегу моря во множестве. Все они служат (мне) и платят мне дань. Место расположения их и место жительства их простирается на протяжении четырех месяцев пути. Знай и уразумей, что я живу у устья реки, с помощью Всемогущего. Я охраняю устье реки и не пускаю Русов, приходящих на кораблях, приходить морем, чтобы идти на исмаильтян, и (точно так же) всех врагов (их) на суше приходить к "Воротам" [+72]. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил (в покое) на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада и до страны...[+73] Досюда (доходят) мои пределы и власть моего государства...
П.К. Коковцов. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л., 1932
https://vk.com/doc4605748_473885775


 

Поход Олега II (Хальгард, Хельг, сын Сигнётра-Синеуса) на хазар
...ВълЪто 6429 поiдЪХалъгардъсъкъмЪтiю а съварязЪ а русь а словЪнЪ на въстокъ по ръцЪАтЪлЪ на козарыбохощютъ дань от Русiiматi а от iныхъ же вЪсЪйажеподъ Русью сущi а вЪруiхъжыдовълянъскоюнасадiтi а от Русiотятi
...В год 921-й пошел Хальгард с воинами варягами, и с русами, и словенами на восток по реке Волге на хазар, которые хотят иметь от Руси дань, а в некоторых селах, которые под Русью, хотят установить свою веру иудейскую и отобрать их от Руси.
ВълЪто же 6430 оубiЪнъбыстьХалъгардъСiгънЪтръвъболъшiйсынъ от козаръ а iхъ царя Арона АбыстьсЪщаоугърадаБердааiжевъ горы РiфатьскыiжеСЪркъландъ А дружiнавъзратiсяКыэвутьщii А мъногыкъмЪтiпогiбоша А плачь быстьвЪлiйоу поляне
...В год же 922-й был убит Хальгард, старший сын Синеуса, от хазар и их царя Арона. И была сеча у города Бардаа, которые за Кавказскими горами в Серкаланде. И дружина вернулась в Киев ни с чем; и была великая печаль и скорбь у полян
***

...От Синеуса (CiнЪусъ) два сына ->Хальгард (Халъгардъ - Олег II - Ольгъ II аръхонтъIгъръвъ) (850, 922 убит в БердааСЪркландъ - в г. Бердаа в сарацинских странах за Кавказом) и Ульв (Ульвъ - Улеб) (853)
...В год 850-й родился у Сигнётра из Мекела первенец Хальгард, внук Годслава, a правнук Гостомысла, и наречен Хельгом (впоследствии известен как Хельга-Олег II)
...В год 862-й, дня 27-го июня месяца, пришли на Русь Словенскую по приказу Годслава все три сына его, средние внуки Гостомысла: Родериг, который назван на Руси Рюриком, Сигнётр, названный на Руси Синеусом, и Торвардр, или Трувор, и с ними пришли их семьи, дети, ближняя и дальняя родня в великом множестве, и Ефанда, Рюрикова жена, с дочерью Ингигердой и с братом младшим Хельгом, и с племянниками Карлом, Хальгардом и Руальдом, то есть с детьми Сигнётра и Торвардра, и варяжские их жены с прислугой и рабами, и иная прислуга: мастера, повара, учители, военачальники с воинами и охраной — всего более трех тысяч душ со скарбом своим, и это было настоящее нашествие на Русь Словенскую.
...В год 865-й начал княжить Рюрик в Новгороде, и его жена Ефанда с дочерью Ингигердой были с ним. И стал земли словенские раздавать родственникам своим: племяннику Хальгарду отдал Ладогу, а другому племяннику, Ульву, отдал Белоозеро, это дети-сироты Синеуса, племяннику Карлу отдал Изборск, а другому племяннику, Руальду, — Полоцк, это дети-сироты Трувора, племяннику Вельмунду отдал Будогощь с Олоньей, а Плесков с селами — Людмиле, дочери Вадимунда, и сыну ее, малолетнему княжичу Владиславу, для их проживания, а другим варягам отдал другие части земли Словенской, а бояре и купцы Вадимира со своими людьми и семьями убежали в Киев, к Олдиру и Аскольду, спасаясь от ярости Рюрика и его варяжских ярлов.
...Рюрик же был князем на Руси Словенской 17 лет и много бед натворил у словен, и князей словенских уничтожил, и многие дани возложил на словен...И есть могила его на Ладоге, у реки Мутной, на большом холме...
В год 880-й начал Олег исполнять заветы Рюрика и стал раздавать земли, села и города словенские своим родам для их кормления: Ладогу отдал Хальгарду с Ингигердой, а также матери ее Ефанде и внукам Ефанды и Рюрика Игорю
и Акуну, а Белоозеро — Ульву с детьми Искусевом и Слудом, и Прастеном, а Заволочье с Будогощью — Вельмунду с детьми Каницаром и Шихберном, и Либиаром, а Изборск — Карлу с малым Иваром, а Плесков с селами оставил Людмиле с сыном Владиславом и дочерью Горынейдляих кормления, а Полоцк отдал Руальду с сыном Вуефастом и сел княжить в Новгороде с племянником Ингваром и с Русгердью, матерью своей и вдовой Рюрика.
В год 881-й стал готовиться Олег к походу на Аскольда: собирать воинство из варягов, из словен и мери, из чуди и кривичей, и дороги готовить, и болота гатить, и сторожевые вышки ставить, и заставы строить, и лодки смолить;
и вызвал Олег Хальгарда из Ладоги, племянника Рюрика, старшего в его роде, с Ефандой и дочерью Ингигердой, и с детьми Игорем и Акуном, и сильную дружину дал им для охраны и защиты тех, кто остался в Новгороде, а Хальгарду
велел быть там архонтом.
...В тот же год 882-й...Так радовались поляне вокняжениюИнгвара и смерти Аскольда...И так воцарился род Рюрика у полян, в Киеве, и этот город назвали Кёнугард, то есть город-цезарь для всех городов русских и словенских; и власть приняли здесь и держат ее до сих пор: Ингвар, еще юноша, и дядя его Олег, и военачальник Хальгард, он же Олег Второй, с сильной дружиной, и огромное множество варягов с воинами, и вся Русь, и словены под ними, и это Рюрикова Русь, и протянулась она от Днепра и до озера Варяжского, и до Ильменя, и до Заволочья, и Олоньи же, и до Суми.
...В год 907-й пошел Олег с воеводами своими Фарлофом, Вельмундом и Карлом, Руальдом и Стемидом на Царьград, а Ингвара с Хальгардом, то есть с Олегом Вторым, оставил в Кёнугарде; и объединился с варягами-норманнами,
а также с варягами-русами, и словенами, и чудью, и мерей, и кривичами, и вятичами, и дулебами, и северями, и хорватами, и тиверцами, которые выполняют роль переводчиков при общении с греками, потому что говоры этих народов неизвестны ромеям; и говорят ромеи, что все эти народы — скифы из Скифии Великой, и вот пришли они к Царьграду и накинулись на землю греков как саранча

...ВълЪто 6429 поiдЪХалъгардъсъкъмЪтiю а съварязЪ а русь а словЪнЪ на въстокъ по ръцЪАтЪлЪ на козарыбохощютъ дань от Русiiматi а от iныхъ же вЪсЪйажеподъ Русью сущi а вЪруiхъжыдовълянъскоюнасадiтi а от Русiотятi
...В год 921-й пошел Хальгард с воинами варягами, и с русами, и словенами на восток по реке Волге на хазар, которые хотят иметь от Руси дань, а в некоторых селах, которые под Русью, хотят установить свою веру иудейскую и отобрать их от Руси.

ВълЪто же 6430 оубiЪнъбыстьХалъгардъСiгънЪтръвъболъшiйсынъ от козаръ а iхъ царя Арона АбыстьсЪщаоугърадаБердааiжевъ горы РiфатьскыiжеСЪркъландъ А дружiнавъзратiсяКыэвутьщii А мъногыкъмЪтiпогiбоша А плачь быстьвЪлiйоу поляне
...В год же 922-й был убит Хальгард, старший сын Синеуса, от хазар и их царя Арона. И была сеча у города Бардаа, которые за Кавказскими горами в Серкаланде. И дружина вернулась в Киев ни с чем; и была великая печаль и скорбь у полян
***
ВълЪто 6472 прiiдохъСвятославль а СвЪнъалъдъ на рЪцуОкань на ВятiчЪiже не хотящЪданiдаятiРусiбоiмутъКозарЪ А побЪдiВятiчЪ а дань възъложi АповелЪКозаръмъ не даятi а мытарЪйiхъiмаатi а съмЪртiпрЪдаатi
...В год 964-й пришли Святослав и Свенельд на реку Оку, на вятичей, которые не хотели платить дань Руси, потому что уже платили хазарам, и победили вятичей, и возложили на них дань, и приказали не платить дань хазарам, а их
сборщиков дани брать в плен и убивать.
ВълЪто 6473 поiдемногывоi от Полянъ а СловЪнъ а варязЪй-руси а варязЪй-нурманъ АпрiiдутъсъкънязямiСвятославлЪмъ а съТуръдъмъ а съФастъмъ а съ архонты СвЪнъалдъмъ а съМуустъвiгъмъ а Лудъвiгъмъ а Нуръвiгъмъiже чада СвЪнъальдовЪ А прiiдутъкъгърадуКозаръмъзъвомыйIтыльiжесътворЪнъ на бърЪзЪхъръцiвЪлiей а нарiцаемаАтЪлъажетечЪвъЪзЪроГыръканъскоЪ А зЪловЪлiе на пълъдЪнъакопрострiся на прЪдЪлыПЪръсiанъскiя а до горы РiфатовЪiдесълнъцЪпышетъваръмъвЪлiiмъажеземълявьсь яко пьръсь от вара сЪго АсълъньiзыдЪ от земълi яко голътъбЪлЪ а възълежащЪвънырiщЪхъ
А прiступiСвятославльсъвоiкъгърадусЪмуIтылю а възягърадъвъбръзЪбостЪныпорушiбосътворЪныземъляны А кагана IесЪфiясъмногыболярыкозаръскыiзъбi а роды iхъвъпълънъiмаа а съкарбыразметаа АКасогы а ЯсiныпобЪдi а мнозiiзъбi А iныевънощiiзъбЪжаа от Русi на полудЪнiе А рЪкутъбосiiКозарЪiмутъвЪружыдовлянъску А вЪлъмiзълолЪстiвЪ а нечЪстiвЪ А на лъжюсiльны
В год 964-й пришли Святослав и Свенельд на реку Оку (на рЪцуОкань), на вятичей, которые не хотели платить дань Руси, потому что уже платили хазарам, и победили вятичей, и возложили на них дань, и приказали не платить дань хазарам, а их сборщиков дани брать в плен и убивать (А повелЪКозаръмъ не даятi а мытарЪйiхъiмаатi а съмЪртiпрЪдаатi)…
В год 965-й пошли в поход многие воины Полянские, словенские, варяги-русы и варяги-норманны со своими князьями Святославом, Турдом и Фастом и с воеводами Свенельдом, Мууствигом, Луудвигом и Нуурвигом, сыновьями Свенельда, и пришли они к хазарскому городу Итилю (къгърадуКозаръмъзъвомыйIтыль), что построен на берегах великой реки под названием Атель, которая течет в море Каспийское (въЪзЪроГыръканъскоЪ), очень великое, и простирается на юг до персидских земель (акопрострiся на прЪдЪлыПЪръсiанъскiя) и до гор Кавказских (до горы РiфатовЪ), где очень жаркое солнце (сълнъцЪпышетъваръмъвЪлiiмъажеземълявьсь яко пьръсь от вара сЪго), и от этого жара на земле выступает соль (сълъньiзыдЪ от земълi), которая, как белый лед, лежит в оврагах (голътъбЪлЪ а възълежащЪвънырiщЪхъ)…
…И подошел (прiступi) Святослав с войском к этому городу Итилю и вскоре овладел городом (а възягърадъвъбръзЪ), так как защитные стены его были сделаны из земли (бостЪныпорушiбосътворЪныземъляны), а кагана Иосифа (IесЪфiя), со многими его хазарскими боярами, убил и семьи их полонил, и имущество их разорил (iзъбi а роды iхъвъпълънъiмаа а съкарбыразметаа), а касоги и ясины также были побеждены (Касогы а ЯсiныпобЪдi) и многие убиты (мнозiiзъбi), а другие ночью бежали от русов на юг, и говорят, что эти хазары имеют веру иудейскую (а рЪкутъбосiiКозарЪiмутъвЪружыдовлянъску) и очень хитрые, и нечестные, и лживые…(а вЪлъмiзълолЪстiвЪ а нечЪстiвЪ А на лъжюсiльны)
Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись. Великий Новгород, 2014. 343с.
https://vk.com/doc399489626_464573375 18Мб pdf
https://www.twirpx.com/file/2385856/
Фрагмент ответного письма подданного Иосифа, неназванного хазарского еврея (так называемый Кембриджский Аноним)
...В нашей стране говорят, что предки наши происходили из колена Симеонова, но мы не знаем, верно ли это [+20]. И заключил царь союз с нашим соседом, царем алан, так как царство алан (было) сильнее и крепче всех народов, которые (жили) вокруг нас, (и) так как сказали (себе) мудрецы: "Как бы не появились народы войною против нас и не присоединился также и он к нашим врагам". Поэтому [он заключил с ним союз, чтобы оказать помощь] [+21] в беде друг другу. И был ужас [Божий на народах, которые] кругом нас [+22], так что они не приходили (войною) на казарское царство. [Но во дни царя Вениамина] [+23] поднялись все народы на [казар] и стеснили их [по совету] [+24] царя македонского. И пришли воевать царь Асии [+25] и тур[ок] [+26],. и Пайнила [+27] и Македона; только царь алан был подмогою [для казар, так как] [+28] часть их (тоже) соблюдала иудейский закон. Эти цари [все] воевали против страны казар, а аланский царь пошел на их землю и нанес им [поражение], от которого нет поправления [+29], и ниспроверг их господь пред царем Вениамином [+30]. Также и во дни царя Аарона воевал царь аланский против казар, потому что подстрекнул его греческий царь. Но Аарон нанял против него царя турок, так как тот был [с ним дружен] [+31], и низвергся царь аланский перед Аароном [+32], и тот взял его живым в плен. И оказал ему [царь большой] почет и взял дочь его в жены своему сыну, Иосифу. Тогда [обязался] ему аланский царь в верности, и отпустил его царь Аарон [в свою землю]. И с того дня напал страх перед казарами на народы, которые (живут) кругом них. [Также и] во дни царя Иосифа, моего господина...[ему подмогой] [+33], когда было гонение (на иудеев) во дни злодея Романа. [И когда стало известно это] дел[о] моему господину, он ниспроверг [+35] множество необрезанных. А Роман [злодей послал] также большие дары X-л-гу [+36], царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришел он ночью к городу [+37] С-м-к-раю [+38] и взял его воровским способом, потому что не было там начальника, раб-Хашмоная [+39]. И стало это известно Бул-ш-ци [+4]0, то есть досточтимому [+41] Песаху [+42], и пошел он в гневе на города Романа и избил и мужчин и женщин. И он взял три города, не считая большого множества пригородов. И оттуда он пошел на (город) Шуршун... [+43] и воевал против него... И они вышли из страны наподобие червей [+44]... Израиля, и умерло из них 90 человек... Но он заставил их платить дань. И спас... [от] руки Русов и [поразил] [+45] всех оказавшихся из них (там) (и умертвил ме]чом. И оттуда он пошел войною на Х-л-гу и воевал... месяцев, и Бог подчинил его Песаху [+46]. И нашел он... добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая [+47]. И говорит он: "Роман подбил меня на это". И сказал ему Песах: "Если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя". И пошел тот против воли и воевал против Кустантины [+48] на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили (его) огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию [+49], и пал там он и весь стан его. Тогда стали Русы подчинены власти казар.
П.К. Коковцов. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л., 1932
https://vk.com/doc4605748_473885775

…Неизвестный автор нового документа с любовью распространяется здесь о военных делах и успехах хазар при царе Венеамине, Аароне и Иосифе, именно о победоносных войнах с аланами византийцами и русскими, и ставить все эти успехи в тесную связь с принятием хазарским народом новой веры. Самой интересной новинкой является в этой части документа, без сомнения, описание неудачного похода русского князя Олега, или Хальгу, как он именуется в нашем тексте, на город „Самбарай", то есть, по нашему мнению, Тмутаракань и затем на Константинополь. Наш автор подробно разсказывает, как русский царь Хальгу по наущению византийского императора Романа сделал набег на хазарскую страну и овладел городом Самбараем, как хазарский вождь („болщици"), по имени Песах в свою очередь напал на византийские владения (по-видимому, в Крыму) и после того двинулся на русских и понудил Хальгу для заключения мира с хазарами идти против византийцев, и как этот морской поход на Константинополь окончился, благодаря действию огня, полным поражением русских, бегством и гибелью на обратном пути самого царя с войском и подчинением русских с этого времени хазарам. Мы предоставляем специалистам по древней русской истории разобраться в достоверности разных данных приведенного повествованы и решить, представляет ли, например, его последняя часть, говорящая о несчастной воине Олега с византийцами, простои дублет к известному из других источников неудачному походу Игоря…(с.169)
П.К. Коковцов. Новый еврейский документ о хазарах и хазаро-русско-византийских отношениях в Х в. - Журнал Министерства народного просвещения. 1913. Ч. XLVIII. Ноябрь.с.150-173
https://rusneb.ru/catalog/005664_000048_RuPRLIB18001644/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: