Какие современные программы по риторике для дошкольников Вы изучили?




Практическое занятие 16

Дата: 16.04.20г.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Тема занятия: Риторика для детей.

Цель: Закрепить знания студентов об особенностях обучения риторике дошкольников и современных программах по риторике дошкольников, а также значении риторики в развитии ребенка.

Количество часов: 2 часа

Методические рекомендации: Прочитав задание, выполните его в данном документе, отступив один пробел после сформулированного задания, заполнить таблицу.

Содержание работы

Изучаемые вопросы:

Особенности обучения дошкольников риторике

Современные программы по риторике для дошкольников

Значение риторики в развитии ребёнка

Выполните следующие задания:

Ответьте на вопросы:

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства? (с 6 до12 лет)

Приобретению, каких нужных коммуникативных умений и навыков способствует риторика?

1. правильно спрашивать и быстро формулировать ответы

2. верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами

3. грамотно выстраивать выступление

4. улучшить дикцию

5. стать более уверенным в себе

6. понятно и доступно доносить информацию

Продолжите фразу.

Воспитательная цель риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно – образовательное и развивающее значение.

Каковы задачи обучения детей риторике?

1. обучение красивой речи

2. совершенствование коммуникативной культуры

3. моральное воспитание

4. стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли

5. выразительное чтение

6. обучение нормам литературного произношения

7. тренировка дикции

8. приобретения навыков публичных выступлений

9. приобретение уверенности в себе

10. развитие творческих и литературных способностей.

Какие современные программы по риторике для дошкольников Вы изучили?

1. «Риторика для дошкольников» (кружковая деятельность) Руководитель: Лахина Л.Г Участники: дети 4 -7 лет Дополнительная общеразвивающая программа

2. «Риторика для дошкольников» (Разработана к.п.н. Романовой И.В., старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» на концептуальной основе научно-риторической школы профессора Т.А. Ладыженской)
Раскройте значение риторики в развитии ребёнка.

Чем раньше начнется знакомство ребенка с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет. Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна.
В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе. Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.

Этапы и формы работы. Все содержание работы по развитию риторических умений можно распределили по четырем БЛОКАМ (опишите их в таблице):

 

Этапы формы работы содержание обучения детей с конкретными примерами тем, лит произведений и т.д.
1. БЛОК Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей)   1. Игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, риторические игры) 2. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера). 3. Этюды.. 4. Чтение художественных произведений. Слушание стихов, сказок, пословиц. Скороговорок Рассказывание сказок, чтение стихов, пословиц, скороговорок
2. БЛОК Речевой этикет в разных ситуациях общения   - чтение художественной литературы и беседы - использование особых ритуалов - участие в разыгрывании мини – диалогов - свободное -видео – аудиоматериалы а) знакомство: будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся; б) прощание: всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи; в) поздравление, пожелание: примите поздравление, разрешите поздравить; г) благодарность: спасибо за, благодарю за, я вам признательна; д) извинение: извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.
3. БЛОК Развитие вербального и невербального средства общения 1) этюды на выражение различных эмоций; 2) мимика и пантомимика; 3) выразительные движения; 4) тренинги мышечного расслабления. 5) дыхательная гимнастика 6) артикуляционная гимнастик Вербальное и невербальное общение Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя: - осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций; - умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе; - снижение импульсивных эмоциональных реакций.
4.БЛОК Культура слушания - развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры); - упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); - этюды; - импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок; - наблюдения, прогулки, экскурсии; - рассматривание рисунков и фотографий; - моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний; - анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого общения в разных позициях; - свободное и тематическое рисование помогает передать характер, чувства образа; - лепка, конструирование помогают тактильно прочувствовать образ; - чтение художественных произведений; - беседы, сочинение историй; - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); - пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику в сочетании с речью. - умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым); - замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям; - радоваться успехам товарищей; - терпеливо выслушивать говорящего; - справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.
       

Предложите свою структуру занятия по риторике с детьми старшего дошкольного возраста, опишите ее.

Конспект занятия по риторике в старшей группе по теме «Благодарность»

Цели и задачи:

Работа над фонационным дыханием

Развитие силы голоса

Работа над интонационной выразительностью речи

Знакомить детей с этимологией слов «спасибо», «благодарю»

Развитие общей и мелкой моторики

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Умение выступать с диалогом перед аудиторией

Учить детей выражать благодарность, отвечать на нее

Обогащение словаря

Развитие грамматического строя речи

Материалы: картинки с различными ситуациями, листы бумаги и карандаши, карточки с изображениями животных и их жилищ, фигурка птицы, телеграмма.

Организационный момент:

(Дети заходят в группу)

Л: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! (Дети здороваются)

Повторение пройденного материала:

На доске изображения: бабушки, учителя, мальчика и т.д.

Л: давайте вспомним, какие слова приветствия мы произносим в различных случаях (задание каждому ребенку)

Л: правильно: сверстнику мы скажем «привет», взрослому, хорошо знакомому человеку – «здравствуй», а взрослому постороннему человеку – «здравствуйте».

Фонетическая разминка:

Давайте с вами поиграем: моя ладонь на столе, ладонь вверх -вы произносите звук громче, ладонь ниже – тише. Звук З(дети произносят звук с усилением голоса, затем с уменьшением)

Дыхательная гимнастика:

Л: А кто же так звенит назойливо?

Дети: комар

Давайте его прогоним. Упражнение «фокус» - сдуть с носа ватку.

Беседа – диалог на тему «Благодарность»

Л: ученые однажды провели эксперимент. Записали десять тысяч телефонных разговоров и выяснили, что самые часто употребляемые слова…Какие? (ответы детей)

Л: «Я» и «спасибо»

Проигрывание в паре ситуаций согласно картинкам (мама купила девочке новое платье, бабушка испекла внуку пирогов и т.д.)

Л: ребята вы все благодарили маму, бабушку, брата. А знаете ли вы, что означают слова «спасибо» и «благодарю»

Спасибо – спаси бог (потерялся один звук)

Благодарю – благо(добро) дарю.

Л: ребята! Перед вами листочек бумаги и карандаш. Давайте

Нарисуем выражение лица с которым мы произносим слова благодарности (дети рисуют улыбающиеся лица)

Физкультминутка:

Игра делай как я!

Логопед читает текст, дети повторяют жесты и отвечают.

- как живешь?

- вот так! (показать большой палец)

- Как идешь?

- Вот так! (пошагать пальцами)

- Как берешь?

- Вот так! (тремя пальцами)

- Как даешь?

-Вот так! (открытая ладонь)

-Как грозишь?

-Вот так!

- А как ночью спишь?

-Вот так! (руки под щекой)

Развитие словаря

Л: ребята! Посмотрите к нам прилетела птичка с телеграммой!

Текст: Приглашаем вас на новоселье! Лесные жители.

Л: объясняет значение слова «новоселье».

Л: давайте определим где животные будут праздновать новоселье!

Дети на доске устанавливают соответствие «животное – жилище», объясняя полным предложением: «белка с бельчатами приглашает на новоселье в дупло» и т.д.

Дети каждый раз благодарят.

Л: ребята! Перед вами листочек бумаги и карандаш. Давайте

Нарисуем выражение лица с которым мы произносим слова благодарности (дети рисуют улыбающиеся лица)

Водная часть:

В. Ребята, посмотрите на картину. Какое время года изображено на картине?

Дети. Зима.

В. А почему зима? Какие признаки зимы вы можете назвать?

Дети. Холодно, снег, птицы улетели, люди стали теплее одеваться.

В. Правильно, ребята, сейчас зима.

В. Скажите пожалуйста, чем мы занимаемся зимой? В какие игры мы играем?

Дети. Катаемся на санках, лыжах, коньках. Играем в снежки, лепим снеговика.

(Воспитатель ставит на мольберт снеговика)

В. Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел снеговик. Он очень грустный, плачет! Потому что у него замерзли ручки.

В. Мы когда выходим зимой на улицу, как мы защищаем свои ручки от холода?

Дети. Тепло. Мы одеваем теплые куртки, ботинки, шапки, шарфы, варежки.

Дети. Одеваем варежки.

В. Молодцы правильно! Предлагаю вам, ребята, помочь нашему снеговику и чтобы он не мерз, сделать для него варежки! Но не простые варежки, а нарядные – с узорами.

В. (Воспитатель достает технологические карты работы и рассматривает их вместе с детьми).

1карта

В. Что нам понадобиться для работы?

Дети. Варежка, полоски бумаги, клей, ножницы, кисточка, салфеточка для клея, простой карандаш.

В. Правильно, молодцы!

2 карта.

В. Ребята, а что здесь изображено?

Дети. Полоски бумаги, ножницы, квадраты.

В. Правильно дети! Из полосок бумаги, которые здесь изображены, нам нужно будет изготовить элементы орнамента (узоры). Этими элементами как раз и будут квадраты и круги!

В. Как нам получить квадраты из полоски бумаги?

В. А квадрат мы получим путем складывания полоски – гармошкой, и разрезаем по линиям сгиба.

В. Правильно ребята (повторяет этапы вырезания)!

В.Ребята, а кто может нам напомнить правила безопасной работы с ножницами?

(кто-то из детей напоминает правила)

3 карта.

В. Посмотрите на следующую карту.

Дети. Мы смазываем клеем наши вырезанные элементы орнамента (детали) квадратной и круглой формы. И приклееваем их на нашу варежку.

В. Дети. Чтобы промакивать остатки клея.

В. Молодцы! (повторяет вышесказанное)

4 карта.

В. Что нам нужно сделать по этой карте?

Дети. А здесь мы видим уже готовые варежки с разными узорами.

В. Глядя на эту карту, вы сможете повторить узор, либо придумать сами.

Основная часть.

В. Ребята, мы все обсудили, теперь можно и за работу приниматься. Проходите за столы- там уже есть все необходимое для работы. Но для начала физкультминутка.

Физкультминутка

(Дети проходят за столы и приступают к работе. Воспитатель наблюдает за ходом работы, помогает и подсказывает, если возникли какие-то затруднения).

(В ходе работы, воспитатель меняет грустного на улыбающегося снеговика)

Подведение итогов.

В. Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Снеговик будет очень рад, теперь он не замерзнет (предлагает посмотреть на снеговика)

В. Давайте примерим ему наши варежки!

(Совместное рассматривание и обсуждение поделок. Воспитатель хвалит детей, выделяя индивидуальные особенности каждой работы)

В. Ребята, молодцы! Занятие окончено

Составьте методические рекомендации по обучению детей риторике.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.

2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.

3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом — поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.

4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, домашний кукольный театр помогут снять напряжение.

5. Импровизировать — полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.

6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.

7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.

8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.

9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.

10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Выполняя предложенные рекомендации, родители могут помочь ребёнку научиться быть уверенным во время выступления, развить речь, стать более раскрепощённым.
Упражнения по технике речи
Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

1. «Объясни». Показывая обычные бытовые предметы, просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.

2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.

3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.

4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.

5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.

6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.

7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.

8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: