ДА БУДЕТ БЛАГО
НАТЬЯ ШАСТРА
/НАУКА О ТЕАТРЕ/
Применённая просветлённым Бхаратой
с примечаниями «Театра А»
Итак, глава первая в Натьяшастра Бхараты.
«Возникновение Натья».
1/ Почтив склоненной головой богов - Прародителя /Брахму/ и Могучего
Властителя /Шиву/, эту Натьяшастра, что Брахмой сотворена, поведаю.
2/ Однажды, когда сведущий в Натья Бхарата, будучи в окружении
своих сыновей, завершил чтение молитв во имя соблюдения обета,
во время свободное от занятий,
3/ к нему приблизились святые мудрецы, возглавляемые потомком Атри,
великие духом, умом обуздавшие чувства, и спросили:
4/ "Та, ведам равная, Натьяведа, что Счастливым /Брахмой/ составлена
согласно истине, как была им создана и для кого?
5/ Сколько в ней частей? Каков ее размер, и как следует ее применять на
практике? Все это теперь правдиво, о Благородный, тебе рассказать
следует.
6/ Тех мудрецов речь выслушав, просветленный Бхарата ответил такими сло-
вами, повествуя о Натьяведа.
7/ "Внимательными, искренними будьте и с благосклонным сердцем слушайте
рассказ о происхождении Натьяведа, о том, как создал ее Брахма.
8/ Прежде, во времена Критаюги (Дэваюга-царство Богов, Сатьяюга-Золотой Век), в правление Сваямбхувы, брахманы были нравственной мерой. Однако потом, в наступившую Третаюгу (Серебряный век), управляемую мудрым сыном Солнца /Вайвасватом/,
9/ распространились грубые нравы. Когда был утерян контроль над вожделе-
нием и алчностью, зависть, гнев и прочие заблуждения ввергли мир в
круговорот счастья-несчастья.
10/ И вот, Боги(Дэвы, Адитьи – потомки Адити и риши Кашьяпы) и Данавы(Асуры, потомки Дану и риши Кашьяпы, гиганты-богоборцы), Гандхарвы («благоуханные» мужья апсар(нимф,муз), певцы и музыканты, услаждающие Дэвов), Якши(чародеи, хранящие земные сокровища, ср.гномы, карлики) и Ракшасы(демоны-людоеды) а также Великие Ураги(змее-люди, наги), обитавшие тогда на Джамбудвипа (материк Земля, один из семи), что покоилась на локапалах,
|
11/ во главе с Могучим Индрой (титул, царь Богов) явились перед Прародителем с такой речью: "Мы хотим нечто, что можно представить, что может быть увидено
и услышано.
12/ Ведь у рожденных шудрами не в обычае слушание Вед. Поэтому создай
другую Веду, пятую, для всех сословий."
13/ "Да будет так!" - сказал Брахма и отпустил царя богов. Затем Знающий
Истину /Брахма/ погрузился в воспоминание четырех Вед.
"Да, эти Веды не должны слышать ни женщины(записать весь женский род людей в низкорожденные – подчерк политики асуров, возможно это более поздняя вставка или переводчики-вайшнавы приложились), ни шудры, и ни другие низкорожденные. Поэтому я иную Веду создам, пятую, что всеми может быть услышана,
14/ способствующую добродетели, пользе и славе, богатую наставлениями и
мудрыми изречениями, которые будут поучительны для всего мира.
15/ Я создам Науку о театре, называемую "Пятая Веда", полную полезных
знаний, обучающую всякому мастерству, с описанием истинных событий
древности."
16/ Так пожелав, Счастливый /Брахма/ все Веды вспомнил и создал тогда
Натьяшастра, достойную четырех Вед.
17/ Текст он взял из Ригведы, а пение из Самавед, из Яджурведы абхиная,
а из Адхарвавед раса.
18/ Именно так, связанная с Ведами и Упаведами создана была Натьяведа
|
Великим Духом Возвышенным Всеведающим Брахмой.
19/ Сочинив же Натьяведа, Брахма сказал повелителю богов /Индре/: "Под-
линная история мной сотворена. Ее богам поручи.
20/ И именно эта Веда, называемая Натья, должна тобой быть применена
среди богов, обладающих большей искусностью и ловкостью, одаренных и
способных трудиться без устали."
21/ Обдумав ту речь Брахмы, Индра, сложив почтительно руки, ответил
Прародителю:
22/ "В овладении, удержании, познании и в её применении, о Святейший,
о Владеющий счастьем, бессильны боги, не способны они в деле Натья.
23/ Только те, что тайну Вед постигли, мудрые отшельники, соблюдающие
обеты, только они в силах овладеть, удержать и применить Натья.
24/ Тогда, слыша Индры речь, Рожденный из Лотоса /Брахма/ обратился ко
мне: "Ты сам вместе со своими ста сыновьями должен исполнить
это безупречное творение."
25/ И, узнав от Прародителя Натьяведа, я обучил своих сыновей правильно-
му её применению.
26/ Вот их имена:
Шандилья и еще Ватсья, и Кохала, и также Даттила, Джатила и Амбаштака
тоже, также Танду и еще Агнишикха,
27/ Сайндхава с Пуломана, и Шадвали с Випула, Капинджала и Вадира, а
также два близнеца, рожденные Дхумрой /Дхара - Земля и Дхрува –
Полярная звезда/,
28/ Джамбудхваджа, Какаджангха, и еще Сварнака и Тапаса, Кайдари и Шали-
карна, Диргхагатра и Шалика,
29/ Каутса и Тандаяни, и также Пингала и Читрака, Бандхула и Баллака, и
ещё Мушчика и Сайндхаваяна,
30/ Тайтила и Бхаргава, а также Шучи и Бахула, Абудха и Будхасена, и ещё
Пандукарна и Сукерала,
|
31/ Риджука и Мандака, Шамбара и Ванджула, Магадха и Сарала, Картара и
Угра,
32/ Тушара и Паршада, Гаутама и Бадараяна, Вишала и Шабала, Сунама и ещё
Меша,
33/ Калия и Бхрамара, и также еще Питхамукха, Муни, Накхакутта и Ашма-
кутта, а также Шатпада с Уттама,
34/ Падука и Апанаха, и еще Шрути и Ашасвара также, Агникунда и Аджья-
кунда, и Витандма и Тандма тоже,
35/ Картаракша и Хираньякша, Кушала и Духсаха также, и ещё Ладжа, Бхая-
нака, Бибхатса с Вичакшана,
36/ Пундракша и Пундранаса, и также Асита и Сита, Видьюджджихва и Маха-
джихва, а также Шаланкаяна,
37/ Шьямаяна и Матхара, и ещё Лохитанга также, Самвартака, Панчашикха,
Тришикха и Шикха тоже,
38/ Шанкхаварнамукха, Шанда и Шанкукарна также, Шакранеми, Габхасти а
также Ашумали и Шатха,
39/ ещё Видьюта, Шатаджангха и также Роудра и Вира.
По приказу Прародителя и из желания блага миру,
40/ я назначил каждому из сыновей роль, на которой он должен сосредото-
читься и стать искусным в ней.
41/ О дваждырожденные, решил я представить известные мне три вритти
/стиля /- бхарати, саттвати и арабхати.
42/ И вот, с почтительным поклоном уведомил об этом Брахму. Но напомнил
мне Наставник богов, что существует еще один стиль – кайшики /изящ-
ный/.
43/ "Говори, о лучший из дваждырожденных, чего тебе не хватает для
этого?" - так он спросил меня, и я ответил:
44/"Пусть будет дана мне, о Счастливый, та материя, сама природа которой
соответствует изяществу. Я видел танец Счастливейшего Синегорлого
/Шивы/, его совершенное исполнение композиций чистого танца и
oдухотворенные чувства.
45/ И я видел, что изящному стилю соответствует чувство любви (эротики) / Шрингара раса / нежное и благотворное.
46/ Но мужчины не способны это исполнить. Здесь должна появиться жен-
щина." И тогда небывалым сосредоточением мысли Всевышний создал
апсар,
47/ искусных в украшении Натья, и отдал их мне для участия в представ-
лении.
Вот их имена:
Манджукеши /та, что обладает прекрасными волосами/, Сукеши /с длинными
волосами/ и Мишракеши /с разноцветными волосами/, а также Сулочанам
/обладательница красивых глаз/,
48/ Саудамини /блеском подобная молнии/, Девадатта /подарок Богов/, Дева-
сена /затмевающая войско богов/,Манорама /радующая сердце/,Судати
/щедрая/, и еще Сундари /прекрасная/, и Видагдха /испепеляющая/,
и также Випула /Сильная/,
49/ Сумала /обладающая чудесной гирляндой/, и еще Сантати /постоянная/,
Сунанда /счастливая/, а также Сумукха /с красивым лицом/, Магадхи
/знающая пракриты/, Арджуни /та, у кого светлая кожа/, Сарала
/честная/, и ещё Керала /мягкая/, и Дхрити /мужественная/,
50/ также Нанда /радостная/, и Сапушкала /громкоголосая/, и ещё Калама
/нежная/. Все они были отданы мне.
Свати и его ученики по собственному желанию заиграли каждый на своем
музыкальном инструменте,
51/ а Нарада и другие гандхарвы запели в гармонии с ними.
Итак, глубоко изучив эту Натья,
52/ я вместе со всеми сыновьями, а также Свати и Нарадой приблизился к
Брахме, причине всех Вед и Веданг. Сложив молитвенно руки, я хотел
узнать, как дальше должно мне применить Натья.
53/ "мы овладели Натья и осмыслили ее. Скажи, что я должен делать даль-
ше?" Выслушав эти слова, Прародитель ответил:
54/ "Начинается благой праздник в честь Знамени Великого Индры. Настал
очень подходящий момент для представления.
55/ Здесь и теперь эта Веда, называемая Натья, должна быть представлена."
И на том торжестве в честь Знамени, по случаю уничтожения асуров и
данавов
56/ и победы Великого Индры, я сначала произнес молитвенное благосло-
вение Нанди - дивное создание Вед, состоящее из восьми строк,
57/ а после воспроизвел в форме представления, как дайтьи были побеждены
богами.
58/ Я показал то, как с воем обратились в бегство данавы и то, как в
битве пронзались и рассекались их тела. Брахма и боги были удовлет-
ворены представлением.
59/ Тогда каждый из богов преподнес мне и моим сыновьям дар.
Первым обрадованный Индра подарил свое счастливое Знамя.
60/ Брахма - кривой жезл для шута /кутилака/, Варуна - счастливый кувшин,
Сурья - зонт, Шива - магию, Вайю - веер,
61/ Вишну - трон, Кубера - диадему, акустику - богиня Сарасвати.
62/ Остальные же боги, бывшие в том собрании, а также гандхарвы, якши,
ракшасы и паннаги,
63/ подарили каждый то, что наиболее соответствует их роду и занятиям, то
есть: способность говорить, способность чувствовать и способность
создавать раса, а также красоту формы и мощь выражения. Так довольные
мной небожители одарили меня и моих сыновей.
64/ Однако, еще в начале представления, повествующего об уничтожении
дайтьев и данавов, все дайтьи объединились в волнении.
65/ Предводительствуемые Вирупакшей /тот, у кого разные глаза/ и поощ-
ряемые вигхнами /препятствия/, они сказали: "Мы не потерпим этот
спектакль. Убирайтесь!"
66/ Эти же асуры и вигхны своей мистической силой сковали речь, движения
и память актеров.
67/ Увидев распростертого сутрадхара /тот, кто держит нить, т.е. главный
актёр, который распоряжается всем представлением/, Индра задумался:
"Какое бедствие постигло представление?" Он погрузился в размышление.
68/ Когда же он увидел всех участников спектакля, окруженными вигхнами и
среди них неподвижного сутрадхара, как будто погибшего,
69/ он мгновенно поднялся и взял мощное древко высокого Знамени. Его
тело, всегда сверкающее роскошными драгоценностями, стало сверкающим
от ярости.
70/ Одним древком своего Знамени царь богов измельчил в пыль тела вигх-
нов и асуров, находящихся на сцене.
71/ Тогда, обрадованные их уничтожением, небожители сказали:
72/ "О, что за дивное это оружие, превращающее в прах. Ты испепелил все,
что натворили данавы.
73/ Поскольку ты этим древком Могучего Знамени вигхнов и асуров
превратил в пыль, постольку пусть будет оно теперь называться
Джарджара /уничтожающее/.
74/ И если оставшиеся в живых злодеи приблизятся, чтобы нанести вред, то
завидев одно лишь древко твоего Знамени, называемое Джарджара, они
тут же исчезнут."
75/ «Да будет так! - ответил тогда богам Индра, - Джарджара, ныне
защитившее представление, и впредь будет защищать всех служителей
Натья. »
76/ Однако, когда продолжились восхваления на пышном празднике Могучего
Бога, оставшиеся в живых вигхны напустили на актеров страх.
77/ Увидев намерение тех дайтьев, рожденное испорченностью их характеров,
оскорбить Натья, я со своими сыновьями приблизился к Брахме с такими
словами:
78/ "О Счастливейший, решительны вигхны в уничтожении всего, что связано
с Натья. О владыка богов, укажи верный способ защитить ее."
79/ Тогда Брахма приказал Вишвакарману /созидающий все/: "Построй совер-
шенное здание для Натья, о Мудрый."
80/ И за малый срок Вишвакарман построил дом для Натья - прекрасный
и непохожий на другие дома.
81/ И, придя в зал собраний, и, сложив в молитве руки, сказал: "О Гос-
подь, дом для Натья готов, тебе же следует осмотреть его."
82/ Тут же Брахма вместе с Могучим Индрой, другими богами и всеми, кто
там находился, пошли смотреть здание Натья.
83/ Осмотрел тот дом Брахма и так сказал всем богам: "Каждый из вас в
наиболее соответствующей ему части, да защитит этот дом Натья.
84/ Чандрамас /луна/ пусть следит за охраной всего здания, Локапалы
/четыре опоры мира/ должны защищать четыре стороны, а Маруты /вет-
ры/ - промежутки между ними.
85/ Место театральной уборной пусть будет под охраной Митры, верх здания
да защитит Варуна, Вахни /огонь/ должен оберегать жертвенник, а музы-
кальные инструменты охраняются всеми небожителями.
86/ Четыре варны отвечают за четыре колонны, адитьи же и рудры - за
пространство между ними.
87/ Бхуты /духи/ встанут на охрану костюмерных, в одних комнатах пусть
покровительствуют апсары, а в других - якшини, пол же под защитой
Великого Океана остается.
88/ Двери комнат отданы для охраны Случаю и Времени, а у их створок пусть
встанут два главных нага великой силы,
89/ на пороге дома Натья ляжет жезл Ямы, над ним его копье, а привратни-
ками встанут Мритью /смерть/ и Нияти /судьба/.
90/ Около сцены да поместится сам Великий Индра, а в маттаварани - его
Молния, дайтьев уничтожительница.
91/ Бхуты, якши, пишачи и гухьяки, все обладающие великой мощью, будьте
поддержкой колонн маттаварани.
92/ Джарджара да охранит громовая стрела Индры, дайтьев губительница, а
его чати пусть стерегут цари среди богов неизмеримой мощи -
93/ так, в верхней его части расположится Брахма, в следующей Шива, в
третьей Вишну, в четвертой Сканда, а в Пятой Великие Наги - Шеша,
Васуки и Такшака. Именно так должны разместиться боги в Джарджара
для сокрушения вигхнов.
94/ Что касается сцены, то в центре стоит сам Брахма /поэтому именно там
рассыпают цветы, принесенные в ладонях/,
95/ те же, что живут в нижнем мире, якши, гухьяки и паннаги соответ-
ственно станут охранять её низ.
97/ Героя да оберегает Индра, а героиню - Сарасвати; шута защитит слог
ОМ, а всех остальных милостивый Шива.
98/ Те божества, что приставлены для защиты, они же и покровителями
будут." - так сказал Брахма.
99/ Между тем боги все сказали Прародителю: "Эти взволнованные вигхны
теперь должны быть тобой умиротворены.
100/ Во-первых, следует применить увещевание, во-вторых - щедрость, после
этих двух - посеять разлад между ними, и наказание исполнится само
собой."
101/ Выслушав речь Богов, Брахма обратился к вигхнам: "Господа, почему вы
поднимаетесь для уничтожения всего, что связано с Натья?"
102/ Услышав слова Брахмы, Вирупакша сказал от имени дайтьев и вигхнов:
"Эта Натья, что сотворена Счастливейшим по желанию богов, нас пред-
ставляет в невыгодном свете в пользу богов. Так она сделана Сущим.
104/ О Великий творец миров! Ты не должен склоняться ни к тем ни к этим.
Как боги, так и данавы, все от тебя произошли."
105/ На эту речь дайтьев так ответил Брахма: "Довольно вам гневаться,
дайтьи невинные, оставьте отчаяние.
106/ Мной созданная Натьяведа имеет ввиду взаимосвязь карма и бхава,
выбор между добром и злом, и имеет отношение как к вам, так и к богам.
107/ И, наконец, здесь на самом деле нет предпочтения вам или богам, но
её предметом служит бытие всех трех миров.
108/ Иногда это подлинная вера, иногда розыгрыш, то речь идет о стремле-
нии к выгоде, то о владении своми чувствами, баталия сменяет комедию,
и смерть следует за любовью.
109/ Вера - для обращенных к вере, любовь - для жаждущих наслаждений,
исцеление - для дурных нравом, а для благонравных - власть.
110/ Малодушному - дерзость, гордому воину - мощь, глупцу - прозрение,
мудрость - ученому,
111/ царям - развлечение, твердость - страдающему от несчастья, живущим
ради пропитания - богатство, удовлетворение - взволнованному фанта-
зией.
112/ Эта созданная мной Натья, что воспроизводит происходящее во всех
трех мирах, содержащая в себе различные ситуации, многими бхава
наполненная,
113/ относящаяся как к судьбам лучших из героев, так и к уделу низменных
и посредственных людей, включающая добрые наставления, создающая ра-
дость, удовлетворенность и другие блага,
114/ повествующая о раса, бхава и карма /о переживаемых чувствах, о
каждом движении души и результатах всех деяний/ - эта Натья впредь
будет существовать во Вселенной.
115/ Несущая облегчение угнетенным обидой, опечаленным заботой, измученным
горем, бедным - эта Натья будет существовать, пока существует время.
Способствующая добродетели и славе, дарующая исцеление и счастье,
приумножающая ум и рождающая наставления мирам - эта Натья будет
существовать.
116/ Нет того знания, нет того мастерства, нет той науки, нет того искусст-
ва, нет того волшебства, нет того ритуала, который бы не был показан
в этой Натья.
117/ Поэтому, господа, вы не должны гневаться на богов. Воспроизводящая
жизнь семи островов /Саптадвипа/ - эта Натья будет существовать.
118/ Кого же представляет эта Натья, что мной создана? Она показывает
полностью происходящее как с девами /богами/, так и с асурами, а также с
царями, простолюдинами и божественными мудрецами.
119/ Что же называется Натья? Когда представляется природа сотворенных
миров, подверженная чередованию счастья и несчастья, с помощью
абхиная /мимики и пантомимы/ - это называется Натья.
Представляющая ведические откровения и научные знания, истории подлин-
ные и вымышленные, и освобождающая от забот - эта Натья будет сущест-
вовать.
Содержащая все истины, воспринятые на слух, и истины, вписанные в ко-
дексы, обычаи, оставленные предками и полезные изобретения, несущая
развлечение - эта Натья будет существовать среди живущих."
120/ Затем Прародитель велел всем богам совершить, согласно правилам, трой-
ное жертвоприношение во внутреннем пространстве этого здания для
Натья.
121/"Да будет правильной эта жертва, с соответвующими в каждом случае да-
рами, пищей, услаждающей тех богов, которым она приносится и жерт-
венным возлиянием, освященным молитвой.
122/ Все пришедшие в мир смертных жертвой достигают блага. Но не совершив
жертвоприношение на сцене, не следует даже начинать представление.
123/ Для того, кто, не почтив богов сцены, будет участвовать в представле-
нии, бесплодными окажутся все его знания, и будет он впредь рожден
животным.
124/ Поэтому, исполнителями Натья обязательно и со всем тщанием должно
совершаться богослужение на сцене с жертвоприношением, соответст-
вующим каждому божеству.
125/ Если артист, пусть и обладающий богатством и почетом, не приносит
жертвы, то в результате он достигает противоположного - он всё
теряет.
126/ Тот же, кто совершает жертвоприношение согласно правилам и сосредото-
ченно, тот, получив счастье и богатство этого мира, достигает
высшего." -
127/ Так сказав, Господь Брахма, будучи в окружении богов, приказал мне:
"Исполни обряд жертвоприношения божествам сцены!"
Такова первая глава в Натьяшастра Бхараты, называемая
Возникновение Натья.
Итак, глава вторая в Натьяшастра Бхараты.
«Построение здания Натья».
1/ Выслушав речь Бхараты, мудрецы снова обратились к нему: "О Благород-
ный, теперь мы хотим услышать о жертвоприношении, совершаемом на
сцене.
2/ Что это за ритуал? Каковы правила Богослужения? И как в будущем люди
должны освящать здание Натья?
3/ Но так как в этом материальном мире магия Натья начинается именно с
построения дома для Натья, то сначала тебе следует дать его опи-
сание."
4/ Услышав вопросы тех мудрецов, Бхарата сказал: "Да будет услышано то,
каким образом должно исполнять жертвоприношение в стенах Натья.
5/ Однако, поскольку, в отличие от богов, что творят свои небесные дома
и сады лишь мыслью о домах и садах, человеческие целенаправленные
труды должны всегда сопровождаться усилием, таково становление всех
живущих в мире людей,
6/ то сначала узнайте, каким именно образом должен быть построен дом для
Натья, как следует выбирать для него место, как оно должно быть ос-
вящено и каким способом нужно проводить богослужение и исполнять
обряд жертвоприношения.
7/ Осмотрев созданные мудрым Вишвакарманом, согласно учению шастр,
три формы театрального здания -
8/ прямоугольную, квадратную и треугольную, чьи размеры, соответственно,
большой, средний и малый,
9/ чья пропорция определена отношением хаста - данда /локтя к жезлу/,
и она такова - 108, 64 и 32,
10/ где - вмещающее 108 хаста - большое здание, 64 - среднее, а 32 - ма-
лое,
11/ Брахма установил: "Пусть большое здание будет для богов, среднее –
для царей, а малым - пусть все остальные располагают."
По традиции, из всех зданий, среднее предпочтительней. Здесь и дек-
ламация, и пение хорошо слышны. Для каждого здания существует три
разных способа проведения церемонии - для прямоугольной, квадратной
и треугольной форм, т.е. большой, малой и средней.
Да узнают это исполняющие Натьяведа.
12/ Следующая пропорция установлена Вишвакарманом, и именно такой должна
быть соблюдена во всех трех формах всех трех видов театральных
зданий.
13/ Вот названия ее составляющих: атом, пылинка, толщина волоса, личинка
мельчайшего насекомого, мельчайшее насекомое, зерно ячменя, ширина
большого пальца руки, хаста, данда.
14/ 8 атомов пылинку составляют, 8 пылинок, говорят, составляют толщину
волоса, а 8 волосков должны быть размером с личинку. Малейшее насе-
комое из 8 своих личинок должно состоять,
15/ а 8 насекомых, как должно быть известно, это уже зерно ячменя.
Также 8 ячменных зерен - это толщина большого пальца. Подобно этому
24 больших пальца - хаста составляют,
16/ а 4 хаста, говорят, определяют данда. Исходя из этой размеров,
я буду объяснять дальше.
17/ Пусть здесь, в этом материальном мире, длина здания для Натья
будет в 64 хаста, а ширина в 32.
18/ И впредь, устроители не должны делать театральное здание,
из-за которого не будут видны бхава идущего там действия.
19/ Так, если здание слишком длинное, то звук произносимого стиха легко
уходит вверх, и нелетящий по природе голос весьма неблагозвучным и
резким становится.
20/ А из-за слишком длинного зала, абхиная и мельчайшие движения
зрачков, сопровождающие различные бхава, будут неразличимы.
21/ Поэтому, из всех форм зданий для Натья, средняя предпочтительней.
Там и произносимый текст и пение будут хорошо слышны.
22/ Напоминаю, что боги творят мыслью, а человек и вся его жизнь - это
достижение через физическое напряжение,
23/ и не должен человек соперничать с богами в способности созидания.
Здесь я даю описание здания Натья только для людей.
24/ Устроитель, тебе следует сначала осмотреть участок земли, а потом, с
желанием добра, начинать измерение.
25/ Участок для дома Натья должен быть выбран такой, где земля ровная, у
устойчивая, твердая и черного, а не бледного цвета.
26/ Убрав вначале кусочки дерева, черепки, траву, кусты, следует вспахать
ее плугом и, очищенную, мерной нитью разметить.
27/ три северных созвездия - Саумья, Вишакха и Ревати, а также Хасти,
Тишья и Анурадха благоприятны для ритуалов, связанных с Натья.
А белую измерительную нить следует натягивать под влиянием соз-
вездия Пушья.
28/ Сама эта нить должна быть сплетена мудрецами из волокон хлопка, травы
бальбаджа, осоки и коры. Нервущейся она должна быть.
29/ Если пополам порвется та нить - неотвратима смерть царя, если на три
части - жди бунта среди народа,
30/ если же на четыре части разорвется та нить, считается, что неизбежна
смерть устроителя Натья, и, наконец, если эта белая нить выпадет из
рук, то непременно случится какой-нибудь убыток в стране.
31/ Поэтому, осторожно натягивая нить, всегда крепко держите ее. Изме-
рения для дома Натья должны делаться с большой тщательностью и
осторожностью.
32/ Теперь, в день считающийся счастливым, и в подходящий момент благо-
приятного лунного дня,
33/ после того, как Брахманы совершат возлияние воды во имя мира, ту нить
следует натянуть и отмерить расстояние в 64 хаста. Затем эту длину
надо разделить пополам.
34/ Дальняя часть еще раз пополам пусть будет поделена, и первая из этих
двух равных половин - это сцена,
35/ А во второй части следует разместить гримуборные.
Таким образом, поделив площадку на части,
36/ под счастливой звездой и под звуки раковин, литавр и удары барабанов,
начинайте закладывать основание здания.
37/ Однако перед тем следует удалить тех, кто может причинить зло -
это люди, неосвященные жертвой, неутомимые еретики,
38/ низкого происхождения и нечестные.
С наступлением же ночи должно принести жертву четырем сторонам света
39/ различной пищей и дарами, благовониями, а также цветами, листьями и
плодами. Пища белого цвета - на восток, темного - на юг,
40/ желтая - на запад, а красная - на север. Каждой стороне света и соот-
ветствующему ей божеству
41/ жертва преподносится с полным прочтением мантр. При этом брахманам
следует отдать рис с топленым маслом, приготовленный на молоке,
42/ царю - медовую смесь, а устроителю Натья - рисовые шарики.
И только после этого, при благоприятном расположении планет, мудрыми
должно быть заложено основание здания.
43/ В благоприятный момент и подходящий день лунного календаря, заложив
основание, следует начать возведение стен.
44/ Потом, завершив возведение стен, при счастливых предзнаменованиях
и доброй луне, приступить к установлению колонн.
45/ Устанавливать колонны нужно при Луне в созвездии Рохини или Шравана.
Это должен совершить жрец, обладающий этим знанием, после трех ночей
поста.
46/ Итак, установление колонн должно происходить в день, обозначенный
астрологическими расчетами и на восходе Солнца.
Основание первой колонны - Колонны Брахман - следует освятить
возлиянием топленого масла с горчицей
47/ и преподнести в пищу жрецам рис на молоке, в ритуале должны участ-
вовать предметы только белого цвета.
Основание Колонны Кшатрий должно быть украшено цветочными венками и
тканями,
48/ все должно быть красного цвета, а дваждырожденным дано подношение из
рисовых шариков. Колонна Вайшья расположена на северо-западе,
49/ ей все желтое должно быть преподнесено, а дваждырожденным - рис с
топлёным маслом. Колонна Шудра - опора на северо - востоке.
50/ Пища, приготовленная для дваждырожденных, должна быть почти черного
цвета - это рис с приправой из кунжута.
В основание вышеназванной Колонны Брахман, украшенной белой гирляндой
из цветов,
51/ следует заложить золотую серьгу. В основание колонны, называемой
Кшатрий, закапывается медь,
52/ основанию Колонны Вайшья серебро жертвуется, основанию колонны
ШУДРА даруется железо.
53/ И таким образом, в основании каждой колонны замурована драгоценность.
Теперь же, в день, объявленный благословенным и счастливым, непре-
менно с возгласом "победа!",
54/ обряд установления, прежде украшенных цветочными гирляндами, колонн
должен быть совершен при неограниченной раздаче драгоценностей, коров
и одежд.
55/ Теперь следует поднимать колонны. Ставить их надо непременно устой-
чиво, не сотрясая и не наклоняя.
56/ Вот то зло, которое возможно при возведении колонн: неизбежна засуха,
если колонна пошатнется, при наклоне - опасность мора,
57/ а при сотрясении будет очень большая опасность от вражеского войска.
Без этих ошибок колонна должна быть установлена на счастье.
58/ При освящении колонны "Брахман" должны быть сделаны дары жрецам и
коровам, а при возведении колонны остатки жертвенной пищи должно
отдать строителям.
59/ В награду жрецу и царю мудрым наставником в Натья должны быть пред-
ложены мед и молоко для наслаждения,
60/ а между всеми остальными разделен соленый рис с кунжутом.
Вот главная молитва, произносимая согласно правилам при поднятии ко-
лонн:
61/ "Как неподвижны гора Меру и могучий Химаван, так и ты недвижима будь
и доставь победу лучшему из людей."
62/ Двери, стены и гримуборные нужно сооружать таким же образом, с по-
мощью богослужения и ритуального жертвоприношения.
63/ Около рангапитха должна быть построена маттаварани,
64/ присоединенная к 4-м столбам, соразмерная рангапитха, высотой 1,5
хаста.
65/ Рангамандапа должна быть высотой равна этим двум и украшена цветоч-
ными гирляндами различных расцветок, курениями, благовониями и тка-
нями,
66/ а также дарами и жертвами, приятными для духов.
В основание колонн, на счастье, должно быть положено железо,
67/ а в пищу брахману отдан рис с кунжутом. Таким образом, после совер-
шения ритуала, следует построить маттаварани,
68/ потом, с помощью правильного ритуала и жертвы, должна быть сделана
рангапитха, и рангаширша, снабженная шестью деревянными опорами.
69/ Здесь же должны быть две двери, ведущие в гримуборную.
Теперь надо аккуратно заполнить намеченное для рангаширша прост-
ранство чёрной землей.
70/ Для этого - старательно запрячь в плуг двух белых быков и вспахать
землю, очистив сначала ее от комьев, травы и камней.
71/ Затем мужчины - рабочие, которые победили телесные недуги, должны пе-
ренести эту землю, по частям, в новых, ранее не использованных, корзи-
нах на участок, приготовленный для рангаширша.
72/ Так тщательно и по правилам должна быть сделана рангаширша. Ее поверх-
ность не должна быть как панцирь черепахи /куполообразная/ или спина
рыбы /заостренной/.
73/ Рангаширша должна быть гладкой, чистой и ровной. Мудрые закладывают
здесь при жертвоприношении драгоценные камни -
на востоке - брильянт,
74/ кошачий глаз - на юге, хрусталь - на западе, коралл - на севере, а в
середине - золото.
75/ Далее, сделав рангаширша, необходимо соорудить дарукарма /деревянную
декорацию/, соединенную деталями уха и пратьюха, используя разнооб-
разные ремесленные искусства.
76/ Снабженная различными санджавана, украшенная изображениями диких
животных, ей следует находиться здесь полностью орнаментированной.
77/ Также снабженная деталями нирвьюха и куха ра, где во множестве рас-
положены красивые круглые окна,
78/ которые должны быть растянуты в линию, подобно сидящим голубкам, и
украшенная колоннами, опирающимися на хорошо утрамбованную поверхность.
79/ Итак, сделав дарукарма, следует взяться за возведение стен.
Дверь не следует делать напротив другой двери или угла, окна или выс-
тупающих предметов /вешалки?/, или колонны.
80/ Натьямандапа должна быть покрыта каменным, а поверх деревянным полом.
81/ Незначительный ветер или безветрие создает глубокое звучание, поэтому
натьямандапа устроителями должна быть сделана без сквозняков,
82/ и тогда звучание оркестра не потеряет своей искусности.
Теперь, сделав по правилам стены, следует их побелить.
83/ Необходимо приготовить известь и старательно распределить ее по
всей поверхности прежде очищенных стен.
84/ Потом стены надо раскрасить. Следует делать это весной. На картинах
должны быть изображены мужчины и женщины,
85/ узоры из вьющихся растений и сюжеты, дающие пользу для ума.
Вот таким образом должно быть сделано устроителями прямоугольное
здание Натья.
86/ Теперь же я расскажу об особенностях квадратного здания. Все
его стороны должны быть равны 32-м хаста.
87/ Оно должно быть расположено на благоприятной земле. Все, без исклю-
чения, ранее упоминавшиеся правила и счастливые приметы для прямоу-
гольного здания должны быть соблюдены.
88/ Квадратное здание Натья следует строить по тем же законам. Сделав
ровный квадрат и разделив его мерною нитью,
89/ по всему периметру нужно сложить крепкую кирпичную стену. Внутри,
сзади рангапитха, должны быть поставлены устроителями Натья
10 мощных колонн
90/ для поддержания мандапа, и также колоннада снаружи зрительного зала,
имеющего форму ступеней.
91/ Стулья в зрительном зале должны быть сделаны из кирпича и дерева,
и расположены так, что каждый следущий ряд выше предыдущего на одну
хаста.
92/ Места для людей, наблюдающих рангапитха должны быть сделаны правильно.
Еще 6 других колонн, как указано, должны быть расположены по правилам
непосредственно за сиденьями.
93/ Знающий должен установить в поддержание натьямандапа еще 8 крепких
колонн, расположенных над теми.
94/ Теперь следует сделать сцену размером в 8 хаста.
95/ Знатоками здесь должны быть возведены колонны для поддержания навеса.
Они должны стоять на земле, а их верх украшен женскими статуями.
96/ Потом должна быть так же тщательно сделана гримерная комната. Одна ее
дверь пусть выходит на сцену.
97/ А другая дверь, для входа зрителей, должна быть сделана на фасаде.
98/ Итак, размером в 8 хаста должна быть сделана рангапитха, квадратная,
с ровным полом и украшенная жертвенником.
99/ Но прежде должна быть сделана маттаварани указанного размера, с че-
тырьмя колоннами возле жертвенника.
100/ Сцена может быть и приподнятой, и на уровне земли. В прямоугольной
конструкции высокой она должна быть, но в квадратной - ровной с
землей.
101/ Итак, по этим правилам должно возводить квадратное здание.
Теперь же я расскажу об особенностях треугольного здания.
102/ Устроителями Натья оно должно быть построено с тремя углами, в
середине же должна быть треугольная сцена.
103/ Дверь должна быть сделана там, где угол здания. Другая же дверь –
позади сцены.
104/ Все правила установления стен и колонн для квадратного здания рас-
пространяются и на треугольное.
105/ Именно так, по этому описанию, мудрые должны сделать дом для Натья.
Дальше я буду говорить о правилах проведения богослужения.