Развитие идеи психологической школы в ХХ веке. Теория психоанализа (З. Фрейд). Психоаналитическая концепция К.Г.Юнга.




Зигмунд Фрейд (1856 -1939. Широко применяя во врачебной практике метод свободных ассоциаций, прослеживая ход мыслей пациентов, Фрейд обнаружил личностное содержание этих ассоциаций, скрытое от самих пациентов. Подсознательные ассоциации указывали на устойчивые мотивационные установки личности, психические травмы, перенесенные личностью. Свой метод и учение в целом 3. Фрейд назвал психоанализом ("Толкование сновидений", 1900).

Фрейд выступил против отождествления личности только с ее сознанием. Он пришел к выводу, что психическая жизнь человека имеет различные взаимосвязанные уровни. В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную.

3. Фрейд открыл человечеству огромный мир, лежащий за пределами его сознания. Идеи Фрейда нашли многочисленных приверженцев. Возникли различные направления фрейдизма и неофрейдизма. Концепция Фрейда существенно повлияла на развитие мировой культуры - социологии, этнографии, искусства, медицины и др.

3. Фрейд ввел в психологию ряд новых категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, роль детских психотравм в поведении взрослого, структура личности, психическая организация личности, конфликтность личности и др. Заслуга Фрейда состоит также в соединении психологической теории с психотерапевтической практикой.

Поставив вопрос о естественной природе человека, Фрейд, однако, абсолютизировал эту его природу и недооценил социальную сущность человека. Ближайшие сотрудники 3. Фрейда К.Г. Юнги А. Адлер впоследствии разошлись с ним в трактовке этой проблемы.

В 30 - 60-х гг. XX в. в зарубежной психологии интенсивно разрабатываются различные направления психоанализа. Одно из этих направлений возглавил Карл Густав Юнг (1875 - 1961) - швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической психологии.

Юнг выступил против постулата Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности индивида. Он разработал учение о двух видах бессознательного - личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмировавшие впечатления) формируется в жизни

индивида. Коллективное бессознательное - сверхличное бессознательное, древнейшая (архаичная) психика, сформированная в процессе исторического развития человечества. Форма проявления коллективного бессознательного - инстинкты и архетипы - различные верования, мифы, предрассудки, архетипические образы и символы.

Основанием для введения понятия "архетипы" послужила психиатрическая практика Юнга. Он обнаружил некоторое общее содержание в фантазиях больных и одинаковую последовательность в их чередовании. Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, детерминируемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида.

К.Г. Юнг выступил с концепцией глубинной психологии: "Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих.

К.Г. Юнг выделил два типа личности - экстравертированный и интровертиррванный (от лат. extra- вне и intro - внутрь).

 

 

Фрейд. Фрейд был основоположником психоанализа. В своих трудах он говорит о защитных механизмах, которые позволяют человеку противостоять бессознательным проявлениям, интерпретирует сновидения. Фрейд приходит к выводу, что бессознательное является побудителем сознания, поэтому чтобы объяснить поведение человека, следует искать его причины в бессознательном.

Психика по Фрейду делится на три элемента – сознание, предсознание и бессознательное. При этом он уподобляет ее айсбергу, в котором сознание только видимая его часть. Чем глубже тот или иной элемент бессознательного, тем сложнее он поддается анализу. Фрейд также вводит понятие предсознательных процессов, которые не находятся в сознании постоянно, но при желании могут быть им вызваны.

В период появления первых трудов по психоанализу в терапии было распространено применение гипноза. Однако, Фрейд решает отказаться от этой практики, поскольку считает, что пациент или клиент должен самостоятельно, при небольшой помощи психоаналитика, вывести структуры своего бессознательного в сознание. При введение пациента в гипнотическое состояние и последующем выведении из него он не помнит того, что с ним происходило, поэтому подъем бессознательного опыта в сознание становится невозможным, а значит данная терапия не может работать. Поэтому Фрейд работает через метод свободных ассоциаций и интерпретацию сновидений. Он по-новому описывает структуру личности, в которую теперь входят Оно, Эго и СуперЭго.

Оно – изначальное бессознательное, населенное желаниями. Их Фрейд делит на проявления Эроса и Танатоса, либидо и деструктивных сил жажды смерти.

СуперЭго – также является бессознательной субстанцией, однако состоит оно из приобретенных в ходе развития норм поведения, табу, запретов и правил. Многие из них являются до формирования речи.

В свою очередь эго является результирующей двух противостоящий энергий бессознательного – Оно и СуперЭго. По Фрейду гармоничная личность должна умело сочетать два этих начала. Соответственно перекос в одну из сторон ведет к отклонениям и даже патологиям.

Фрейд также описывает несколько стадий развития, которые проходит ребенок прежде чем повзрослеть.

Оральная стадия – связана с получением удовольствия через ротовую полость. Собственно отклонения на этой стадии, которые получены в ходе соответствующего ощущения дефицита в детстве чреваты во взрослом возрасте проявлениями алкоголизма, табакокурения, обжорством

Анальная стадия – связана с освоением контроля над испражнением. В этой стадии может появится стремление к злоупотреблению этим умением, проявляющимся в чрезмерном задерживании кала в организме, вывод которого в последствие приносит удовольствие равносильное оргазму. Во взрослом возрасте это может сказать на характере в виде проявлений жадности и на физиологическом уровне в виде частых запоров.

Генитальная стадия – связана с появлением личной половой идентификации. При этом модель взаимоотношений отца и матери становится для ребенка образом того, как надо вести себя со своим будущим половым партнером. Здесь Фрейд отмечает такие явления как комплекс Эдипа и комплекс Электры.

К примеру, комплекс Эдипа, связан с тем, что ребенок, начиная осознавать себя мужчиной, видит мать в качестве представителя противоположного пола. Соответственно в данной ситуации отец становится его половым конкурентом. Аналогично с комплексом Электры для девочек, которые начинают воспринимать половыми конкурентами своих матерей.

Генитальная стадия имеет несколько фаз, которые отличаются инициатическими проявлениями. К примеру, у женщин это девочка, девушка, женщина, мать, бабушка. Все они имеют различные функции, ценности и особенности восприятия окружающего мира. Собственно, отсутствие инициатического процесса также ведет к отклонениям.

Юнг

Карл Густав Юнг, как и Адлер, также вносит существенные изменения в психоанализ, что приводит к возникновению так называемой «аналитической психологии», по которой автор пишет одноименную книгу. Важнейшим вкладом Юнга стоит считать введение термина «коллективное бессознательное», содержанием которого являются архетипы. Архетипы – это накопленный человеческий опыт, который оседает в психике в виде образов поведения, мышления мировосприятия, и функционирует схожим с инстинктами образом.

Если Фрейд был атеистом, то его ученик Юнг был глубоко верующим человеком и в своих теориях он реабилитирует понятие «душа».

Также Юнг проводит доскональный анализ культур и мифов, в которых находит схожие мотивы и соответствующую им специфику поведения, идентичность которой зачастую встречается, не смотря на расовые и половые различия.

Вместе с тем Юнг говорит и о личном бессознательном, содержанием которого являются комплексы, вытесняемые переживания и личностные смыслы.

Одним из основополагающих архетипов Юнг считает архетип самости, Бога в себе. По его мнению душа – это то, что Бог передал человеку, поэтому задача каждого человека найти в себе эту частицу, не впав при этом в ересь нарциссизма. Собственно реализацию этой самости Юнг называет индивидуацией. Он отмечает, что у личности очень много составляющих и каждый реализованный архетип становится частью самости. Чрезвычайно важно при этом сохранить между ними гармонию без перекосов в одну сторону в ущерб другим. То, как проявляются архетипы, можно увидеть в работе сновидений. Стоит отметить, что у Фрейда элементами сна являются образы желаний.

Структура личности по Юнгу состоит из нескольких частей:

Персона – представляет из себя социальную маску, то есть то, как ведет себя человек в обществе и как хочет, чтобы его представляли. Стоит отметить, что персона далеко не всегда является тем, кем является человек на самом деле.

Тень – объединяет в себе низменные проявления человека, то, что Фрейд называл «Оно». Зачастую наличие и содержание этого компонента человек пытается скрыть как от других, так и от себя.

Анима и анимус – мужские и женские проявления души. В этой связи Юнг выделяет женские и мужские свойства. Женские – нежность, эстетизм, заботливость, мужские – сила, логизм, агрессивность.

Юнг привнес в психоанализ социологические черты, сделал его социотропным. Многие исследовали традиций, мифов и сказок ориентируются на его трудах.

 

Формальная школа в литературоведении. Осознание литературы как выражения «самоценных» и «самоцельных» приемов, развивающихся по своим собственным (имманентным) законам. Понятие «остранение».

ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА (от лат. forma - форма, вид) - формализм в лит-ведении, субъективно-идеалистическое течение в изучении лит-ры и иск-ва. Зародилось в конце 19 в. Окончательно сформировалось в 10-е гг. 20 в. в трудах Г. Вельфлина, О. Вальцеля - в Европе, в работах A. Белого ("Символизм"), В. Шкловского ("Искусство как прием"), Б. Эйхенбаума ("Как сделана "Шинель"), Ю. Тынянова, Б. Томашевского, Р. Якобсона и близкого к ним B. Жирмунского - в России.

Ф. ш. фактически была противником реализма и марксистских принципов изучения художественного творчества. Исходя из кантовского понимания прекрасного, Ф. ш. считала, что отражение реальной действительности с ее проблемами и идеями не входит в задачи иск-ва. Художник создает форму, к-рая сама по себе передает утонченные переживания его души. Литературовед поэтому должен интересоваться только специфическими особенностями формы, вне ее связи с идейным содержанием произведения в его общественной обусловленности.

Анализ формы в отрыве от содержания не мог быть плодотворным, большей частью он сводился либо к эмпирическому описанию художественных особенностей, либо к классификации различных художественных приемов. Больше всего Ф. ш. уделяла внимания исследованию языка, "игре языковых форм": эпитетам, тропам, звукописи, синтаксическим конфигурациям. Художественный образ рассматривался лишь как "прием поэтического языка". В композиции видели лишь определенную последовательность в расположении "речевых отрезков", проводилась параллель между приемами сюжетосложения и фигурами поэтического синтаксиса (повторы, параллелизмы и т. д.). Самым слабым местом Ф. ш. было изучение истории лит-ры. Не видя в иск-ве явлений социальной жизни, изолируя его от истории развития об-ва, Ф. ш. пыталась говорить об эволюции стилей, вызванной будто бы тем, что старые формы перестают производить впечатление, происходит т. п. автоматизация восприятия, поэтому необходимо обновить форму, произвести "остранение". Подлинной многосторонней картины развития литературного процесса при этом получиться не могло. Ф. ш., дав ряд иногда цепных наблюдений над отдельными сторонами художественной литературной формы, не могла создать плодотворной системы литературоведческих понятий. Противоречивость положений Ф. ш. вынуждены были признать ее собственные идеологи; большинство из них, отказавшись от Ф. ш., многое сделали аля советского лит-ведения (В. Жирмунский, В. Шкловский, Б. Томашевский, Б. Эйхенбаум и др.). На Западе наследие Ф. ш. легло в основу ряда современных течений, в частности структурализма (см.). Отдельные наблюдения и закономерности формы, отмеченные в работах русских формалистов 20-х гг., в настоящее время стали привлекать и советских языковедов в связи с работами по математической лингвистике. Делаются попытки применить методы статистического подсчета Ф. ш. при изучении поэтики. Однако интерес к отдельным достижениям формалистов (оживившийся в последние годы и в ряде восточноевропейских социалистических стран) ничего не меняет в принципиальной оценке Ф. ш. Из работ Ф. ш. могут быть использованы отдельные наблюдения, но самый принцип ее подхода к лит-ре методологически порочен, ибо бессилен оценить содержание произведения, не дает увидеть общественные идеалы художника и отрицает высокое воспитательное назначение лит-ры.

Конкр. идеи и гипотезы Р.ф.ш. поддаются расширит. культурологич. толкованию. Так, общеэстетич. понятие отстранения — показа вещи в необычном ракурсе и связях, для того чтобы через “чужое” видение заново осознать ее свойства и качества (“оживить материал искусства”), несомненно является довольно точным указанием на механизм воспроизведения явлений культуры, используемый художником для достижения максимальной выразительности. Материал и стиль, взаимодействие (притяжение/отталкивание) жанровых форм, влияние бытовых и коммерческих условий худож. производства, определение самой фактичности существования произведения искусства — все это, безусловно, является совр. проблемами. В совр. культуре многие понятия, рассматриваемые формалистич. теоретиками, находят новые приложения, в частности в расширяющейся области прикладного искусства (массовая коммуникация, дизайн, мода, реклама, поп- и контркультура, культура потребления).

Формалистич. (первое!) опосредствование идей совр. лингвистики относительно явлений культуры оказало большое влияние на развитие гуманитарных наук в 20 в., в особенности на ученых системно-семиотич. направления. Разл. степень признания этого влияния присутствует в самосознании культурологов Лотмана, В.В. Иванова, Б. Успенского, Р. Барта, Леви-Стросса, Фуко и др. Теор. самоопределение Бахтина в большой степени сформировалось в полемике с формалистами. В соответствии с этим совр. достижения эстетики, искусствоведения, этнографии, фольклористики, теории коммуникации и культурологии связаны с передовыми работами рус. формалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: