ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 31
Тема: Проектирование БД. Исследование предметной области
Цель: научиться проектировать базы данных на этапах концептуального, логического и физического проектирования.
Материальное обеспечение: инструктивные материалы, раздаточный материал.
Порядок выполнения работы
- Исследовать предметную область с учетом варианта задания: определить сущности и их характеристики.
- Построить ЕR-диаграмму.
- Перейти к этапу логического проектирования: выбрать модель, определить структуру таблиц, установить связи.
- Перейти к физическому проектированию: выбрать СУБД, создать файл новой базы данных по названию предметной области, создать структуру таблиц и ввести в них по 5 записей. В окне «Схема данных» установить связи, обеспечить целостность данных.
- Опишите в отчете ваши действия на каждом этапе проектирования. Предъявите работу преподавателю.
Задания
1 вариант
Интернет-магазин
Описание предметной области
Вы являетесь сотрудником коммерческого отдела компании, продающей различные товары через Интернет. Вашей задачей является отслеживание финансовой составляющей ее работы.
Работа компании организована следующим образом: на Интернет-сайте представлены (выставлены на продажу) некоторые товары. Каждый из них имеет некоторое название, цену и единицу измерения (штуки, килограммы, литры). Для проведения исследований и оптимизации работы магазина вы пытаетесь собирать данные с клиентов. При этом для вас определяющее значение имеют стандартные анкетные данные, а также телефон и адрес электронной почты для связи. По каждому факту продажи вы автоматически фиксируете клиента, товары, количество, дату продажи, дату доставки.
2 вариант
Реализация готовой продукции
Описание предметной области
Вы работаете в компании, занимающейся оптово-розничной продажей различных товаров. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны ее работы.
Деятельность компании организована следующим образом: компания торгует товарами из определенного спектра. Каждый из этих товаров характеризуется наименованием, оптовой ценой, розничной ценой и справочной информацией. В вашу компанию обращаются покупатели. Для каждого из них вы запоминаете в базе данных стандартные данные (наименование, адрес, телефон, контактное лицо) и составляете по каждой сделке документ, запоминая наряду с покупателем количество купленного им товара и дату покупки.
3 вариант
Ведение заказов
Описание предметной области
Вы работаете в компании, занимающейся оптовой продажей различных товаров. Вашей задачей является отслеживание финансовой стороны ее работы.
Деятельность компании организована следующим образом: компания торгует товарами из определенного спектра. Каждый из этих товаров характеризуется ценой, справочной информацией и признаком наличия или отсутствия доставки. В вашу компанию обращаются заказчики. Для каждого из них вы запоминаете в базе данных стандартные данные (наименование, адрес, телефон, контактное лицо) и составляете по каждой сделке документ, запоминая наряду с заказчиком количество купленного им товара и дату покупки.
4 вариант
Проведение факультативных занятий для студентов
Описание предметной области
Вы работаете в высшем учебном заведении и занимаетесь организацией факультативов.
В вашем распоряжении имеются сведения о студентах, включающие стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Преподаватели вашей кафедры должны обеспечить проведение факультативных занятий по некоторым предметам. По каждому факультативу установлены определенное количество часов и вид проводимых занятий (лекции, практика, лабораторные работы). В результате работы со студентами у вас появляется информация о том, на какие факультативы записался каждый из них. Существует некоторый минимальный объем факультативных предметов, которые должен прослушать каждый студент. По окончании семестра вы заносите информацию об оценках, полученных студентами на экзаменах.
5 вариант
Библиотека
Описание предметной области
Вы являетесь руководителем библиотеки. Ваша библиотека решила зарабатывать деньги, выдавая напрокат некоторые книги, имеющиеся в небольшом количестве экземпляров. Вашей задачей является отслеживание финансовых показателей работы.
У каждой книги, выдаваемой в прокат, есть название, автор, жанр. В зависимости от ценности книги вы определили для каждой из них залоговую стоимость (сумма, вносимая клиентом при взятии книги напрокат) и стоимость проката (сумма, которую клиент платит при возврате книги, получая назад залог). В библиотеку обращаются читатели. Все читатели регистрируются в картотеке, которая содержит стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Каждый читатель может обращаться в библиотеку несколько раз. Все обращения читателей фиксируются, при этом по каждому факту выдачи книги запоминаются дата выдачи и ожидаемая дата возврата.
6 вариант
Платная поликлиника