ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9, 10
По теме «Экономическая роль государства в Республике Беларусь»
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ:
Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых гос.учреждениями, для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
В условиях переходной экономики за государством сохраняются следующие функции:
Обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъектов хозяйствования;
Формирование устойчивой макроэкономической ситуации;
Обеспечение минимальных социальных стандартов;
Эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
Охрана окружающей среды;
Обеспечение национальной безопасности страны.
Одним из важнейших условий реализации государством своих функций является формирование соответствующей структуры государственного управления. В РБ она построена по функционально-отраслевому и территориальному принципу и включает:
-25 министерств;
-7 государственных комитетов;
-7 государственных объединений и организаций, подчиненных Совету Министров.
Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии, а также об альтернативных путях его достижения.
Планирование — это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе гос.управления и в реализации государственных функций. Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы гос.деятельности и гос.управления.
Основные инструменты регулирования экономики страны
Основатель макроэкономики Дж.М. Кейнс предложил использовать два основных инструмента для регулирования экономики страны, чтобы не допускать ее перехода в состояние глубокой депрессии или перегрева: госбюджет и кредит.
Два важнейших раздела в экономической теории, описывающих использование данных инструментов, называются «налогово-бюджетная политика» и «кредитно-денежная политика».
В настоящее время система социальной защиты в Беларуси представлена тремя видами программ: социального страхования, социальной помощи и социального обслуживания.
Показатели измерения дифференциации (неравенства) доходов:
1) Квинтильный коэффициент – это отношение доходов 20% самых богатых семей к 20% самых бедных. Высчитывают разницу так: берется 20% самых высокооплачиваемых работников, выводят их среднюю зарплату и сравнивают со средней зарплатой 20% самых низкооплачиваемых.
2) Децильный коэффициент – это отношение доходов 10% самых богатых семей к 10% самых бедных.
3) Коэффициент Джини – показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (доходу). От 0 до 1. Ближе к «1» – высокая степень расслоения в обществе, а к «0» – низкая степень расслоения в обществе.
Для определения меры неравенства доходов в обществе используется кривую Лоренца.
Минимальный потребительский бюджет. В соответствии с законодательством Республики Беларусь минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.
В настоящее время среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит в Беларуси основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Для оценки уровня и качества жизни в Беларуси установлен социальный норматив – минимальный потребительский бюджет (МПБ). МПБ – это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг.
Бюджет прожиточного минимума. Представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг (порядка 25 товаров), необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы.
Считается, что в Беларуси на эту сумму, если правильно спланировать расходы, может выжить любой человек.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
1. Обсуждение вопросов:
1. Границы роли государства в экономике трансформационного периода (на примере РБ)
2. Инструменты макроэкономического регулирования и результативность их использования в РБ
3. Уровни системы планирования и прогнозирования национального хозяйства в РБ
4. Социальный императив государственного регулирования экономического развития и его историческая подоплёка в РБ