Проверочный расчет зубьев шестерни на изгиб
Определим коэффициент формы зуба шестерни для эквивалентного числа зубьев при δ1 = 36,2º
z1э = z1 / cos δ1 = 73 / cos 36,2 = 90,5
По таблице для z1э = 90,5, находим у1э =.
Определим окружную скорость
мм/с = 5,22 м/с
Для 8 степени точности и υ = 5,22 < 10 м/с, kua = 1,35, kuβ = 1, kuυ = 1,4.
Находим поправочный коэффициент
ku = kua ∙ kuβ ∙ kuυ = 1,35∙1∙1,14 = 1,89
Определим действительное число циклов
N1 = 60∙n1∙h = 60∙955∙40000 = 2,3∙109 > 4∙106,
поэтому
Определим допускаемое напряжение
[σu] = (1,8∙НВ / 1,75) ∙ = (1,8∙250 / 1,75) ∙ 1 = 257 Н/мм2.
Делаем проверку прочности зубьев шестерни на изгиб
Н/мм2.
Запас прочности составляет [σu] / σu1 = 257 / 177 = 1,45 раза.
Проверочный расчет зубьев шестерни на контактную прочность
Находим поправочный коэффициент
ku = kua ∙ kuβ ∙ kuυ = 1∙1∙1,2 = 1,2
Находим коэффициент контактных напряжений
Сн0 = (НВ – 100) / = (250 – 100) / 100 = 1,5 Н/мм2
Находим действительное число циклов перемены напряжений.
N = 60∙n2∙h = 60∙694,5∙40000 = 1,7∙109
т.к. N = 1,7∙109 > N0, то
Находим допустимый коэффициент контактных напряжений
[Cн] = Сн0 ∙ = 1,5∙1 = 1,5 Н/мм2
Произведем проверочный расчет
< [Cн] = 1,5 Н/мм2
Запас прочности составляет [Cн] / Сн = 1,5 / 1,1 = 1,36 раза.
Проверочный расчет вала
Определим расстояние L1, L2, L3 между опорными точками вала
L3 = 0,5∙LВ2 + Lу2 + а = 0,5∙28 + 24 + 13 = 51 мм
где расстояние а находим по формуле
мм
L2 = Lc2 + Lп2 –а – b = 89 + 25 – 13 – 9 = 92 мм
L1 = В + LБ2 –а – b = 89 + 28 – 13 – 9 = 95 мм
Строим эпюру крутящих моментов, если Мк = М2 = 40,4 кН∙мм или Мк ≈ 41 кН∙мм
|
Рис. 1. Эпюра крутящих моментов
Разрабатываем расчетную схему
Вал изображаем как балку AD на двух опорах А и С. К балке приложены внешние силы: Ft, Fr2 и Fa2 в полюсе зацепления П, который жестко связан с балкой и составляет с ней единое целое, и тяговая сила Fв винтовой передачи в точке D. В опорах А и С будут возникать реакции. Радиальные реакции подшипников прикладывают к оси вала. Для радиально-упорных подшипников расстояние а между точкой приложения С и торцом подшипника определяется по формуле:
a = 0,5[B + 0,5(d+D)∙tg α] = 0,5[16 + 0,5(30 + 62)∙tg 12] = 13
Осевая реакция А прикладывается к подшипнику, на который давит сила Fa2 в точке С. Реакция А = Fa2. Складываем геометрически силы Ft и Fr2
Н
где Ft = 2∙M2 / dm1 = 2∙40,4∙013 / 104,4 = 774 Н
Fr2 = Ft ∙ tg α ∙ sin δ1 = 774 ∙ tg 20 ∙ sin 36,2 = 166,2 Н
Fа2 = Ft ∙ tg α ∙ cos δ1 = 774 ∙ tg 20 ∙ cos 36,2 = 227,4 Н
Полученную силу F2 прикладываем в полюсе П. В полюсе П прикладываем и осевую точку Fа2.
Для определения радиальной реакции RА составляем уравнение равновесия моментов от внешних сил, приложенных к балке. Равновесие рассматриваем относительно точки С, чтобы избавиться от реакции RА.
∑Мс = F2∙L2 – Fa2∙rm2 + Fв∙L3 - RA∙(L1 + L2) = 0,
откуда найдем искомую реакцию
Н = 0,54 кН.
Находим реакцию RC, спроектировав силы на ось Y.
∑Y = RA – F2 + RC + Fв = 0,
откуда
RC = – RA + F2 – Fв = – 540 + 791,6 – 1250 = – 998 H ≈ – 1 кН
Спроектируем силы но ось Х
∑Х = Fа2 – А = 0,
откуда найдем осевую реакцию А опоры С
|
А = Fа2 = 227,4 Н.
|
Рис. 2. Расчетная схема
6.3.4. Строим эпюру изгибающих моментов
1) Изгибающий момент на участке I
Mu1 = Ra∙x1,
т.к. 0 ≤ x1 ≤ L1, то в точке А Mu1 = 0, а в точке В Mu1 = Ra∙L1 = 540∙95 = 51300 Н∙мм ≈ ≈ 51 кН∙мм.
2) В точке В приложен сосредоточенный момент
m = Fa2∙rm2 = 227,4∙84,7 = 19295 Н∙мм ≈ 19,3 кН∙мм.
В этой точке изгибающий момент Mu1 от первого участка скачком возрастает на величину m, т.е.
Mu2 = Mu1 + m = 51300 +19295 = 70595 Н∙мм ≈ 70,6 кН∙мм.
3) Изгибающий момент на участке III
Mu3 = Fв∙x3,
т.к. 0 ≤ x3 ≤ L3, то в точке D Mu3 = 0, а в точке В Mu3 = Fв∙L3 = 1250∙51 = 63750 Н∙мм ≈ ≈ 64 кН∙мм.
|
Рис. 3. Эпюры изгибающих моментов
6.3.5. Намечаем опасные сечения
В соответствии с эпюрами изгибающих и крутящих моментов и размерами валов намечаем опасные сечения I-I и II-II. В этих сечениях моменты достигают максимальных значений и имеются концентраторы напряжений. В этих сечениях необходимо проверить вал на сопротивление усталости.
Проверку будем делать двумя методами: сопоставлением эквивалентного напряжения допускаемому, т.е.
σэ = Мэ / W ≤ [σ-1]
и сопоставлением расчетного коэффициента запаса прочности допускаемому, т.е.
s = sσ∙sτ / .
6.3.6. Определяем эквивалентные моменты в сечениях I-I и II-II
В сечении I-I по формуле
кН∙мм
В сечении II-II по той же формуле
|
кН∙мм
6.3.7. Находим осевые моменты сопротивления
В сечении I-I по таблице для диаметра dш2 = 32 мм Wх1 = 2730 мм3.
В сечении II-II по формуле
Wх2 = π∙dп3 / 32 = 3,14∙303 / 32 = 2650 мм3.
6.3.8. Определим комплексный коэффициент концентрации
В сечении I-I
ε = 0,88 – масштабный коэффициент для диаметра dш1 = 32 мм;
β = 1 – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности;
kσ = 2,8 – коэффициент концентраций напряжений;
[n] = 2,1 – коэффициент запаса прочности;
комплексный коэффициент
k = ε ∙β / kσ∙[n] = 0,88∙1 / 2,8∙2,1 = 0,15.
В сечении II-II
ε = 0,88 – масштабный коэффициент для диаметра dш1 = 32 мм;
β = 1 – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности;
kσ = 2,1 – коэффициент концентраций напряжений;
[n] = 2,1 – коэффициент запаса прочности;
комплексный коэффициент
k = ε ∙β / kσ∙[n] = 0,88∙1 / 2,1∙2,1 = 0,2.
6.3.9. Определим допускаемое напряжение от изгиба с кручением
[σ-1] = k∙σ-1,
где = 380 Н/мм2 – предельное напряжение при симметричном цикле для стали 45
В сечении I-I
[σ-1] = 0,15∙380 = 57 Н/мм2
В сечении II-II
[σ-1] = 0,2∙380 = 76 Н/мм2
6.3.10. Проверяем прочность вала
В сечении I-I
σэ1 = Мэ1 / Wх1 = 81000 / 2730 =29,7 Н/мм2 < [σ-1] = 57 Н/мм2
В сечении II-II
σэ2 = Мэ2 / Wх2 = 75000 / 2650 = 28,3 Н/мм2 < [σ-1] = 76 Н/мм2
В обоих сечениях прочность удовлетворительна
6.3.11. Определяем полярные моменты сопротивления
В сечении I-I по таблице для диаметра dш2 = 32 мм Wр1 = 5940 мм3.
В сечении II-II по формуле
Wр2 = π∙dп3 / 16 = 3,14∙303 / 16 = 5300 мм3.
6.3.12. Определяем амплитуды нормальных напряжений при симметричном
цикле
В сечении I-I
σа1 = Мu1 / Wр1 = 70600 / 5940 =13,4 Н/мм2
В сечении II-II
σа2 = Мu2 / Wр2 = 64000 / 5300 = 12,1 Н/мм2
6.3.13. Определяем амплитуды нормальных напряжений при отнулевом цикле
В сечении I-I
τа1 = τmax / 2 = Мк / 2∙Wр1 = = 40000 / 2∙5940 = 3,4 Н/мм2
В сечении II-II
τа2 = τmax / 2 = Мк / 2∙Wр2 = 40000 / 2∙5300 = 3,8 Н/мм2
6.3.14. Коэффициент концентраций напряжений
В сечении I-I
kυ = 1 – коэффициент влияния поверхностного уплотнения;
kυd = 3,46 для диаметра dш2 = 32 мм и σв = 800 Н/мм2 – коэффициент, учитывающий концентрацию напряжений и влияние диаметра сечения;
kF = 1 – коэффициент влияния шероховатости поверхности
коэффициент концентрации нормальных напряжений
kσ1 = (kυd + kF – 1) / kυ = (3,46 + 1 – 1) / 1 = 3,46
kυd = 2,48 для диаметра dш2 = 32 мм и σв = 800 Н/мм2 – коэффициент, учитывающий концентрацию напряжений и влияние диаметра сечения;
коэффициент концентрации касательных напряжений
kτ1 = (kυd + kF – 1) / kυ = (2,48 + 1 – 1) / 1 = 2,48
В сечении II-II
kυ = 1 – коэффициент влияния поверхностного уплотнения;
kυd = 3,43 для диаметра dп2 = 30 мм и σв = 800 Н/мм2 – коэффициент, учитывающий концентрацию напряжений и влияние диаметра сечения;
kF = 1 – коэффициент влияния шероховатости поверхности
коэффициент концентрации нормальных напряжений
kσ2 = (kυd + kF – 1) / kυ = (3,43 + 1 – 1) / 1 = 3,43
kυd = 2,46 для диаметра dп2 = 30 мм и σв = 800 Н/мм2 – коэффициент, учитывающий концентрацию напряжений и влияние диаметра сечения;
коэффициент концентрации касательных напряжений
kτ2 = (kυd + kF – 1) / kυ = (2,46 + 1 – 1) / 1 = 2,46
6.3.15. Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям
В сечении I-I
sσ1 = σ-1 / σa1 ∙ kσ1 = 260 / 13,4 ∙ 3,46 = 5,6
где σ-1 = 260 Н/мм2
sτ1 = τ-1 / τa1 ∙ kσ1 = 150 / 3,4 ∙ 2,48 = 17,8
где τ-1 = 150 Н/мм2
В сечении II-II
sσ2 = σ-1 / σa2 ∙ kσ2 = 260 / 12,1 ∙ 3,43 = 6,3
sτ2 = τ-1 / τa2 ∙ kσ2 = 150 / 3,8 ∙ 2,46 = 16
6.3.16. Проверяем условие прочности вала
В сечении I-I
> [s] = 2,1,
В сечении II-II
> [s] = 2,1.
6.3.17. Определим действительные запасы прочности вала
Метод эквивалентного напряжения:
В сечении I-I
n1 = [σ-1]1 / σэ1 = 57 / 29,7 = 1,9,
В сечении II-II
n1 = [σ-1]1 / σэ2 = 76 / 28,3 = 2,7.
Метод расчетного коэффициента запаса прочности:
В сечении I-I
n1 = s1 / [s] = 5,3 / 2,1 = 2,5,
В сечении II-II
n2 = s2 / [s] = 5,9 / 2,1 = 2,8.
Если взять среднее значение допускаемого коэффициента запаса прочности
[s]ср = (1,3 + 2,1) / 2 = 1,7, то получим:
В сечении I-I
n1 = s1 / [s]ср = 5,3 / 1,7 = 3,1,
В сечении II-II
n2 = s2 / [s]ср = 5,9 / 1,7 = 3,5.
Простым сравнением можно прийти к выводу, что оба метода дают близкие по точности результаты и могут применяться для проверочных расчетов вала.
Проверочный расчет подшипников
Определим отношение
А / С0 = 227,4 / 12000 = 0,019,
согласно которому находим методом интерполяции коэффициент е = 0,34.
6.4.2. Подшипник в опоре А нагружен только радиальной силой RА, а в опоре С радиальной силой RС и осевой – А. Т.к. RА < RС, то расчету подлежит подшипник в опоре С, учитывая, что этот подшипник нагружен еще осевой силой. Для опоры С определяем отношение А / RС = 227,4 / 998 = 0,23 < е = 0,34. В этом случае Х = 1,
Y = 0.
6.4.3. Определяем эквивалентную нагрузку подшипника С
QС = RС ∙ kБ ∙ kТ = 988∙1,4∙1 = 1383 Н ≈ 1,4 кН.
6.4.4. Находим номинальную долговечность более нагруженного подшипника
L = a∙(C / QС)m = 0,7∙(22 / 1,4)3 = 2716 ч.
6.4.5. Рассчитываем базовую долговечность
Lh = 106∙L / 60n = 106∙2716 / 60∙694,5 = 65200 > [Lh] = 10000ч,
что больше требуемой долговечности.
Заключение
В данной курсовой работе был произведен расчет конического редуктора. Был произведен подбор электродвигателя для данного редуктора, рассчитаны геометрические и кинематические параметры механизма. Произведен силовой расчет механизма. Также произведены расчеты основных размеров зубьев и корпуса редуктора.
Над полученным редуктором был произведен проверочный расчет. Конические зубчатые колеса были проверены на изгиб и на контактную прочность. Также были рассчитаны на прочность валы и подшипники.
Проверочных расчеты показали, что полученный редуктор обладает большой прочностью.
Также в курсовой работе были выполнены графические работы.
Список используемой литературы
1. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990.
2. Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник для ВУЗов М.: Высшая школа, 1982.
3. Руппель А.И. Основы механики: Программа, методические указания и контрольные задания. Омск: Изд-во СибАДИ, 2001.
4. Руппель А.И. Краткий курс механики: Учебное пособие. Омск: Изд-во
СибАДИ, 2003.
5. Цехнович Л.И. Атлас конструкций редукторов. Киев: Высшая школа, 1990.