Структура психики человека




ТЕМА 5. ПРИНЦИПЫИ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ

1. Основные принципы психологии.

2. Структура психики человека.

3. Отрасли (структура) психологии.

4. Задачи психологии.

5. Место психологии в системе других наук.

 


 

Основные принципы психологии.

 

 

В середине 30-х годов формулируются основные принципы психологической науки.

Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий. Если говорить о психике животных, то её развитие определяется естественным отбором как биологическим законом. А происхождение и развитие человеческого сознания определяется в конечном счёте законами развития способа производства материальных средств жизни. Т.е. в отношении к человеку мы можем сказать, что бытие определяет сознание.

Этот принцип означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как вторичное образование, как явление причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности. Во-вторых, этот принцип означает, что все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга.

Основываясь на материалистическом положении о том, что психика есть функция мозга, психология, особенно под влиянием учения о высшей нервной деятельности поставила своей задачей исследование механизмов деятельности мозга, в результате которой возникают психические явления.

В-третьих, данный принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу. В сознании формируются динамические модели действительности, при помощи которых мы ориентируемся в окружающей среде. А в процессе деятельности формируется сознание.

Понятия сознания и деятельности – узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30-е годы (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и др.).

С.Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, поведения. Он писал, что «деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство».

Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, ее продуктов – к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.

Принцип развития психики, означает, что психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности.

Психические процессы Психические состояния Психические свойства личности
Познавательные: ощущения, восприятия, память, мышление, речь. Подъем, учистенность строк, бодрость, уныние. Темперамент, характер, способности.
Эмоциональные: радость, негодование, злость и т.д.
Волевые: связанные с постановкой цели и преодолением трудностей.

Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия «развитие» в фундаментальную категорию психологии, стало включение его С.Л. Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. «Развитие психики является для нас, - писал он, - не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».

Таким образом, для психологии принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются, по словам Б.Ф. Ломова, «исключительно высокой динамичностью». Психическое возникает, существует и изменяется в процессе реального развития.


Структура психики человека

 

Психический процесс – это динамическое отражение действительности, имеющее определенное начало и конец. На их основе возникают состояния формирование знаний, убеждений, навыков умений, приобретение жизненного опыта. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Различают познавательные, эмоциональные и волевые процессы.

К познавательным процессам относятся ощущения, восприятия, память, мышление, речь.

Отражение объективной действительности не исчерпывается только познавательной деятельностью людей. Познавая мир человек не остается холодным, беспристрастным созерцателем. Та сторона отражения предметов и явлений действительности, которая охватывает богатую и разнообразную область личных переживаний позывается эмоциональной областью, а соответствующие психические моменты – эмоциональными процессами. К ним относятся, например, радость, негодование, злость. Однако человек не только познает, воспринимает, чувствует, но и действует. Жизнь его складывается из бесчисленного множества разнообразных действий и поступков, связанных с постановкой и достижением целей, принятием решений, преодолением трудностей, борьбой мотивов, усилиями в управлении собой, напряжением моральных и физических сил. Все эти явления называются волевыми процессами.

Психические состояния. Они характеризуют психику человека в целом: влияют на течения и результаты процессов и могут способствовать им тормозить активную деятельность личности. Состояние подъема, например, действует на человека мобилизующее, усиливает и обостряет течение всех его психических процессов.

Угнетенность же человека отрицательно сказывается на его действиях и поступках. Психические состояния многочисленны, разнообразны: подъем и угнетенность, страх, бодрость, уныние. Психические состояния возникают на основе взаимодействия психических процессов, по сравнению с ними отличаются большей сложностью и меньшей динамичностью, однако носят временный характер.

Психические свойства личности. В отличии от процессов и состояний психические свойства устойчивы и постоянны. Однако, это не исключает возможности их развития. Возникая на основе психических процессов и состояний, свойства оказывают существенное влияние на течение психических процессов. Свойства личности – существенные ее особенности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичного для данного человека.

При рассмотрении классификации психических явлений следует помнить, что она условна. В действительности все психические явления взаимообусловлены и выступают в диалектическом единстве. Границы между духовными явлениями условны и подвижны, переходы малозаметны.

Например, возьмем состояние аффекта - эмоциональные процесс, быстро овладевающий человеком, характеризующийся значительным изменением сознания, нарушением волевого контроля. Это состояние т.к. характеризует психику в целом. Но это одновременно и процесс, т.к. имеет начало, течение и конец. И в то же время он может характеризовать определенное свойство личности. Т.к. холерик, к примеру, при прочих равных условиях будет давать больше аффективных реакций, чем флегматик.

Хотя при изучении психики приходится рассматривать отдельные психические явления абстрактно, изолируя их одно от другого. Не следует забывать о единстве и целостности всех ее явлений и процессов. С филологической точки зрения это объясняется единством и целостностью деятельности головного мозга.

Основой единства психических проявлений человека является деятельностью. Человек в ходе своей деятельности познает и чувствует, проявляет особенности своего характера и темперамента, свои взгляды и убеждения. Всё это говорит о том, что успешное воздействие на воспитуемого возможно лишь в том случае, когда воспитатель умеет по отдельным внешним проявлениям личности понять его внутренний мир, выяснить побуждения и причины, во многом определяющие действия и поступки человека.

Мы подошли вплотную к формулировке задач стоящих перед психологией.

Основной задачей психологии является изучение объективных закономерностей психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

Вместе с тем задача психологии заключается и в практическом приложении полученных научных знаний. С этой целью ею разрабатываются научные основы методики обучения и воспитания, рационализации процессов труда в различных видах производства, а также других видов деятельности.

Эти задачи в основном разрешаются специальными психологическими дисциплинами, которые образовали целые самостоятельные отрасли психологии. К ним относятся: общая психология, возрастная психология, психология труда, инженерная психология, космическая психология, военная психология, психология спорта, социальная психология, медицинская психология, сравнительная психология, психология искусства.

Общая П. – изучает наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого человека. Основные принципы, методология и методы. Фундаментальная основа для других отраслей П. науки.

Возрастная П. – исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах (детская П., П. юности, П. взрослого Ч., геронтопсихология).

Педагогическая П. – занимается психологическим изучением закономерностей обучения и воспитания. Требование к учителю. Взаимоотношение учителя с учеником.

П. труда – рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности. Профотбор, повышение производственного труда в коллективе.

Инженерная П. – изучает деятельность оператора в автоматизированных системах управления.

Авиационная П. – исследующая психологические закономерности Ч. В процессе летнего обучения и выполнения полетов (тренажеры, профотбор).

Космическая П. – исследует психику, деятельность человека в космическом пространстве (профотбор, стресс).

Военная П. – исследует поведение человека в условиях боевых действий (взаимоотношений командиров с подчиненными …).

П. спорта – исследует законы выработки спортивных умений и навыков, вопросы обучения и воспитания спортсменов.

П. искусства – исследует закономерности психической деятельности человека в процессе создания и воспитания произведений искусства.

Социальная П. – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействий людей в различных группах и коллективах:

а) социально-психологические явления в больших группах – проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса);

б) социально-психологические явления в малых группах – совместимость, лидерство;

в) социально-психологические проявления личности – как личность усваивает нормы группы, внушаемость, коллективизм, установки и ожидания личности.

Юридическая П. – изучает проблемы, связанные с психологическими аспектами следствия, анализа свидетельских показаний, требований к допросу. Особенности личности преступления, мотивы преступления, психологические основы перевоспитания правонарушителей.

Медицинская П. – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного (наркопсихология, психофармокология, психотератия, психопрофилактика и психогигиена).

Патопсихология – исследует различные формы нарушения нормального психического развития. Направления: олигофренопсихология – изучает патологические случаи психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга; тифлопсихология – изучает психологию людей, не имеющих зрения или слабовидящих; сурдопсихология – исследует психику человека, связанной с нарушением слуха.

Сравнительная П. – изучает формы психической жизни в процессе филогенетического развития. Зоопсихология. Экология – изучает врожденные механизмы поведения.

П. торговли – изучает психологические особенности воздействия рекламы, особенности психологического спроса, мода.

С помощью электроники можно интенсивно воздействовать на подсознание. Хрестоматийным примером стал эксперимент, проведенным американскими психологами в области рекламы. В ленту обычного развлекательного через каждые 100 кадров был смонтирован титр: «Пейте кока-колу!». Он появлялся через 5 секунд на ничтожно короткий промежуток ⅟24 долю секунды. Зрители этой надписи, естественно, не видели. Точнее, не осознавали. Однако по окончании сеанса большинство начинали покупать рекламированный напиток. Для чистоты эксперимента титр заменили: «Ешьте жареную кукурузу!». Эффект был аналогичным.

Если несколько десятков лет назад наиболее внушаемы были 3 – 6% нашего населения, то в настоящее время, по некоторым слоям, доля доходит до 34%. Эти люди податливы к воздействию эмоциональных, но безответственных лидеров…

 

4. Задачи психологии.

1. Основной задачей психологической науки является изучение законов психической жизни человека с тем, чтобы использовать эти знания в в различных видах учебной, трудовой, творческой деятельности человека, для правильного построения системы взаимоотношений людей и формирования личности.

2. Изучение психики в ее филогенетическом и онтогенетическом развитии на уровне человека и животных.

3. Выявление резервов роста производительности труда. Достижения техники и технологии, совершенствования системы экономического планирования и управления производством открывают мощные резервы роста производительности труда и повешения эффективности производства, но они могут быть по-настоящему использованы только при условии развития творческой активности человека.

Эта важная научная задача составляет изучение механизма влияния психологических факторов на динамику работоспособности человека – как физической, так и умственной.

4. Профориентация – как научно-практическая система подготовки личности к сознательному профессиональному самоопределению.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное руководство подготовкой учащихся к сознательному профессиональному самоопределения, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности.

В профессиональной консультации выделяют три группы специальных задач: 1) психологический анализ личности школьника; 2) сопоставление психологических структур личности и профессии; 3) определение путей дальнейшего развития личности, целенаправленного совершенствования ее психологической структуры.

5. Проблема обучения и воспитания. В решении этой задачи главное место принадлежит психологии.

6. Проектирование, разработка и эксплуатации техники. В условиях комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, использование вычислительной техники и роботов изменяется характер человеческой деятельности: повышается значение действий; связанных с приемом и переработкой информации, принятием решения; снижаются физические нагрузки, но вместе с тем возрастают требования к «интеллектуальной сфере» человека, его волевым и эмоциональным качествам.

7. Совершенствование сферы обслуживания. Система процессов распределения и потребления образует особую относительно самостоятельную область общественной жизни – сферу обслуживания.

8. Охрана здоровья людей. Совершенствование системы здравоохранения предполагает изучение не только собственно медицинских, но и психологических проблем. Положение о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного, требует знания не только его соматических, физиологических и других особенностей, но и особенностей психики.

9. Совершенствование систем управления народным хозяйством. Поскольку управление включает как важнейший компонент руководство деятельностью людей, его совершенствование предполагает использование знаний о человеке, закономерностях деятельности и поведения, возможностях и способностях психологических различий между людьми, их взаимодействие в трудовых коллективах.

Без знания этих закономерностей трудно добить высокой эффективности управления. Они необходимы руководителю современного производства не меньше, чем, например, знания в области технологии или экономики.

И целый ряд других задач, которые решает современная психология.

 

1. Место психологии в системе других наук

 

Психология включена в число тех областей знаний, которые решают общие проблемы познания.

Психология изучает закономерности психической жизни для того, чтобы правильно понимать человека и тем самым умело воздействовать на него. Поэтому значение психологии велико во всех видах практической деятельности, где люди вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, воздействуют друг на друга.

Особо важная роль принадлежит психологии в деле обучения и воспитании молодого поколения. К.Д. Ушинский подчеркивал, что для правильного и успешного воспитания детей необходимо хорошо знать их во всех отношениях.

Законы психологии показывают, как происходит отражение объективного мира в мозгу человека, как человек познает окружающий объективный мир, как с возрастом развивается психическая деятельность и как формируются психические свойства человека.

В комплексе наук о человеке основная роль принадлежит психологии.

Проблемы, требующие для своего решения психологических исследований, возникают прежде всего в естественных науках, особенно если объектом исследования является высший продукт эволюции – человек. По мере того, как физиология обращается к изучению человеческого организма, она вынуждена так или иначе сталкиваться с проблемами психологическими. Крупнейшие отечественные физиологи (Сеченов, Павлов, Ухтомский, Бернштейн, Анохин и др.) видели конечную цель именно в том, чтобы раскрыть физиологические основы человеческой психики. Перспективы развития физиологии человека (прежде всего физиология высшей нервной деятельности и нейрофизиологии) существенно связаны с перспективами развития психологии.

В последнее время интенсивно разрабатывается научное направление – исследование биохимических основ поведения и психики. Особенно много работ ведется в области изучения биохимических основ памяти и эмоций (психобиохимия).

Подход к психике животных и человека с позиций эволюционного учения позволяет понять, что психика не является простым бездействующим придатком физиологических процессов.

Особый вклад в психологию был сделан при исследовании психики в поведении человека психологами клиницистами (Бехтерев, Боткин, Корсаков, Лурия, Мясищев), разработавших основы медицинской психологии.

Таким образом, современная психология в своем развитии как самостоятельная наука предполагает познание законов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т.д.). В свою очередь ряд отраслей психологии (сравнительная психология, зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология и др.) являются разделами естествознания и медицины.

Научно-технический прогресс в настоящее время со всей определенностью выявил теснейшие взаимосвязи психологии с педагогикой. В развитии всех областей педагогики: в ее общей теории, дидактике, частных методиках, теории воспитания, школоведении – возникают проблемы, требующие психологических исследований. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, динамики формирования знаний, умений и навыков природы способностей и мотивов психического развития человека в целом имеет существенное значение для решения таких фундаментальных педагогических проблем, как определение содержания образования на разных ступенях развития, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания, оценка результативности педагогических воздействий, совершенствование профессиональной ориентации.

Важная роль принадлежит психологии в исследовании процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, литературоведением, теорией искусства, политическими, юридическими, т.е. общественными науками. В исследовании социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов.

Любая практическая задача реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как она будет реализовываться, в значительной степени зависит от психологических особенностей этих людей.

Заключая рассмотрение вопроса о потребностях в психологических исследованиях, возникающих в ходе развития научных знаний, необходимо коснуться науки о всеобщих законах природы, общества и мышления – философии. Связь психологии с философией огромна. Накопленные знания подтверждают правильность диалектико-материалистического решения основного вопроса философии. Они имеют прямое отношение к теории познания и диалектике.

Философское осмысление всей совокупности знаний составляет важнейшее условие дальнейшей разработки материалистической теории познания и диалектики.

Без серьезной опоры на результаты психологических исследований немыслима философская разработка и таких проблем, как роль субъективного фактора в историческом процессе, в социальной организации и управлении обществом, соотношение сознательного и стихийного в революционном движении, познавательной деятельности человека, роль интуиции в познании и многие другие.

Таким образом, сама логика развития всей системы научного знания диктует постановку проблем, которые относятся к компетенции психологии.

Важнейшая функции психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезирует в определенном отношении достижения ряда наук, является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек.

Особенности развития психологического знания зависит не только от связей психологии с другими науками. Не в меньшей (а скорее, в большей) степени они определяются возрастающими потребностями общественной практики.

Современная П. находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между:

 
 

 


Естественные науки Технические науки

 

 

Социальные науки

П. находится в центре, так как человек главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл только потому, что служат человеку, вооружают его. Дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей П. со смежными науками (расширение междисциплинарных связей П. с другими науками). При этом П. неизменно сохранит за собой свой собственный предмет исследования.

 

Литература

2. Общая психология: Курс лекций./сост. Рогов Ч.И. – М., 1999.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феликс, 1999.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2. М., 1989.

5. Немов Р.С. Психология. Учебн. пособие студентов высших пед. учеб. заведений. В 2кн. – М. просвещение, Вледос., 1994.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: