Глава 1. Основные тенденции становления музеев в Европе




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Особенности развития музеев Европы»

Выполнил: студент 01-22 гр. II курса

Института гуманитарного образования и спорта

Каррик С. Л.

 

Руководитель:

р. культурологии,
доцент кафедры всеобщей истории и археологии
Исаева Т.А.

 

Сургут 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основные тенденции становления музеев в Европе………………………………...4

Глава 2. Особенности развития музеев в Европе…………………………...…………………8

2.1. Галерея Уффици……………………………………………………………………………..8

2.2. Британский музей…………………………………………………………………………...9

2.3. Музей Прадо……………………………………………………………………………..…11

Заключение…………………………………………………………………………………...…12

Список литературы………………………..…………………………………………………...13

 

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к предметам культуры и природы у человека возник ещё в древние времена. Постепенно с развитием общества и всех сфер её жизни, заинтересованность к окружающим предметам приобрела форму собирательства и коллекционирования. Как правило, собирали всё, что представляло какой-либо интерес, и от этого, весь процесс пополнения собраний, в конечном итоге, было бессистемным и имело хаотичный характер. С последующей ступени эволюции жизни человека, возникает потребность в создании специального заведения, где вся накопленная информация, в виде различных предметов, хранилась, изучалась и доставляла эстетическое удовольствие посетителям. Так как каждое государство имеет свои, «особенные» исторические процессы, то становление такого учреждения как музей в любой стране становится уникальным.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что появление музея какого – либо государства Европы имеет свои определённые черты. Кроме того, для все Европы в целом, существуют некоторые общие процессы.
Объектом работы является наука музееведение.

Предметом - музеи Европы.

Цель – рассмотреть особенности развития музеев Европы на примерах трёх учреждений в разных странах.

Для решения поставленной цели, надо решить следующие задачи:

1) Выявить общие тенденции развития музеев Европы;

2) Рассмотреть несколько музеев, на выявление особенностей их развития.

Глава 1. Основные тенденции становления музеев в Европе

Феномен музея возник ещё в древние времена, а именно в Древней Греции. В античной Греции мусей (мусейон) — храм муз, дочерей Зевса и богини памяти Мнемосины. Около 500—450 годов до н. э. мусеи были местом культа погребальных церемоний, а также соревнований между членами литературных обществ. Литературная деятельность в мусеях, скорее всего, привела к тому, что в них стала предприниматься и другая интеллектуальная деятельность, особенно в связи с возникновением в IV веке до н. э. в Греции школ, нередко возглавляемых видными философами.

В Александрии в начале III в. до нашей эры был основан самый знаменитый мусей античного мира. В нѐм работали Архимед, Плотин, Феокрит и др. Собрания Мусея включали в себя предметы из различных сфер знания. В деятельности учреждения важное место занимала систематизация собраний. Значение Мусея в кругу античных знаний было таким, что понятие «музеум» (латинизированная форма слова «музей») стало в дальнейшем включать в себя деятельность по группировке и изучению разнообразных, собираемых в одно место предметов.

Термин «музей» был надолго исключен из обихода в Европе, вплоть до периода Возрождения, когда его стали применять по отношению к помещению, содержащему собрания предметов, а также к книгам, дающим представление о конкретном круге знаний энциклопедического значения. Понятие «музей» в ренессансном значении слова обозначало и некое помещение, и вообще структуру, в которой собрано, рассортировано и рассмотрено множество предметов, не поддающихся простому разъяснению [5].

Процесс становления музея как социокультурного института начинается в эпоху Возрождения [2]. Впервые термин «Возрождение» употребил в 1550 г. художник Дж. Вазари, обозначив им деятельность итальянских художников начала XIV в. Лишь позднее это понятие обрело более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии и других европейских странах сформировалась и расцвела принципиально новая культура. С середины XIX в. в научный обиход вошло французское название эпохи — «Ренессанс» [6]

Италия переживала этот период во второй половине XIV – конце XVI в., а Западная и Центральная Европа – во второй половине XV – начале XVII столетия. В эпоху Ренессанса происходил бурный расцвет коллекционирования, основным объектом которого выступало античное наследие. Родиной европейского коллекционирования по праву считается Италия, где уже в начале XV столетия предметы старины и произведения искусства стали собирать правители и патриции многих итальянских городов (Медичи во

Флоренции, Гонзага в Мантуе).

В этот период происходило формирование первичных музейных форм: «галерея», «кунсткамера», «мюнцкабинет», «студиоло», «антикварий». Наиболее распространенной формой являлась «галерея», представлявшая собой зал удлиненной формы, одна из сторон которого была прорезана сплошным рядом окон. Простор и необходимое естественное освещение делали ее наиболее подходящим архитектурным решением для экспонирования художественных произведений. «Кабинет», или «камера» (в немецком языке), представлял собой помещение квадратной формы и меньших размеров. Как правило, в нем хранились различного рода редкости, образцы флоры, фауны, минералов и небольшие произведения искусства. Оба эти термина самостоятельно употреблялись редко, а чаще всего входили в состав более сложных слов. Например, кунсткамера – кабинет искусства и редкостей природы, мюнц-кабинет – кабинет монет и медалей. Наряду с перечисленными терминами, указывавшими, прежде всего на тип помещения, существовали и понятия, характеризовавшие состав собраний и деятельность, осуществлявшуюся на их основе. Например, понятие «студиоло» означало кабинет для гуманистических занятий, где размещались библиотека и художественные собрания. Словом «антикварий» называли собрание произведений античной пластики и помещение, в котором оно экспонируется.

В эпоху Ренессанса началось возрождение историикак науки. История заняла важное место в системе гуманитарного знания. Особое значение в ней стало придаваться осмыслению деятельности великих и сильных личностей. Появился интерес к мемориальным предметами изображениям выдающихся людей. Развитию коллекционирования способствовали Великие географические открытияXV – XVI вв. Экзотические одежда, оружие, посуда, а также образцы флоры и фауны стали оседать в собраниях коллекционеров. Зарождающееся естествознаниетребовало изучения окружающего мира, для чего были необходимы естественнонаучные образцы. Рубеж XVI – XVII вв. позволяет зафиксировать формирование музейной потребности, стремление общества к публичности известных собраний. В эту эпоху демонстрация накопленных сокровищ считалась одним из обязательных проявлений абсолютной власти. Частные коллекции приобретали публичную известность, служили предметом гордости не только их владельцев, но и их сограждан. Именно в этот период формируется представление о том, что потеря такой коллекции – национальная катастрофа. Таким образом, в культуре Нового времени возник феномен публичного музея. Это оказало большое влияние на формирование мирового культурного пространства. Первые публичные музеи открываются в Швейцарии, Англии, Венеции, Франции. в течение XVIII в. произошли важные изменения в музейном деле.

Во-первых, начинается строительство специальных музейных зданий. Первым специализированным зданием в Германиистала картинная галерея Сан-Суси, построенная в 1755 – 1763 гг. по проекту Брюинга. Именно в конце XVIII в. здания для хранения и экспонирования коллекций стали называть «музеями».

Во-вторых, зарождалась музеография, вырабатывались принципы описания коллекций, этикетажа, построения экспозиций.

В-третьих, музеи постепенно становились общедоступными. Так, с 1765 г. в Дрезденскую галерею стала допускаться квалифицированная публика. В 1777 г. свои залы открыла Мюнхенская пинакотека. Но до конца XVIII в. доступность музея только для избранной и образованной публики была официальной позицией большинства известных музеев. Под влиянием идей Просвещениязародилось движение за открытие музеев для широкой публики. Просветители одними из первых отметили роль музея как образовательного учреждения, способного передавать социально значимую информацию. В ходе Французской революции, проходившей под лозунгами Просвещения, были проведены национализация королевских коллекций, имущества церкви, аристократии, их музеефикация и экспонирование для широкой публики. В 1792 г. было принят.

Итак, XVIII в. стал переломной вехой в истории музеев. В эпоху Просвещения было осознано значение музейных собраний для фиксации общественного исторического опыта, передаваемого от поколения к поколению. Музею отводилась роль хранения этого опыта, он стал учреждением, сокращающим путь и расширяющим границы познания. Во многих странах Европы были созданы музеи. Но практически все они имели пережитки дворцовых галерей и кабинетов. В основном, их экспозиции были рассчитаны на знатоков и интеллектуалов. Широкая же публика не могла прочитать скрытую в них информацию. Создание экспозиций, доступных для восприятия посетителей, стало одной из следующих важных задач публичных музеев.

В XIX в. в Европе на волне национально-освободительных движений началась организация национальных музеев. В 1802 г. создается Венгерский национальный музей в Будапеште (в 1896 г. преобразован в Будапештский музей изобразительных искусств), 1818 г. – Национальный музей в Праге. После освобождения Испании от власти Наполеона в Мадриде открывается музей Прадо (1819). Под эгидой просветительских идей и с целью сохранения национальных традиций для такого рода музеев строились монументальные здания классического типа. Новой чертой музейной политики становится движение за открытие музеев для широкой публики. [4]

Таким образом, на становление музея повлияло развитие науки и общества в целом. В особенности, большое влияние оказала идея гуманизма. Постепенно выделяются под предметы культуры и природы специальные кабинеты и даже здания. Присутствуют попытки построения экспозиции, вырабатываются принципы описи коллекций. Постепенно музеи становятся доступными для широкого круга населения, но при этом встают новые задачи, такие как, донести идею экспозиции или отдельного экспоната необразованному посетителю. Несмотря на возникшие проблемы, музею отводится социокультурная роль в обществе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: