Развитие региональной системы расселения




 

На первом месте в градостроительной стратегии развития Приморского края стоит тема укрепления сложившейся системы расселения путем формирования внутрикраевого рассселенческого каркаса.

При этом особым объектом градостроительного планирования является Владивостокская городская агломерация, формирующаяся на юге края. Граница этой агломерации будет в перспективе охватывать территорию в радиусе 2-х часовой транспортной доступности, а общая численность ее населения составит около 1,2 млн.чел., т.е. около 50% перспективной численности населения края[10].

В первую очередь здесь необходимо бороться с тенденцией, присущей всем крупным агломерациям - «растеканием». Спонтанное развитие порождает многочисленные проблемы:

- отсутствие городской организации за пределами центра;

- возрастающее «растаскивание» свободных земель без учета общего плана;

- деградация окружающей среды, как правило, вдоль вылетных автомагистралей.

Комплексное и гармоничное развитие агломерации связано с четким функциональным зонированием территории, с целенаправленным определением специализации ее планировочных элементов, с организацией единой инженерной инфраструктуры, единой системы общественного городского и внегородского транспорта, единой многоуровневой системы рекреации.

Приоритетной среди градостроительных проблем является - укрепления транспортного каркаса Южного Приморья с целью включения в активное взаимодействие с центром системы - г. Владивостоком максимально возможного числа городов и поселений этой зоны с последующим перераспределением функций между ними и определением приоритетов развития всех планировочных элементов агломерации.

Первоочередное формирование скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей в направлении Владивосток-Уссурийск и Владивосток-Находка-Партизанск является важнейшей задачей, решение которой позволит в короткий срок диверсифицировать занятость, более полно удовлетворить материальные и духовные запросы населения, и, в конечном счете более эффективно использовать кадровый потенциал района с населением более 1 млн. чел.

Дальнейшее развитие опорного каркаса Приморского края связано с развитием и усилением широтных транзитных транспортных связей в направлении от границы с КНР к портам Приморского края. Это, прежде всего, два формируемых Международных транспортный коридор (МТК): Приморье-1 и Приморье-2, а также ряд направлений с выходом на строящиеся в перспективе порты центральной части Приморья, расположенные в бухтах Ольга, Владимира и Рудная.

Большое влияние на социально-экономическое развитие Приморского края окажет реализация проектов строительства нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) и газопровода Хабаровск-Владивосток. Значительная доля углеводородного сырья намечается к экспорту через порты Приморья. При этом экономически выгодным становится организация переработки сырья в припортовых промышленно-производственных зонах.

А это значит, что «полюсами развития» должны стать подлежащие модернизации, реконструкции и расширению порты Приморья: Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино, а также вновь создаваемые новые портовые комплексы, прежде всего, на незамерзающих акваториях края (в бухтах Владимира и Ольга), и подходы к ним магистралей сухопутного транспорта. Это предполагает также создание здесь мощной логистической инфраструктуры для обеспечения транзитных перевозок.

Учитывая сложные природно-климатические и орографические условия Тихоокеанского побережья Приморья (повышенную сейсмичность и цунамиопасность), а также ограниченность территории для развития переработки сырья, значительную долю этой переработки целесообразно сконцентрировать в тыловой части края, на подступах к портам, оставив припортовую территорию для развития транспортно-логистических терминалов.

С завершением к 2013г. строительства автомагистрали «Восток» (Хабаровск-Находка), проходящей параллельно автодороге федерального значения М-60 «Уссури» в глубинной части Приморского края, на территории края появляется новая меридиональная планировочная ось. Именно эта планировочная ось, которая к концу расчетного срока будет усилена новой железнодорожной линией, станет основой новой урбанизации края.

Вдоль новой планировочной оси в перспективе будут формироваться градостроительные узлы. При этом вероятными районами образования новых городов, градообразующей основой которых станут перерабатывающие предприятия новейших технологий (нефтехимия, лесопереработка, газохимическая отрасль, цветная металлургия, первичная переработка минерального сырья и др.), станут места пересечения широтных направлений и новой меридиональной планировочной оси: в центральной части края - район Новочугуевка-Арсеньев и в северной части - район Новопокровка-Богуславец.

В этих районах в перспективе, главным образом, за счет механического притока населения из других районов страны могут быть образованы 2 новых города с населением от 30 до 50 тыс. чел., которые сыграют важную роль в развитии краевой системы расселения и станут опорными центрами освоения северной и центральной части края, стягивающими на себя ресурсные зоны Приморского края[11].

В районе Новопокровка-Богуславец в перспективе проектируется строительство каскада Дальнереченских ГЭС, что будет способствовать укреплению энергетической независимости формируемого промышленного узла.

Таким образом, развитие региональной системы расселения Приморского края будет происходить одновременно в четырех направлениях:

1. Усиление и комплексное развитие Владивостокской агломерации.

2. Активное развитие портовых комплексов Приморского края.

3. Укрепление приграничной зоны с увеличением количества, качества обслуживания и пропускной способности железнодорожных и автомобильных таможенных КПП.

4. Формирование новой меридиональной глубинной планировочной оси вдоль автомагистрали «Восток» и строящейся в перспективе параллельно с ней железнодорожной магистрали.

Основными объектами промышленных новостроек, предусмотренных к строительству в течение расчетного срока схемы являются следующие предприятия федерального значения:

1. Нефтехимический завод мощностью 20 млн.тн, площадка в стадии выбора, находиться в районе Находкинского городского округа;

2. Газоперерабатывающий завод мощностью 30 млрд.м3 в год (в Хасанском районе);

3. Газосжижающий завод, площадка в районе бух.Славянка;

4. Атомная электростанция мощностью 2000 МВт, площадка в районе Арсеньева (в перспективе, за пределами 2020 г.);

5. Алюминиевый завод, площадка в районе бух. Ольга (в перспективе, за пределами 2020 г.);

6. Каскад Дальнереченских ГЭС мощностью 360 МВт (в перспективе, за пределами 2020 г.)[12].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: