I. Общая характеристика профиля




Европа – Храм

Введение

 

В данной работе планируется рассмотреть связь между текстом и изображением на материале одного из профилей Инстаграма, отличающегося сравнительно высокой долей материала, представляющего для нас интерес. Для удобства работу можно условно разделить на две части, в первой из которых будет рассказано о профиле в целом, а во второй будут разобраны непосредственно примеры взаимосвязи текста и изображения.

 

Стоит отметить, что в Инстаграме зачастую нет особой связи между изображением и подписью, потому что, хотя его формат предполагает обязательное наличие фотографии в посте, не каждый владелец аккаунта использует его именно как фотоальбом. Иной раз это точно такой же блог, как и многие другие, но со спецификой: в публикации обязательно должна присутствовать фотография, которая будет на первом плане, привлечет внимание, но может и никак не соотноситься с текстом, представляющим собой, например, некие размышления о жизни или повествование о своем сегодняшнем дне. Так, на практике мы будем встречать огромное количество постов с фотографиями «эстетически надкушенных булочек» (выражение принадлежит авторам подобных публикаций, а не автору настоящей работы) и прочие, не несущие глубокой идеи изображения, сопровождающиеся в описании философскими мыслями разной степени глубины. Пожалуй, тут стоит привести пример, который несколько пояснит, что имеется в виду, а также разбавит серьезный тон работы. В 2017 году автору этой работы повезло наткнуться на просторах Инстаграма на пост описанного выше типа, который отличался от других подобных бóльшей комичностью. На фотографии была запечатлена пиала с супом красивого сливочного цвета, на поверхности которого были видны аккуратные кусочки моркови. Очевидно, что автор того поста хотел похвастаться своим симпатичным обедом, которым он порадовал себя в тот день в одном из ресторанов. Однако он хотел убить сразу двух зайцев, похваставшись тут же и своей интеллектуальностью, поэтому в описании к фотографии стояла цитата Ницше (разумеется, без каких-либо кавычек и указания авторства): «Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины». Более нелепое сочетание изображения и подписи представить трудно! С пафосом данной фразы никак не соотносится фотогеничная морковка, а про «ужасную глубину» остается лишь пошутить, что порция, видимо, была для героя этой истории великовата. Пытаясь отыскать в данном случае некую связь, можно лишь прийти к подобным нелепым мыслям. Поэтому мы заявляем, что достаточно высокий процент публикаций в Инстаграме не имеет прямой связи между фотографиями и текстом, находящимся в поле «Описание».

Таким материалом было бы достаточно сложно и неэффективно заниматься, поэтому для данной работы был выбран профиль, в котором текст подписи находится всегда в прямой зависимости от изображенного на фотографии.

 

I. Общая характеристика профиля

 

Говоря о самом профиле, выбранном для работы, стоит отметить, что, открыв эту страницу, не сразу удастся понять, кому она принадлежит: автора фактически не видно, что крайне нетипично для формата Инстаграма. И можно утверждать, что сделано это намеренно и акцент смещен с личности автора непосредственно на «предмет» профиля. Вместо личных фотографий можно увидеть великое множество фотографий церквей и европейских пейзажей. Название профиля «Europa templum est» (@europatemplumest) полностью отражает его идею. В противовес общепринятому восприятию Европы как источника разнообразных выгод, как некой вожделенной вещи, которой обывателю во что бы то ни стало хочется обладать и от которой ему хочется оторвать как можно больший кусок – в противовес такому восприятию Европы автор профиля представляет ее как величайшую ценность мира, как Храм. Однако это не просто образ из христианства. Хотя внешне он и имеет общие черты с готическим собором, с характерным бесконечным устремлением вверх («Своды Твои – небеса»), это сходство только внешнее, плановое: Европа – всё, а Бог едва ли имеет тут значение. У этого Храма оказывается гораздо больше общего не с христианством, а с иудаизмом: сходно с одним из восприятий Иерусалимского Храма как не прикладной ценности (места служения Богу), а безусловной. Причем подобное иррациональное отношение к Иерусалимскому Храму у иудеев представляется возможным только после осознания его потери (после его разрушения римлянами в ходе подавления иудейского восстания в 70 году н.э.) и в виде эмоциональной реакции на его утрату. И вообще надо отметить, что образ «Европы – Храма» получается очень сложным. Потому что на образ храма, взятого откуда бы то ни было, накладывается еще и представление о Европе как об отдельном мире, целой вселенной, каждая часть которой подобна целому, почти как фрактал: «И каждый храм Европы – Храм Европе». К этому стоит добавить, что эта система воспринимается будто бы живой или в определенной мере одушевленной («Ты вздыхаешь – и темный лес поднимается до небес»). К тому же в текстах не раз встречаются упоминания глаз, несомненно относящиеся к Храму-Европе («Очи Твои – розы витражные»). Интересен здесь и тот факт, что Храм-Европа таким образом получается одноглазым (ведь не бывает соборов с двумя окнами-розами на одном фасаде), но одновременно справедливо и обратное: каждое окно-роза каждого собора в Европе – это все очи Храма-Европы, то есть их уже тысячи (тут можно вспомнить о том, что слово «Европа» с греческого переводится как «широкоглазая»). Стоит обратить внимание и на фотографию сверху профиля: это готическое окно-роза, вписанное в круг, которое в уменьшенном масштабе выглядит почти как глаз. Нельзя не упомянуть и о представлении об этой вселенной Европы как о земном рае («И каждый Твой сад – райский»).

 

Вернемся же еще раз к одной особенности профиля: почти полное отсутствие личных фотографий и вообще личности, нарочитая обезличенность. Хороший вопрос, что вообще делают личные фотографии в таком профиле. Ведь даже в тех редких случаях, когда личные фотографии публикуются, к ним часто добавляется подпись, которая всегда несет посыл: автор не важен, важна – Европа («На случай, если вы забыли или не знаете, как я выгляжу. Но я-то тут совсем не имею значения, а важна только Европа. Вот о ней никогда не забывайте!»). По всей видимости, тут имеет смысл говорить о попытке воссоздать средневековое отношение к авторству, чтобы не искажать восприятие Европы. Тогда весь фокус внимания оказывается на самом творении, а личность творца перестает быть важна. Почему еще Средневековье может иметь большое значение в данном случае? Это колыбель той Европы, которую мы знаем. Вероятно, по мнению автора, это истинный, чистейший дух Европы.

Нельзя не заметить и странного сочетания пафоса, претенциозности профиля и полнейшего неумения его вести: каноны и условные правила Инстаграма, соблюдая которые можно развить свой профиль и по которым успешно существует великое множество блогов в этой социальной сети, игнорируются, и не соблюдаются принципы ни единой цветовой гаммы профиля, ни регулярности публикаций, ни многие другие. И это, конечно же, сказывается на количестве аудитории, которая остается ничтожной. Подобный профиль мог бы стать даже маленьким политическим инструментом, но недальновидность и неумелость автора этому сильно мешают.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: