КОНЦЕПЦИИ, ПОДХОДЫ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИИ




А.А. Корох

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

Важнейшими, но часто неосознаваемыми ресурсами, необходимыми для развития в условиях жесткой конкуренции и несовершенства рыночных институтов являются современные методы мышления и менеджмента. Метафорически они представляются как «обучение тому, что нужно делать, и тому, как это делать». Говоря словами А. Эйнштейна «наше мышление создает проблемы, которые невозможно решить с помощью мышления того же типа».

С этой позиции расширяется понятие управления от ключевого как «воздействие на факторы и условия» к «познанию ситуации и принятию решения для воздействия на ситуацию на основе её модельного представления». Влияние реальной ситуации на мышление и поведение участников, и воздействия их мышления и поведения на развитие ситуации, участниками которой они являются, в литературе именуется как рефлексивный процесс. Представление взаимодействия, в котором как ситуация, так и мышление интерпретаторов ситуации являются зависимыми переменными, и когнитивная и воздействующие функции интерферируют друг с другом, относят к категории рефлексивного управления.

Понятие «рефлексивное управление» введено в теорию и практику более 30 лет назад, однако до сих пор единство в понимании не достигнуто. Во многом это объясняется самим феноменом рефлексии, изучаемым различными научными дисциплинами, и получением соответствующих результатов, исходя из натуралистического методологического подхода, используемого многими из них.

Рассмотрим само понятие рефлексия. В современном русском языке переводное с латыни слово «реф­лексия» и однокоренные с ним и производные от него слова употребляются в значениях, используемых всеми основными видами современных наук: естественных, техни­ческих, биологических и гуманитарных.

В общепринятом определении рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [1]. Одна из центральных фигур в становлении и развитии проблематики философского аспекта рефлексивных процессов является Г. П. Щедровицкий (1929-1994). Г.П. Щедровицкий — один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года; в кружок также входили Б. А. Грушин, А. А. Зиновьев и М. К. Мамардашвили) и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения — Московского методологического кружка (ММК) [8]. Рефлексия интересовала Г.П. Щедровицкого, прежде всего, с точки зрения метода развертывания схем деятельности, т.е. формальных правил, управляющих конструированием, или, при другой интерпретации, изображением механизмов закономерностей естественного разви­тия деятельности [7].

Ярчайшим представителем рефлексивного подхода к социальной психологии является В. А. Лефевр. В.А. Лефе́вр (Lefebvre, р. 1936, Ленинград) — российский и американский психолог и математик, основатель теории рефлексии и «исчисляемой психофеноменологии»; профессор Калифорнийского университета. Роль В. Лефевра в науке о рефлексии уникальна. Он к началу шестидеся­тых годов прошлого века развивал идею, что традиционный естественнонаучный подход недостаточен для изу­чения сложных систем [4]. Введенные им понятия такие, как способность к рефлексии, рефлексивное управление (процесс передачи оснований для принятия решения одним из персо­нажей другому), ранг (нулевой, первый) рефлексии, иначе уровень рефлексии, которым обладает «противник», рефлексивные игры (деятельность конфликтующих сторон в которой противники имитируют друг друга) и другие, стали общеупотребительными [2]. Важным достижением В. Лефевра было вве­дение понятия рефлексивной системы.

Под рефлексивной системой понимается система зеркал, многократно отражающих друг друга. Каждое зеркало—это аналог «персонажа», наделенного своей особой позицией. Весь сложнейший поток отражений зеркал друг в друге будет аналогом рефлексивного процесса. Именно, это понятие и теоретические схемы, предложенные автором, позволили представить крупномасштабные социальные явле­ния (например, информационные войны) в виде взаимодействия макро субъектов, спо­собных познавать поведение друг друга и наилучшим образом воздействовать на «противника». Такой подход открыл совершенно новые возможности для предсказания стратегичес­ких решений. Поэтому неслучаен все возрастающий интерес специалистов в области политики, экономики, моделирования боевых действий и других областей науки и прак­тики к рефлексивному управлению [4].

Сферой активного взаимодействия субъектов является и рынок. Неслучайно, что один из самых удачливых биржевых игроков нашего вре­мени Джордж Сорос, обобщил свой опыт действий мировых фондовых рынках в понятия, по существу, совпадающих с теми, которые были ранее введены В. Лефевром. Дж. Сорос приблизил проблему рефлексии к общепринятому пониманию, а именно представил рефлексивное управление как взаимодействие интерферирующих функций когнитивной и воздействующей.

Идея, лежащая в основе практически всех концептуальных пост­роений Дж. Сороса, гениально проста: психология участников любо­го исторического процесса является его неотъемлемой компонентой и, находясь в непрерывном взаимодействии с реальностью, образует рефлексивный процесс [3].

Взаимосвязь между мышлением субъекта и ситуацией, в ко­торой он участвует, представляется двумя функциональ­ными зависимостями: познание ситуации – как когнитивная функция, а воздейст­вие умозаключений на ситуацию в реальном мире — воздейст­вующей или активной функцией. В когнитивной функции вос­приятия участником ситуации зависят от ситуации; в воздействующей функ­ции восприятия участников влияют на ситуацию [9].

Таким образом, управление – это постоянное решение потока проблем, которые порождает динамично изменяющаяся внешняя и внутренняя среда, а так же результат итерации когнитивной и воздействующей функции. Следовательно, управление находится в пространстве проблем.

В этом контексте ключевым элементом эффективного решения проблем любого типа является определение «проблемного пространства». Проблемное пространство представляет собой не просто физическое пространство, ассоциированное с проблемой - в него могут входить отношения, ценности, восприятия и убеждения. Проблемное пространство определяется всеми элементами как физической, так и нефизической природы, которые создают проблему, или способствуют ей [6]. Для того, чтобы решить проблему необходимо найти «пространство решений». Пространство решений содержит альтернативы и ресурсы позволяющие преодолеть, преобразовать проблему или избежать её. Однако, если сформированное пространство решений направлено лишь на часть элементов проблемного пространства возникает недостаточное решение. Пространство решений должно быть шире проблемного пространства. В противном случае решения могут оказаться неадекватными.

Сегодня для выполнения своих обязанностей менеджеру необходимо ежедневно перерабатывать огромное количество информации, зачастую принимать решения на основе интуиции по причине отсутствия времени для детального изучения проблемного пространства. На фоне постоянно возрастающей конкуренции возрастает риск принятия неверного решения, то есть пространства решений, которое является заведомо уже проблемного пространства, последствием которого может стать общее снижение конкурентоспособности предприятия.

Чтобы снизить возможные риски принятия неверного решения необходимо ввести в данный процесс элемент рефлексивности, то есть сделать управление - рефлексивным. Для расширения доступного пространства требуются определенные когнитивные интерактивные навыки. Требуются они и для того, чтобы обнаружить и определить исходное проблемное пространство. Таким образом, эффективное решение проблем включает два этапа:

1) расширение и углубление восприятия проблемного пространства;

2) определение или создание какой-либо области пространства решений, достаточно обширной, чтобы охватить все значимые аспекты проблемного пространства (рис. 1).

-------------------

1. Основная идея рефлексивного управления
Управление - это творение Дела, это творчество! У философов есть очень точный тезис: "Человеком управлять нельзя!" Конечно, речь здесь идет о полноценном человеке, личности, но именно таких сотрудников руководитель и должен видеть в своем Деле, иначе как же оно будет осуществляться? Но, если следовать данному тезису, то традиционное управление, основанное на субъект-объектном отношении (в том числе то, что сегодня понимается под менеджментом), теряет под собой почву, ведь "подчиненным лицом управлять нельзя" - и чем же тогда может быть управление?

 

И все же эта огромная работа становится по силам первому лицу Дела, если он осуществляет ее в "абстрактных" понятиях! Определим деятельность первого лица: рефлексивное управление - как творение Дела в "абстрактных" понятиях. Другие (подчиненные) лица входят в Дело лишь как интерпретаторы и толкователи тех идей и понятий, которые порождаются первым лицом. Это "толкование" во многом аналогично толкованию технологом конструктивных (порожденных конструктором) элементов изделия на языке их изготовления из сырья и материалов посредством оборудования, технологий и инструментов. Итак, содержание деятельности руководителя - это понимание Дела, понятийная проработка (описание) Дела, последующее осуществление Дела в "физическом материале" ложится на подчиненных и составляет "вторичные" (меньшей сложности) проблемы. Необходимое неформальное взятие руководителем на себя вполне определенных ответственности и рисков Дела возможно как раз через определение в понятиях существа Дела.

---------------

С этих методологических позиций рефлексивный подход в социально-гуманитарных науках призван обеспечить изучение такой реальности, как рефлексия, и создать конструктивные возможности для использования полученных знаний о ней в социальной практике. Возникновение рефлексивного подхода в методологии связано, во-первых, с ее отпочкованием от философии, в частности, в понимании рефлексии, а во-вторых, с трансформацией строимого о ней знания в систему технологических средств его применения в различных социальных практиках.

Иначе говоря, рефлексивный подход возникает в то переломное время, когда рефлексия из объяснительного, мировоззренчески-философского принципа трансформируется в особый предмет научного изучения, который задает концептуально-категориальные рамки ее технологического освоения в контексте обеспечения реорганизации социальной практики. При этом радикально меняется гносеологическая функция понятия рефлексия. Из дедуктивно заданной философско-онтологической категории, рефлексия превращается в индуктивно исследуемый и эмпирически верифицируемый гносеологический принцип ее научного изучения и, далее, по мере разворачивания исследований и разработок – в трансдуктивно конструируемые методологические средства и технологии организации практической деятельности в социуме. О непрерывном становлении и преемственном развитии рефлексивного подхода в отечественной науке можно говорить лишь с 1950-х гг., когда стала формироваться «рефлексивная культурадигма» (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, 1989) в человекознании и обществознании. Рассмотрим философские предпосылки этого «культурадигмального сдвига» в социально-гуманитарном познании как того фона, который инновационно преодолевался ММК, в частности в концепции рефлексивно-методологической подхода.

---------------

 

 

§ 1.1 Понятие и основные свойства рефлексивного управления.
Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности руководителя: принимаемых им решений, поведения в группе, работы в организации в целом, а также собственного развития. Рефлексия — процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний, целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение) - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия, в конечном счёте, есть осознание практики, предметного мира культуры. В этом смысле рефлексия есть метод философии, а диалектика - рефлексия разума[1].

Рефлексия – это специфическое свойство человеческого мышления, которое выступает механизмом переосмысления содержания сознания и различных видов деятельности человека.

Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности). Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать более правильные решения.

Рефлексия возникает у человека как результат определенного уровня развития мышления и самосознания.

………

Часто рефлексия проявляется как «тонкость ума». По Г. П. Щедровицкому[2], тонкость ума определяется не структурой мысли, не используемой логикой, а именно рефлексией. Тонким, умным, чувствующим ситуацию человеком обычно называют того, у кого развита рефлексивная способность, кто умеет видеть себя со стороны, знать и четко понимать, что он делает.

Основные свойства рефлексивного управления. Рефлексивное управление всегда носит взаимно отражательный характер («А» думает, что «В» предполагает, что «А» примет решение, рассчитывая на то, что «В» ответит... и т.д.) с соответствующими рангами рефлексии каждого субъекта. Хочу сказать, что превосходство в ранге рефлексии обеспечивает при прочих равных условиях преимущество в конкурентной борьбе, поскольку сторона, ведущая рефлексивное управление более высокого ранга, переигрывает конкурента, всякий раз навязывая ему свою линию поведения[3]. Однако такое преимущество не обеспечивается само по себе – необходимо знать закономерности и динамику конкурентных процессов, а также уметь вести рефлексивное управление.

В рефлексии исключительно важная роль принадлежит мотивации, которая определяет как цель, так и содержание процесса рефлексивного управления. Особую значимость здесь приобретает «умная дезинформация» совместно с комплексным противодействием менеджменту конкурента, осуществляемая, например, показом ему ложных сведений о своих намерениях, передачей ему специальной информации, мотивирующей его поведение, подавлением его источников информации, защитой собственных информационных каналов. Эти и другие мероприятия должны быть рассчитаны на то, что конкурирующая сторона неадекватно оценит состояние рынка и примет неверное (несоответствующее реальной ситуации) решение о стратегии и тактике своего поведения. Обязательным условием дезинформации является достаточная правдоподобность передаваемой конкуренту информации, обеспечивающая преодоление «фильтров», которые помогают ему выделять полезную и истинную информацию из общей массы собираемой.

Для взаимной рефлексии характерна неопределенность результатов управления («В» может не принять или не понять сигналы от «А» или, что намного хуже, поняв их и их значение, реагировать на них в своих интересах). Для парирования неопределенности необходимо научиться оценивать ранг рефлексии противника и свой риск, а это уже искусство, подкрепленное талантом, опытом и знаниями. Однако не следует думать, что способность к рефлексии – удел избранных. В принципе любой человек может после соответствующих тренировок стать обладателем этого достаточно сильного оружия победы в конфликтах. Другое дело, как и для чего он будет применять это оружие.

Взаимная рефлексия создает неопределенность в принятии управленческих решений. В условиях взаимной рефлексии невозможно однозначно предсказать «что будет дальше», а можно лишь спрогнозировать «что может произойти потом, если мы сейчас делаем нечто». Это приводит к тому, что в условиях взаимной рефлексии становится бессмысленной и даже опасной традиционная постановка вопроса «что делать», и предпочтение следует отдать другому вопросу – «чего не следует делать и чего следует опасаться». Естественно, что в такой постановке вопроса содержится неопределенность (так что же надо делать), но она уже меньшего порядка, чем исходная неопределенность. В первом же случае, когда мы пытаемся ответить на вопрос «что делать», неопределенность не уменьшается, а лишь создается иллюзия однозначности (точно знаем, что надо делать, но совершенно не уверены в том, правильно ли мы делаем).

Немаловажными свойствами рефлексивного управления являются его динамичность, изменчивость. Взаимная рефлексия становится эффективной только в том случае, когда каждый ее шаг сопровождается вариациями в способах мотивации поведения противника и обработки поступающей (добываемой) информации, а также в приемах ведения дезинформации. При этом для стороны, ведущей рефлексивное управление, важно не только отслеживать поведение конкурента и реагировать на его действия, но и упреждать его намерения, периодически вводя в заблуждение относительно собственных намерений.

 

 

Литература

1. Большой Российский энциклопедический словарь [ТЕКСТ] – М: Большая Российская Энциклопедия, 2003г.

2. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Высшая школа, 1967

3. Международный научно-практический междисциплинарный журнал РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫИ УПРАВЛЕНИЕ №2, 2005г.

4. Международный научно-практический междисциплинарный журнал РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРОЦЕССЫИ УПРАВЛЕНИЕ №1, 2006г.

5.Пископпель А. А. Г. П. Щедровицкий — подвижник и мыслитель. // Познающее мышление и социальное действие. — М., 2004. 6.

6. Дилтс Роберт «Моделирование с помощью НЛП»

7. Щедровицкий Г.П. О методе семиотического исследования знаковых систем /Семиотика и восточные языки. – М.: Наука, 1967.

8. Щедровицкий Г. П. Я всегда был идеалистом. — М., 2001.

9. Сорос Дж. Алхимия финансов – Москва ИНФРА - М, 2001

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: