Литературное чтение.
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Звукопись – приём усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.
Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения;
Научимся работать со стихотворным текстом;
Сможем находить в тексте средства выразительности.
Основное содержание урока
1.Знакомство с произведениями И.С.Никитина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.
А: Мы с мамой вчера говорили о музыке в поэзии Ивана Саввича Никитина. В нашем учебнике есть его стихотворение. Давай почитаем. Чтение отрывка:
«Полно, степь моя, спать беспробудно…
…Как невеста, в цветы нарядись».
В: В этом фрагменте поэт обращается к степи, просит её пробудиться от зимнего сна, умыться росой, нарядиться в мураву и цветы, как невесту.
|
А: Он использует олицетворение, наделяя степь признаками живого существа: «пробудись», «умойся», «нарядись», «принакрой свою грудь муравою».
В: Что такое мурава?
А: Это слово встречается в русских народных песнях – травушка-муравушка. Мурава – это густая, мягкая, нежная, молодая травка.
В: В этом отрывке присутствует и сравнение: Степь – как невеста.
А: Есть ещё один литературный прием – метафора. Послушай: «Сохнет скатерть дорожки». Дорожка гладкая, ровная как скатерть.
В: Давай продолжим читать стихотворение.Чтение отрывка:
«Полюбуйся: весна наступает…
…День-деньской от зари до зари!»
В: В этом отрывке говорится о приходе весны: прилетают птицы, начинают вить гнёзда, петь песни. На синем небе яркое золотое солнце, белоснежные тучи.
А: Я нашла метафоры: солнечный свет Никитин называет «ярким золотом», а птиц – «гостями», журавли летят «караваном», песни «льются»
В: А я вижу олицетворения: «весна наступает», «день утопает», «Ручьи шумят», «тучки плывут», «тени бегут»
А: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:
«Там уж лето…
…Беззаботно и крепко усни».
В: В третьем отрывке Иван Саввич Никитин говорит о приближающемся лете, о поре сенокоса, о том, что после сенокоса степь, наконец, сможет отдохнуть, ожидая прихода осени.
А: Здесь тоже много олицетворений: «ложись под косою», «подымайся», «отдохни», «усни» и эпитет – «при мерцанье румяном»
В: Что означает выражение «В угоду косцам»?
А: Я думаю, степь трудилась всё лето, чтобы вырастить хорошую траву, чтобы люди, которые её скосят были довольны, чтобы сена было много.
|
В: Знаешь, Аня, это стихотворение, действительно, напоминает русскую песню. Когда читаешь его, видишь не только картины природы, но и самого поэта. Для него степь – живое существо, он обращается к ней, как к девушке – невесте. Мне даже кажется, что я слышу его голос, чувствую, как он любит родную землю и поёт о ней. Я бы назвал это стихотворение «Степь – невеста» или «Весна в степи».
А: А если бы я была композитором, обязательно написала бы музыку к этому стихотворению.
А: Второе стихотворение Ивана Саввича Никитина называется «Встреча зимы». На иллюстрациях в учебнике - зимняя деревня, занесённая снегом, мужик в санях, которые тянет лошадка по снежному бездорожью, мать, укачивающая ребенка в люльке. Я думаю, здесь будет рассказ о том, как в русской земле встречали наступление зимы.
В: Пора проверить свои догадки. Давай читать и рассуждать.
В: Это стихотворение похоже на видеофильм, где одна живая картина сменяет другую.
Смотри, ещё накануне утром идет дождь и веет ветер, а в полдень начинает холодать, дождь сменяется снегом. Чтение отрывка:
«Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал …
…На осеннюю грязь
Начал падать снежок».
А: Утром зима полностью вступает в свои права, из-за сильного мороза речка за ночь покрылась льдом. Вся природа радуется приходу зимы: лес «весело смотрит» на окружающую красоту. Чтение отрывка:
«Ночь прошла. Рассвело…
…Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез».
В: Автор приветствует приход зимы, радуется ей, как дорогой гостье, говорит о том, что и природа, и люди с нетерпением ждали её прихода. Чтение отрывка:
|
«Здравствуй, гостья-зима!...
…Наша русская кровь
На морозе горит!»
А: Мне кажется, Иван Саввич Никитин очень любил русскую зиму. Она помогает русским людям закалять характер, не бояться трудностей. Чтение отрывка:
«Искони уж таков
Православный народ…
…Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки!..»
В: Дети, ещё в колыбели слушая песни вьюги, привыкают к бурям, растут богатырями. Чтение отрывка:
«Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя…
…И растёт богатырь,
Что под бурями дуб».
А: А ещё поэт выражает надежду, что суровая зима поможет русским людям одолеть врагов, если они придут с войной. Кстати, в русской истории иногда так и случалось. Чтение отрывка:
«Рассыпай же, зима…
…И метелью засыпь
Его след на Руси!»
А: В этом стихотворении множество олицетворений: «дождь стучал», «туман вставал», «лес плакал». Зима действует как живое существо: «примет гостя», «приготовит пир», «припасёт белый пух для постели», «след засыплет». Картина дополняется эпитетами: «безлюдный простор», «сдержанные слёзы»,
«золотая весна», метафорами «серебро рассыпай», «белый пух припаси», сравнениями: капли «как алмазы горят», снежок «как белый пушок».
В: Иван Саввич Никитин с большой любовью и уважением относился к Родине, к русским людям, он описывает их стойкий характер, сравнивает с могучим дубом – богатырём.
А: Произведения Ивана Саввича Никитина очень музыкальны. Я узнала, что на его стихи написано более шестидесяти романсов и песен.
В: Я думаю, каждый, кто хочет больше узнать о русской культуре должен обязательно познакомиться с творчеством этого поэта.