Обозначение ожидаемых результатов




Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 9.А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Анализ произведений. А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Тезаурус

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – приём усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; звукопись; олицетворение; сравнение; эпитет; рифма.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 64 – 65.

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013

Обозначение ожидаемых результатов

На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения;

Научимся работать со стихотворным текстом;

Сможем познакомиться с литературными приёмами.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями А. А. Фета происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи. Они рассматривают иллюстрации в учебнике и прогнозируют содержание стихотворения. Затем следует чтение стихотворения А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка...»

В: Мне это стихотворение напомнило картину С. А. Тутунова. «Зима пришла. Детство» Стихотворение написано от первого лица – то есть от лица мальчика, который утром выглянул в окно и удивился, и обрадовался.

А: Конечно, вчера двор ещё был грязный, а сегодня всё белым-бело.

На улице мороз, хоть сейчас на санки! Мальчик и удивлён, как быстро всё переменилось вокруг, и рад, что пришла пора зимних забав. А ещё он ждал прихода зимы – ведь «недаром кошка умывала нос»!

В: Значит, и читать это стихотворение надо радостно, с удивлением.

Далее дети придумывают варианты названия стихотворения.

В: Мне мама вчера интересно про рифму рассказывала. Я раньше думал, что в стихотворении рифма бывает только в соседних строчках. А в этом стихотворении посмотри, как строчки рифмуются.

А: Да, интересно! Первая рифмуется со второй, третья с шестой, а четвертая с пятой. Благодаря этому создается такой ритм, который передаёт торопливую речь мальчика.

В: А ещё мы с мамой говорили об эпитетах.

В: Смотри, как Фет говорит про иней – «не колючий, светло-синий»

А: А ещё он сравнивает иней с ватой. Это сравнение.

В: Не просто с ватой. Посмотри, какие эпитеты: «свежей, белой, пухлой». Сразу перед глазами встает картина - деревья и кусты покрыты пушистым слоем инея.

А: А что значит слово «тороватый»?

В: Давай попробуем сами догадаться. Смотри, кто-то как будто развесил на кустах много пушистой ваты. Не пожалел. Может быть «тороватый» значит – не жадный. (Дети обращаются к словарю, выясняют значение слова «тороватый» – щедрый)

В: Я думаю, что, читая это стихотворение, нужно передать нетерпение мальчика. Он торопится поделиться своими впечатлениями, ждёт, что мама обязательно отпустит его прокатиться по свежему снегу на санках.

А: Это стихотворение просто заражает своим настроением. Я тоже хочу увидеть первый снег и быстрее побежать кататься на санках!

А: Второе стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета тоже без названия. На иллюстрации я вижу хлебное поле, на небе заходящее солнце.

В: Давай прочитаем стихотворение и нарисуем свои картины.

(Чтение стихотворения А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...»)

А: Я вижу огромные поля спелой ржи. Жаркий день подходит к концу, уже виден месяц. Солнце заходит. Рожь колышется от ветра, как бескрайнее море.

В: Поэт употребил эпитет «безбрежной». Это слово передаёт ощущение простора, бесконечности.

Далее – словарная работа – выяснение значений непонятных слов.

А: Солнце Фет называет «огнедыщащее око», какое необычное сравнение!

В: Стихотворение небольшое, но очень яркое. Поэт использовал олицетворения: месяц «робко смотрит», он «изумлён»; день «раскинул объятия», небо «смежает око» - то есть, закрывает глаза. Благодаря этому картина заката и золотого поля как-будто оживает, становится реальной.

А: Мне кажется, что это я стою на краю поля и вижу эту картину. Я чувствую восторг, любуюсь красотой русской природы. Когда я буду читать это стихотворение, обязательно постараюсь передать эти чувства

«Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», — писал об А. А. Фете композитор П. И. Чайковский. Действительно, стихотворения Фета обладают удивительной музыкальностью, недаром на его слова написано множество чудесных романсов. Поэтична и музыкальна пейзажная лирика Фета, который до самозабвения любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал её.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: