Выявление и учет обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении и организация с ними индивидуальной профилактической работы




 

Понятие несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, закреплено в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года N120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – это несовершеннолетний в возрасте до восемнадцати лет, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо в обстановке не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Основными признаками при определении несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении являются:

а) не исполнение или ненадлежащее исполнение родителями своих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей: отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий; и др.

б) вовлечение детей в противоправные действия: вовлечение в преступную деятельность или к совершению противоправных действий; употреблению спиртных напитков, наркотических, токсических, психотропных веществ, занятиям проституцией, попрошайничество.

в) отсутствие личного примера в воспитании, отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего: пьянство; употребление наркотических средств; аморальный образ жизни; неоднократное совершение преступлений и других правонарушений и т.д.
г) ж естокое обращение к несовершеннолетним со стороны членов семьи, родственников (опекунов, попечителей) или лиц, проживающих совместно с ним, но не являющихся родственниками: нанесение физического, эмоционального или психологического насилия несовершеннолетнему:

- физическое насилие: преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, а также телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью несовершеннолетнего;

-сексуальное насилиеили развращение несовершеннолетнего: вовлечение ребёнка с его согласия и без такого, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды;
- эмоциональное или психологическое насилие: эта форма насилия может выражаться высказыванием угроз в адрес ребенка; в оскорблении и унижении его достоинства; в демонстрации негативного отношения или отвержения; постоянной критике; предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; и иных проявлениях.

д) н есовершеннолетний находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию: проживание в семье, где невыносимая нравственная атмосфера; отрицательное влияние сверстников, взрослых; негативное влияние религиозных факторов; жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых; иные признаки нахождения в обстановке, представляющей опасность для жизни или здоровья.

2. Совершение обучающимся: преступление, административное правонарушение, антиобщественное действие.

Под преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное данным кодексом под угрозой наказания (ч.1.ст.14 УК РФ).

Под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1. КоАП).

Под антиобщественным действием признаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в: систематическом употреблении наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

В соответствии ст.5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», индивидуально-профилактическая работа обязательно проводится со следующими категориями несовершеннолетних обучающихся, находящимися в социально-опасном положении:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Перечисленные в данной статье 14 категорий несовершеннолетних, условно можно разделить на 2 группы. К первой группе относятся несовершеннолетние, которые не вступили в конфликт с законом, но находятся в социально опасном положении, при котором высока степень вероятности нарушения закона.

Ко второй группе относятся несовершеннолетние, преступившие закон в различной форме (административные правонарушения, общественно-опасные деяния, преступления). Из этого следует, что содержание социально-педагогической помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении, в каждом отдельном случае обусловлено индивидуальными особенностями проблемы семейного неблагополучия: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

Образовательные организации, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних обучающихся (указанные в статье 5) при наличии одного из следующих документов:

а) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики;

б) приговор, определение или постановление суда;

в) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

г) документы, определенные Федеральным законом от 24 июня 1999 года. N 120-ФЗ, как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики;

д) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Основанием для организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением является поступление в образовательную организации одного из перечисленных документов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», индивидуальная профилактическая работа проводится не только с лицами, которые указаны в пункте 1статьи 5, она может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации обучающимися:

а) не посещающим или систематически пропускающим занятия без уважительных причин, неуспевающим по учебным предметам;

б) участвующим в деятельности неформальных объединений и организаций антиобщественной направленности;

в) допускающим неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка;

г) иные.

Решение проблемы социализации обучающего, проживающего в социально опасной семье возможно при условии раннего выявления и постановки его на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуально профилактической работы.

Порядок ведения внутришкольного учета регламентируется локальным актом и уставом образовательной организации. Учет может вестись в форме банка данных, картотеки, журналов учета и иных формах. Данные формы учета предполагают отражение, в том числе, информации о дате и основании постановки на учет, динамике индивидуальной профилактической работы, дате и основании снятия с учета

Случаев, когда дети становятся заложниками неблагоприятных семейных обстоятельств, достаточно много. Самое главное в этой ситуации вовремя обратить внимание на таких детей, выяснить условия их жизни и сделать все возможное для того, чтобы оказать им своевременную помощь.Безусловно, достичь положительных результатов в работе с обучающимися, находящимися в социально опасном положении, возможно только в тесном контакте со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Законодательство Российской Федерации определяет границы функциональной ответственности для государственных, региональных и муниципальных служб, занимающихся работой с детьми и с семьями, находящимися в социально опасном положении. В частности, п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» содержит в себе перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

орган прокуратуры - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;

комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

орган управления социальной защиты населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

орган, осуществляющий управление в сфере образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;

орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Информация, указанная в пункте 2 настоящей статьи, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

В случае обнаружения ситуаций, предусмотренных ст.9 Федерального закона, образовательная организация незамедлительно передает сведения в соответствующий субъект профилактики для организации профилактической работы по нормализации ситуации. Количество обращений образовательной организацией в органы и учреждения системы профилактики в отношении обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, в целях получения помощи и устранения причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений обучающихся, не ограничено, при этом следует обязательно запрашивать письменные ответы.

Ведущую роль в выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выполняют органы и учреждения системы образования. Образовательные организации в пределах своей компетенции выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

- изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;

- учёта посещения несовершеннолетними учреждений образования;

- выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;

- учёта и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

- анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования.

Своевременное выявление несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, и оказание им квалифицированной помощи и поддержки, является ведущей задачей социально-педагогической деятельности. Чем раньше будет начата реабилитационная работа с ребенком, тем незначительнее будет отпечаток семейного неблагополучия на его личностном становлении.

Решение о постановке или снятия с внутришкольного учета обучающихся и семей принимается руководителем или коллегиальным органом управления образовательной организации (совет профилактики, педагогический совет и др.) по согласованию с управляющим советом. Порядок ведения внутришкольного учета регламентируется локальным актом и уставом образовательной организации.

На внутришкольный учет ставятся обучающиеся:

-не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия в образовательной организации;

-занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;

-совершившие противоправные действия и неоднократно нарушившие устав образовательной организации и правила внутреннего распорядка;

-неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения;

-склонные к употреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

-причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;

-состоящие на учете в ПДН ОВД или в КДН и ЗП.

- обучающие, находящиеся в социально-опасном положении (п.1 ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

Учет обучающихся, находящихся в социально опасном положении - это система индивидуально профилактических мероприятий, осуществляемая образовательной организацией, которая направлена на:

- предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений среди обучающихся;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений обучающихся;

-социально-педагогическую реабилитацию обучающихся.

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с обучающими определяются образовательными организациями с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.

Индивидуально-профилактическая работа включает в себя взаимодействие педагога и обучающегося, направленное на:

- развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;

- организацию досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);

- помощь в преодолении учебных затруднений;

- помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении.

Основаниями снятия обучающихся с внутришкольного учета являются:

а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время;

б) окончание обучения в образовательной организации;

в) сменившие место жительство или перешедшие в другое образовательное учреждение;

г) достижение возраста 18 лет;

д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении);

е) а также по другим объективным причинам.

Семья и образовательная организация – два важных института в социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Воспитание детей в семье не следует сравнивать со школьным воспитанием, так как оно основано на взаимоотношениях совершенного другого уровня. Воспитание детей в семье представляет собой достаточно сложную систему, которая складывается в условиях каждой конкретной семьи и может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Рассмотрим, какой вред в воспитании ребенка может нанести семья, находящаяся в социально опасном положении.

Статья 1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относит понятие «социально опасное положение» не только к несовершеннолетним, но и к семьям. «Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними

Образовательные организации в пределах своей компетенции для проведения индивидуально-профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, ставят их на внутришкольный учет.

На внутришкольный учет ставятся семьи, в которых родители (законные представители):

-не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей;

-злоупотребляют алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребляют наркотические средства;

-допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие;

-отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, попрошайничество, проституцию, употребление спиртных напитков и т.д.).

-семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении;

-семьи, состоящие на учете в ПДН ОВД или в КДН и ЗП;

-из определений «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении» следует, что даже если несовершеннолетний проживает во внешне благополучной семье, но совершил преступление или систематически совершает правонарушения, то данная семья относится к категории находящихся в социально опасном положении.

Семья, находясь в социально-опасном положении, не может самостоятельно справиться с накопившимися проблемами, поэтому родители нуждаются в квалифицированной помощи, систематической и целенаправленной работе с ними.

Своевременное выявление проблем семьи и оказание ей психолого-педагогической помощи является важным направлением профилактической работы. Выявление обучающегося, нуждающейся в помощи, должно происходить как можно раньше, за 12-15 лет своей жизни ребенок, находящийся в такой семье, успевает приобрести опыт асоциального поведения, искалечить свою душу, испортить в психологическом и физическом плане своё здоровье и в конечном итоге перейти в категорию «трудных», педагогически запущенных детей.

Этого можно избежать, увидев такого ребёнка в детском саду, в первом классе. Ребёнок из неблагополучной семьи обнаруживает себя по внешнему виду, манере общаться и набору лексических выражений, по неуравновешенности психики, неадекватной реакции. Так он подаёт сигналы неблагополучия: поведение, внешний облик не только говорят о проблемах, которые есть у него, но и призывают на помощь. Именно педагог, который находится рядом с ребёнком, должен услышать эти сигналы «неблагополучия» и начать работу с семьёй. В большинстве случаев по внешнему виду можно судить, что обучающийся находится без присмотра родителей.

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения образовательной организацией диагностики семьи разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий.

Основными направлениями работы образовательной организации с семьями, находящими в социально-опасном положении, являются:

1.Обследование жилищно-бытовых условий семьи. В начале каждого учебного года классному руководителю (воспитателю группы дошкольного учреждения) необходимо посетить семьи всех своих обучающихся с целью изучения условий жизни и воспитания каждого из них. Особое внимание необходимо уделять семьям тех обучающихся (воспитанников), которые впервые приходят в учреждение (первый класс, группа раннего дошкольного возраста), при переводе из одной образовательной организации в другую.

2. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни. Сбор информации о семье и ближайшем её окружении, изучение личностных особенностей членов семьи, уклада жизни и традиции семьи.

3. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).

4. Знакомство с теми службами (органами и учреждениями системы профилактики), которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

5. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй, реализация в образовательной организации индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации обучающихся, находящихся в социально опасном положении, и улучшение функций семьи.

6. Привлечение к работе с семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов.

7. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями органов и учреждений системы профилактики;

8. Оказание родителям адресной психолого-педагогической помощи в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

9. Вовлечение в родительские университеты, проведениеродительских лекторий; семинаров, консультаций в том числе, об ответственности за уклонение от воспитания и содержания своих детей;

10. Привлекать родителей к участию в родительских собраниях, классных и школьных мероприятиях и т.д.

Основаниями для снятия семьи с внутреннего учета являются:

- улучшение социальной ситуации в семье в результате выполнения реабилитационных мероприятий:

- надлежащее исполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей;

- наличие условий для воспитания детей;

- отсутствие факта злоупотребления родителями алкогольных напитков, наркотических средств или психотропных веществ в течение длительного периода времени, ведение здорового образа жизни;

- отсутствие признаков жестокого обращения с детьми со стороны родителей, иных законных представителей;

- осуществление родителями, иными законными представителями надлежащего контроля за воспитанием и обучением детей;

- смена места жительства несовершеннолетнего и его семьи;

- получение соответствующей информации из КДНиЗП, ОВД о позитивных изменениях обстоятельств жизни обучающихся и семьи;

- лишение родителей родительских прав и избрание формы устройства для детей, оставшихся без попечения родителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: