План
7.1. Задачі і види декоративно-монументального мистецтва в готелях.
7.2. Декоративно-оформлююче мистецтво в інтер’єрі готелів.
7.3. Декоративно-прикладне мистецтво в інтер’єрі.
7.4. Декоративні рослини в готельному інтер’єрі.
7.1. Различают две формы декоративно-монументального искусства: живопись и скульптуру.Декоративно-монументальная живопись по содержанию может быть сюжетно-тематической или декоративно-орнаментальной.По месторасположению на архитектурной поверхности различают: живопись сплошь на всю стену; на часть стены (в виде панели — на нижней части, в виде панно — на средней и в виде фриза — на части стены, примыкающей к потолку); живопись на потолке представляет собой плафон.По фактуре получаемого изображения живопись делят на плоскостную и рельефную. Рельефное изображение может быть в виде барельефа, выступающего над плоской поверхностью менее чем на половину толщины изображаемого предмета, и горельефа, выступающего над поверхностью более чем на половину толщины предмета.По композиционному признаку различают живопись однопла-новую, многоплановую и перспективную.Вид живописи зависит от применяемых материалов: на основе красящих составов — роспись; прозрачных материалов — витраж; естественных и искусственных материалов — мозаика; художественной обработки архитектурных поверхностей — пиропиктура, сграффито.
Декоративно-монументальная роспись. Современная техника росписи зависит от применяемых красящих составов и технологии их нанесения на поверхность. Название росписи определяется наличием и видом связующего вещества. Так, роспись на основе натуральных эмульсий — темперная; роспись, в которой связующим веществом является воск,— энкаустическая; на основе жидкого стекла — силикатная. Фреска (итал. {гезсо — свежий) — роспись водяными красками по сырой штукатурке. В зависимости от степени затвердения штукатурного основания различают три разновидности фресковой росписи: альфреско (сама фреска) — роспись по свеженанесенному штукатурному слою; фреско секко — роспись по тонкому слою свежей штукатурки на затвердевшем основании; альсекко — роспись по затвердевшему штукатурному слою.Фреска — самый древний вид росписи. За историю своего существования техника чистой фрески не раз претерпевала изменения. Используется фреска в помещениях, рассчитанных на длительное пребывание людей. Так, фресковая роспись лифтовых холлов гостиницы «Космос» в Москве обогатила «сухую» архитектуру, эмоционально насытила пространство. Темпера (итал. 1етрега) — живопись красками, растертыми на яичном желтке и разбавленными водой. В современной темперной живописи в качестве связующего вещества используются эмульсии из клея, масла или лака. В зависимости от качества связующего различают: темперу на цельном курином яйце; яично-масляную, яично-лаковую; казеиново-лаковую; на поливинилацетатной эмульсии. Темперная роспись требует защитного слоя (покрытия лаками или гидрофобизирующими составами), так как может со временем высветляться и трескаться.Темперная роспись использовалась вместе с фреской, являясь ее дополнением. Техника темперы позволяет создавать глубокие и сложные произведения с тщательным выписыванием деталей и оттенков. Темперная роспись по холсту была применена при оформлении вестибюля гостиницы «Лыбидь» в Киеве. Яркий национальный рисунок на колоннах и торцевой стене иллюзорно сокращает протяженный вестибюль и оживляет зону отдыха. Роспись «Украинская народная свадьба» использована при оформлении интерьера ресторана гостиницы «Украина» в Москве. Яркий народный праздник, обогащенный многоцветьем, создает радостное настроение и подчеркивает тему гостиницы. Энкаустика (греч. епсаю — выжигаю) представляет собой роспись, где в качестве связующего вещества используется воск. Подобная роспись устойчива против атмосферных воздействий, но считается трудным видом росписи из-за применения высоких тем ператур. Основанием под энкаустику может служить дерево, мрамор, шифер, полотно, керамика, штукатурка, гипс.Энкаустика — техника живописи, известная еще в Древнем Египте. Различают три способа энкаустической росписи: гравюрный — на слоновую кость резцом наносится рисунок и заполняется цветным воском; горячая энкаустика — восковая краска наносится в расплавленном состоянии горячими металлическими инструментами; холодная энкаустика — восковые краски наносятся в холодном состоянии, а затем подвергаются термообработке.Энкаустическая роспись на камне впервые была осуществлена в вестибюле гостиницы «Мир» в Киеве. Огромный плафон на потолке на тему «К миру» переходит в вертикальное панно на стене на тему «Война и мир». Композиция панно «К миру» построена на фоне знамен пяти континентов и фигур людей, устремляющихся ввысь. Композиция панно «Война и мир» построена на сюжетах противопоставления мира войне. Преобладающими цветами в росписи являются синий и частично красный.Энкаустическая роспись имеет матовую поверхность, которую можно отполировать, придать ей блеск.
|
|
|
Силикатная роспись основана на использовании в качестве свя-зующегося вещества жидкого стекла. Под такую роспись необходима специальная подготовка поверхности стен. Силикатная краска, нанесенная на пористую поверхность, проникает вглубь штукатурки и прочно связывается с ней. Силикатная роспись атмосферо-устойчива и может использоваться для фасадов зданий.Атмосфероустойчивым является новый вид росписи — термофосфатный, в котором в качестве связующего вещества используется фосфатное неорганическое вещество. Закрепляются фосфатные краски при термообработке (обжиге), приобретая при этом прочность и водоустойчивость.Декоративно-монументальный витраж. Витраж (франц. уИга-§е — стекло) — сюжетная или орнаментальная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет. Для витража используется цветное и бесцветное стекло, плоское и литое. Витражная поверхность может подвергаться различной обработке: спекающимися красками, гравированию, травлению кислотой, прессованию и отливке. Различна и технология набора витража: свинцовая пайка, армирование стальной или пластмассовой лентой, цементирование или использование железобетона.Витражное искусство было распространено в Средней Азии и использовалось в оконных переплетах для рассеивания солнечных лучей. Позже витраж стали использовать в готических храмах, создавая определенный цветовой климат в помещении. В настоящее время искусство витража разнообразно и по технологии, и по способам применения. В современной архитектуре витражи устраиваются в оконных и дверных проемах, в качестве перегородок и самостоятельных декоративных панно с подсветкой.Витражное искусство широко распространено в гостиничных интерьерах. Так, в вестибюле гостиницы «Венец» в Ульяновске используется витраж — декоративное панно в виде литых глыб стекла, скрепленных бетоном. Подсветка выявляет рисунок в виде солнечного диска и расходящихся лучей. В ресторане гостиницы «Киев» в Киеве создана декоративная витражная композиция «Пегас» в виде небольших белых, красных и синих стеклянных цветов, вмонтированных в литое стекло. Красочность декоративному панно придает подсветка.Витраж из литого стекла «День и ночь» превратил подвальное помещение гостиницы «Узбекистан» в Ташкенте в уютный ночной бар, залитый окрашенным мерцающим светом. Композиционным центром является оранжевый солнечный круг, с одной стороны которого пейзаж изображен в сумраке ночи, а с другой — в свете загорающегося дня.В вестибюле гостиницы «Ташкент» витраж «Цветы и листья» является одновременно поверхностью, ограждающей от внешней среды. Укрепленные в композиции голубые, зеленые, фиолетовые литые стекла создают в вестибюле колорит и декоративность узбекского искусства, а с улицы витраж смотрится как многоцветье узбекской национальной ткани.В гостинице «Интурист» в Москве витраж-перегородка отделяет ресторан от вестибюля.Декоративно-монументальная мозаика. Мозаика (франц. то-заьдие — пестрая смесь) представляет собой орнаментальную или сюжетную композицию из разноцветных кусочков различных материалов (стекла, мрамора, цветных камней, дерева, металла, эмали). По технике выполнения различают прямой набор, когда композиция выполняется прямо на стене и мозаичные материалы крепятся на известь, цемент или специальную мастику, и обратный, при котором мозаичные материалы наклеиваются лицевой стороной на ткань или бумагу, а затем крупными пластами крепятся к стене.Стеклянная мозаика выполняется из облицовочного стекла по определенному рисунку. Основным материалом для мозаики является непрозрачная литая или прессованная смальта и коврово-мозаичные плитки. Разнообразно современное использование смальты в сочетании с различными материалами — керамикой, бетоном, штукатуркой. Такой мозаичный рельеф выполнен в вестибюле одного из корпусов гостиницы «Измайлово» в Москве. В ресторане этой же гостиницы можно увидеть плоские панно из смальты в обрамлении бетонной рамки. Интересны мозаичные формы, выполненные в экстерьере гостиницы «Турист» в Баку.В современном интерьере широко распространена керамика. Декоративные мозаичные панно из керамики различны по технике исполнения: панно, составленные из мелких колотых кусочков разноцветной керамики; панно из плоской или рельефной мозаичной керамической плитки терракотовой или глазурованной (с тонким стекловидным слоем); панно из прямоугольных или вырезанных по специальному контуру пластических плит; панно с росписью по стандартным керамическим плиткам.Прием росписи по керамическим плиткам применен в ресторане «Русский зал» гостиницы «Русь» в Киеве. На поэтажных холлах этой гостиницы размещены декоративные пласты, выполненные однотонной орнаментальной вязью по мотивам Киевской Руси, а в ресторане «Птица Феникс» — большое декоративное керамическое цветное панно по мотивам русской сказки (рис. 4.1).В интерьерах гостиниц при создании декоративных панно часто используется дерево. Разнообразна техника выполнения таких панно: резьба по дереву (плоскостная и рельефная, контурная и прорезная), мозаика из различных по цвету пород древесины в виде маркетри, интарсии и инкрустации.Резьба может быть плоскостной, если изображение находится в одной плоскости с фоном доски, и рельефной — если изображение выступает над фоном. Примером использования резного деревяш-ного искусства в интерьере может служить панно в ресторане гостиницы «Черное море» в Одессе. В ресторанном зале «Славянский» гостиницы «Лыбидь» в Киеве резное рельефное панно усиливает тематику ресторана.Маркетри — мозаика, выполненная из кусков древесины разных пород. Интарсия — вид деревянной мозаики, когда в вырезанные участки древесины одной породы вставляются куски древесного шпона другой.В последнее время техника маркетри и интарсия широко применяются в интерьерах. Так, большое панно в технике маркетри, выполненное в ресторане гостиницы «Измайлово» в Москве, мягким фоном различных цветовых тонов древесины подчеркивает цвет мебели, обитой красной шерстяной тканью. Декоративное панно «История почты» в технике маркетри, расположенное в зоне почтового отделения гостиницы «Ялта» в Ялте естественно включается в композицию зоны цветом древесины (рис. 4.2).В последнее десятилетие все чаще в качестве декоративного материала используется металл. Различная техника обработки раскрывает новые эстетические возможности этого материала. Визитной карточкой Крыма является декоративное панно в вестибюле гостиницы «Ялта» в Ялте. Медные рельефные медали на инкрустированном деревом панно карты Крыма отмечают памятные места побережья. Изящные медные каравеллы застыли на деревянных волнах.
Художественная обработка поверхностей. Поиски новых форм, фактур, цвета в декоративно-монументальном искусстве приводят к созданию новых технологий исполнения декоративных панно. Примером может служить техника пиропиктура — живопись огнем, которая заключается в том, что на основание из жароустойчивых бетонных панелей с помощью пневматического или электрическогомолотка наносится рисунок, после чего в углубления рисунка накладываются керамические глазури и оплавляются с помощью специальных аппаратов. Такая термическая обработка создает блестящую атмосфероустойчивую стекловидную поверхность.Техника сграффито (двухцветная обработка) является разновидностью древнего способа обработки цветной штукатурки. В настоящее время существует несколько видов сграффито: глубокое, полимерцементное, однослойное и левкасное.Глубокое сграффито представляет собой несколько слоев цветных штукатурок, подвергаемых обработке путем вырезания и обнажения нижних слоев в соответствии с рисунком. Пигменты для штукатурных слоев вводятся в состав сухого заполнителя. Техника сграффито нашла применение в создании декоративных панно. Так, в вестибюле гостиницы «Варшава» в Москве тематическое панно, изображающее панораму Варшавы, выполнено в технике сграффито.В современном декоративно-монументальном искусстве распространено комбинированное использование различных видов живописи и материалов: сграффито и альфреско, мозаика и сграффито, мозаика и рельеф, дерево и металл, стекло и металл и др. Все эти комбинации дают новый художественный эффект, который должен стать ведущей композицией в интерьере.,Скульптура (лат. 5си1р1ига — ваяние, пластика) — один из видов изобразительного искусства, представляющий собой объемное изображение, вылепленное из мягкого материала (глины, воска, пластилина), высеченное из камня, вырезанное из дерева, отлитое из гипса или бронзы. По назначению скульптура подразделяется на монументальную, декоративную и станковую. По форме объемного изображения различают скульптуру в виде круглой скульптуры и рельефа. Круглая скульптура — это полнообъемное изображение скульптурной группы, статуи или бюста. Рельеф — вид скульптуры, в котором все изображение создается объемной формой, выступающей над плоскостью. Монументальная скульптура устанавливается в честь определенного события, какого-либо общественного явления или определенного человека. Монументальные скульптуры могут входить в архитектурно-скульптурный комплекс, быть многофигурной композицией или однофигурной статуей. Подобная скульптура несет в себе большое общественное содержание, для нее характерны масштабность, пафос, обращение к большой массе людей. Она рассчитана на восприятие с больших расстояний и на долговременное существование в природной среде. Большое значение придается силуэту монументальной скульптуры и ее месторасположению.Монументальная скульптура возможна в виде памятника, монумента или монументального ансамбля, которые в сочетании с малыми формами могут быть мемориалами, сооруженными в память о каком-либо событии, явлении или человеке.Мемориал может располагаться в городе, но тогда он стремится к замкнутому пространству. Так решен памятник «Защитникам Ленинграда» — как символ победы, как вечная память о жертвах войны и блокады, как страстный призыв к миру. Памятник представляет собой сложный комплекс, в центре которого установлен обелиск, слева и справа от него находятся скульптурные группы, повествующие о героике будней фронта и тыла. За обелиском — разорванное кольцо, ведущее к скульптурному образу «Блокады»,— реквиему сотням тысяч погибших. Завершает мемориальный ансамбль Памятный зал. Мемориал, расположенный в городе, вступает с ним в пространственные связи, «захватывая» широкое пространство, ограниченное, - однако, архитектурой города, и принадлежа ей. Он обязательно должен быть связан с внешней средой: с улицей, зданиями, сквером или парком. Такая связь предусматривается во взаимном расположении мемориала «Защитникам Ленинграда» и гостиницы «Пулковская» (рис. 4.3). Декоративная скульптура является частью архитектурного.ансамбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров зданий, различных сооружений, парков, городских улиц и площадей.Декоративность, как особое качество скульптуры, имеет свои традиции. Возможны различные соединения архитектуры со скульптурой: прямое подчинение скульптуры архитектуре; самостоятельное развитие скульптуры; скульптура включается в парковый ансамбль, становясь скульптурой пленэра (франц. р1ет а[г — открытый воздух). В связи с этим существует несколько видов декоративной скульптуры: аллегорические фигуры на крышах и фасадах зданий; «тиражная» скульптура, устанавливаемая в жилых районах с целью благоустройства территории; анималистические (лат. ап1-та1 — животное) скульптуры, устанавливаемые вдоль дорог и шоссе; гипсобетонные копии античных статуй, украшающие парки и сады; уникальная декоративная скульптура, создаваемая для определенной архитектурной среды; знаково-информационная скульптура (въезды в города и районы, пограничные и памятные знаки); станковая скульптура, выполняющая декоративную функцию.Станковая скульптура представляет собой вид искусства, имеющий самостоятельное значение и не предназначенный для использования в определенном здании или сооружении. Идейно-художественная выразительность произведений станковой скульптуры не изменяется в зависимости от места, на котором оно находится. Станковую скульптуру различают по жанрам: скульптурный портрет, скульптурная композиция, анималистическая скульптура и скульптурный натюрморт.
Станковый скульптурный портрет представляет собой своеобразный жанровый спектр: монументальный станковый портрет, камерный портрет, автопортрет, исторический и сюжетный портрет. В жанре камерного портрета наиболее распространенными изображениями являются голова и бюст. Прием введения в скульптурный портрет атрибутов деятельности уточняет профессию портретируемого, помогает изобразить процесс, в котором участвует герой.В скульптурном портрете своеобразное развитие получил автопортрет, придав этому жанру новые психологические характеристики, нравственную проблематику: умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить себя, познать самого себя. Интересна работа Л. Кремневой «Зеркало. Автопортрет»: молодая женщина стоит вполуоборот к зеркалу, отражаясь в нем, и оценивает себя «зрением скульптора».Скульптурная композиция отличается многообразием тематики, может быть одно- или многофигурной. Место действия скульптурной композиции менее детализировано, смысловое содержание заключено в самом изображении. Наиболее традиционным в скульптуре является анималистический жанр, проявляющийся в поэтическом изображении животных. В этом жанре используются аллегории, зрительные ассоциации.Сравнительно новым жанром в скульптуре является скульптурный натюрморт, в котором вещи и предметы обособляются и занимают центральное место в композиции. Здесь не изображается человек, однако все связано с ним, напоминает о нем.В современной станковой скульптуре происходит процесс взаимопроникновения и взаимовлияния жанров, что приводит к обогащению образной содержательности композиций, расширению сюжетов. В последнее время активнее применяется цвет как дополнительный эстетический фактор в структуре произведения.
7.2. Декоративно-прикладное искусство характеризуется двойственной природой: с одной стороны, оно украшающее, а с другой — используется в быту человека. Обязательным признаком, свидетельствующим о принадлежности предмета к произведениям декоративно-прикладного искусства, является неразрывная связь художественно-образного содержания предмета с его практической пользой. Этими признаками определяются функции декоративно-прикладного искусства: утилитарные и эстетические. Художественное оформление предметов быта должно быть согласовано с их практическим назначением. Однако некоторые произведения декоративно-прикладного искусства потеряли свою утилитарную функцию (например, декоративные настенные тарелки). Но, оставаясь предметами декоративно-прикладного искусства, они становятся предметами оформительского искусства. Некоторые предметы декоративно-прикладного искусства по своему содержанию и связи с архитектурой выполняют роль произведений декоративно-монументального искусства (например, тематические гобелены).Декоративно-прикладное искусство имеет общие черты с декоративно-монументальным: использование одних и тех же материалов (стекла, керамики, металла), способов изготовления или нанесения рисунка; объемность формы.Эстетическая ценность любого предмета декоративно-прикладного искусства определяется его участием в художественном оформлении интерьера. Восприятие прикладных предметов в ансамбле интерьера создает эмоциональное настроение в помещении.Задача декоративно-прикладного искусства заключается в совершенствовании материальной, бытовой и художественной культуры.Предметы декоративно-прикладного искусства по их значимости в интерьере можно разделить на основные и дополнительные. К основным относятся мебель, светильники, декоративные ткани, вносящие в интерьер форму, свет и цвет, а дополнительными подчеркиваются стилевые особенности интерьера, национальный колорит и эмоциональная окраска.
Произведения декоративно-прикладного искусства обладают синтетичностью, т. е. соединяют в себе художественное творчество и техническое мастерство. Для произведений декоративно-прикладного искусства используются различные материалы: стекло, керамика, фарфор, металл, дерево.Стекло — одно из древнейших открытий, которое свое первое применение нашло в декоративно-прикладном искусстве. Основные свойства стекла — прозрачность, цветность и пластичность — сделали его вечным материалом.В области художественного стеклоделия значительным явлением в советском декоративно-прикладном искусстве стали работы Б. А. Смирнова, решившего многие стилистические и эстетические задачи создания произведений из стекла, их связи с архитектурой и другими видами искусства. Взаимодействие произведений декоративно-прикладного искусства с архитектурным пространством и со всеми предметами, находящимися в нем, создает новое оригинальное прочтение этих произведений. Так, декоративная композиция «Вечерний стол» была выполнена Б. А. Смирновым для банкетного зала ресторана «Невский» в Ленинграде в виде диорамы, расположенной в нише банкетного зала. Небольшие размеры зала подсказали образы произведения, наполненные красотой и задушевностью человеческого общения. Композиция включает три части: «Осень» — время торжества природы; «Зима» — вечерний уют; «Весна» — период цветов и любви; часть «Осень» представляет собой композицию из каплевидных сосудов, внутрь которых гутным способом посажены фигуры петухов и кур с цыплятами.Для этого же ресторана Б. А. Смирнов создал большой плафон над танцевальной площадкой и люстру «Птицы»: на стержнях подвешены декоративные условные птицы, а между ними размещены лампочки. Тема «Птицы» была повторена в серии люстр для гостиницы «Волга» в Костроме: птицы из золотистого хрустального стекла своей пластикой напоминают лучшие лепные стеклянные произведения В. А. Смирнова.В современном интерьере жилых и общественных помещений гостиницы немалую роль играют отдельные вазы и посуда. В помещениях общественного назначения одна или несколько ваз размещаются не как утилитарные изделия, а как произведения искусства, отвечающие образному решению этих помещений. Так, синяя ваза, расположенная у окна в вестибюле гостиницы «Россия» в Москве и работающая на просвет, приподнята на специальной колонне, и это еще больше подчеркивает форму вазы с декоративными объемными цветами.Оформление помещений общественного питания дополняет посуда из стекла. Наборы бокалов, графинов, комплекты для воды могут быть разных цветов, являясь дополнением к другим элементам оборудования. Изделия из стекла могут группироваться в композиции и устанавливаться в застекленных или открытых шкафах, как, например, в ресторане гостиницы «Жовтнэва» в Киеве.В интерьере номера используются только необходимые декоративные предметы: ваза для цветов, графин и стакан для воды, пепельница. В номерах высших категорий может быть предусмотрен набор стеклянных бокалов или фужеров.Керамика - изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками. Каждая из разновидностей керамики: терракота, майолика, шамот, каменная масса, фаянс, фарфор — имеет свои особенности, определяемые составом глины, режимом обжига, применяемыми глазурями. Декоративно-прикладная керамика в виде декоративных ваз, сосудов, чаш веками изготовлялась народными умельцами Украины, Грузии, Армении, Литвы, России.Несмотря на то, что керамика все больше перерастает в самостоятельную область художественого творчества, ее связь с архитектурой укрепляется. Декоративные напольные и настольные вазы, настенные тарелки все шире используются в интерьере гостиниц. Композиции из декоративных напольных ваз могут располагаться в вестибюле, поэтажных холлах, на площадках парадных лестниц. Так, аванзал ресторана «Мраморный» гостиницы «Ялта» украшен композицией из керамических декоративных ваз в виде высоких амфор и цветочниц, отличающихся цельностью и изысканностью. В ресторане гостиницы «Днипро» на продольной стене размещены декоративные тарелки различной величины (рис. 4.4). Декоративные керамические тарелки используются для украшения стен в номерах, холлах и ресторанах гостиниц «Киев», «Жовтнэва», «Русь» в Киеве, «Тарасова гора» в Каневе.Размеры, количество и размещение керамики зависят от площади и назначения помещения. Так, напольные вазы могут быть различными по форме и размерам: узкие и шарообразные, высокие и низкие. В композиции может быть от двух до пяти ваз разных форм. Размещаются вазы возле кресел, в углу помещения, возле окна.Керамическая ваза может стать композиционным ядром, если ее тематика подчеркивает тему интерьера. Например, в гостинице «Жовтнэва» в Киеве тематическая ваза, выделяясь на фоне древесины ниши, стала доминантой вестибюля (рис. 4.5).В последнее время фарфоровые и фаянсовые изделия приобретают все большую популярность в интерьерах (посуда, ваза, настольная скульптура). Изделия отличаются разнообразием форм и росписи, могут вносить цветовой декор в помещения, располагаясь в застекленных шкафах, на полках, обеденном столе. Декоративные ткани являются основным видом декоративно-прикладного искусства, вносящим цвет и фактуру в интерьер, воздействующим на эмоции человека, участвующим в архитектурно-планировочной организации интерьера. В интерьере такие ткани выполняют утилитарные и эстетические функции.Утилитарные функции декоративных тканей определяются функциональными требованиями, предъявляемыми к ним: звуко- и теплоизоляцией; защитой от солнечного света и просматриваемое™ в вечернее время; защитой от перегрева в летнее время; смягчением и рассеиванием дневного света; использованием в качестве перегородок и покрытий для мебели, стен, пола. Особым требованием, предъявляемым к декоративным тканям гостиничных помещений, является их пожаробезопасность, т. е. несгораемость и неспособность к самовозгоранию.Декоративные ткани можно классифицировать по ряду признаков: назначению, характеру переплетения нитей, фактурным и цветовым характеристикам, способу нанесения рисунка, масштабу и виду рисунка. В зависимости от выполняемых функций различают ткани для обивки мебельных изделий, драпировки оконных и дверных проемов, ниш и сцен, для покрытия пола, кроватей, столов, художественные ткани.Все ткани различаются по характеру переплетения нитей. Наиболее распространены жаккардовые ткани (по имени французского изобретателя жаккардовых машин Ж. Жаккара) со сложным геометрическим или изобразительным переплетением нитей. Самым простым переплетением является полотняное переплетение нитей. Способы переплетения нитей могут создавать гладкую поверхность тканей или грубую, фактурную. По цвету ткани могут быть однотонными, с ограниченной цветовой гаммой или многоцветные. Многоцветные ткани или ткани с ограниченной цветовой гаммой создаются с помощью геометрических или изобразительных рисунков, которые получают своеобразным переплетением нитей или нанесением рисунка на поверхность ткани. Тканый рисунок, получаемый переплетением нитей, связан со структурой ткани и может создавать впечатление однотонности даже при использовании контрастных по цвету нитей. Рисунок на поверхность ткани наносится печатным способом и называется набивным. Такой рисунок по цвету может быть резко контрастным и используется для создания цветовых акцентов.
При выборе рисунка ткани необходимо учитывать его масштаб. Рисунок может быть мелкого и крупного раппорта (франц. гар-рог1 — повторяющаяся часть рисунка на ткани). Крупный раппорт создается чаще всего набивным рисунком. Расположение рисунка и его вид влияют на формообразующие свойства декоративных тканей.Декоративные ткани участвуют в илллюзорной трансформации помещения с помощью рисунка, цвета и способа размещения. Например, напольный ковер с крупным рисунком зрительно увеличивает помещение, а ковер с мелким рисунком в центре помещения создает впечатление уменьшения площади; ковровое покрытие с контрастными поперечными полосами зрительно расширяет помещение, а с продольным рисунком — зрительно удлиняет.Навеска драпировочной ткани к потолку и длиной до пола зрительно увеличивает высоту помещения, а навеска над оконным проемом— уменьшает высоту помещения. Увеличивает высоту помещения также вертикально расположенный рисунок, а поперечно расположенный — расширяет его, расширяет помещение и драпировка, доходящая только до подоконника.В различных помещениях тканям отводится главенствующая роль в создании художественного образа. Для этого используются художественные ткани. Так, гобелены в ресторане «Петровский зал» гостиницы «Ленинград» или в ресторане «Павловск» гостиницы «Прибалтийская» в Ленинграде содержанием рисунка, цветовым решением, размещением в зале определяют и подчеркивают тему интерьера, выполняя при этом ведущую роль.Декоративные ткани могут выполнять также дополняющую роль, обогащая общую колористическую композицию и рисунок других используемых тканей, архитектурных поверхностей, предметов оборудования и декоративных элементов. Так, ковровое покрытие на стене ресторана «Русский зал» гостиницы «Русь» в Киеве дополняет по цвету и рисунку керамическое панно из декоративных тарелок на этой же стене.Возможно использование декоративных тканей в качестве нейтрального фона для других элементов интерьера. Например, драпировочная ткань обычно является фоном по отношению к обивочной ткани или, сливаясь по цвету и рисунку со стенами, служит фоном для настенной картины.В зависимости от расположения в помещении и масштаба любая декоративная ткань (обивочная, драпировочная, ковровое покрытие, покрывало и скатерти, гобелены) может стать цветовым акцентом и одновременно включаться в общую цветовую композицию.К декоративным обивочным тканям, кроме общих требований, предъявляются специальные в соответствии с назначением этих тканей: стойкость на истирание, прочность, эластичность и мягкость, цветостойкость. Для обивки мебели применяются как тканые, так и нетканые материалы. Фактура обивочных тканей может быть гладкая, с крупнозернистой фактурой типа «букле» (шишечек, узлов, петель, утолщений нити), ворсовая с дополнительными нитями основы в виде петли или ворса.Нетканые обивочные ткани могут быть в виде холстопрошивных и нитепрошивных полотен (например, трикотаж, вельвет), кожи и кожзаменителей (рис. 4.6).Для обивочных тканей используются натуральные, искусственные и синтетические волокна. В настоящее время широко применя ются ткани, сочетающие натуральные и синтетические волокна. Рисунок обивочных тканей получается в основном тканым способом. Набивной рисунок выполняется для специальной мебели. Так, при оформлении зала ресторана «Павловск» гостиницы «Прибалтийская» в Ленинграде для стульев использовалась атласная мебельная ткань с набивным рисунком.Основной цветовой характеристикой обивочной ткани является однотонность. Многоцветные ткани выполняются обычно с мелким рисунком, который создает впечатление однотонности. Для надувной и шитой мебели может использоваться крупнораппортный и набивной рисунок.Выбор вида, цвета, фактуры и рисунка обивочной ткани определяется назначением помещения. Для зоны отдыха помещений вестибюльной группы рекомендуются обивочные ткани из кожзаменителя. Так, в вестибюле гостиницы «Ялта» в Ялте мебель зоны отдыха обита кожзаменителем желтого цвета. Кожзаменитель может использоваться для мебели помещений общественного питания: для обивки мягкой мебели в кафе-баре гостиницы «Космос» в Москве, для обивки стульев ресторана гостиницы «Лыбидь» в Киеве. В жилых помещениях гостиницы для обивки мебели используются в основном шерстяные ткани (гладкие или ворсовые), исключение может составлять кабинетная мебель номеров «люкс» с обивочной тканью из кожи или кожзаменителя.В современном мебельном производстве применяются сочетания различных материалов: кожи и ворсовых тканей, шерстяных гладких и ворсовых тканей. Для одного мебельного изделия мебельные ткани могут быть разными по цвету. При этом цвета подбирают контрастно или нюансно. Такие изделия в комплексе создают новый цветовой эффект. В мебельный ансамбль могут быть включены разные, но близкие по цветовому тону мебельные изделия. Например, в кафе-баре «Терраса» гостиницы «Космос» в Москве используются кресла с обивкой кожзаменителем зеленого и синего цветов.Контрастные по цвету обивочные ткани для мебельного ансамбля одного помещения могут применяться, если мебель группируется с учетом цветового решения. Такой прием использован при обустройстве ресторана гостиницы «Лыбидь» в Киеве.При выборе цвета обивочной ткани необходимо учитывать цвет пола и стен. Нюансное или однотонное решение желательно в том случае, если следует создать впечатление расширения пространства небольших помещений. Контраст оживляет и создает зрительную затесненность помещения.Требования, предъявляемые к декоративным драпировочным тканям, определяются прежде всего потребностью защиты, изоляции помещения в дневное и вечернее время. Кроме того, драпировочные ткани могут быть использованы в качестве перегородок, отгораживающих часть пространства, помещения или выделяя какую-либо зону.Различные функции драпировочных тканей и их расположение определяют и разные виды драпировочных тканей: портьеры (франц. рог1е — дверь)—драпировка для дверей; шторы (нем. з{огеп — защита) — плотная драпировочная ткань, защищающая весь оконный проем; гардины (франц. §агйеп — охранять)—легкая, прозрачная драпировочная ткань на окнах; ламбрекен (франц. ЫтЬгецит — украшение из материи)—короткая драпировка над верхней частью окна или двери; занавески, или драпри,— драпировочная ткань, закрывающая часть помещения или нишу. Драпировочные ткани, выполняющие различные функции, имеют различную плотность.