Психолого-педагогические особенности школьников среднего этапа обучения




Процесс развития ребенка прежде всего нужно рассматривать как процесс стадиальный. [43] Развитие характеризуется качественными изменениями психической функции, возникновением в ней определенных новообразований...." [29] Важно определить, как и при каких условиях осуществляется переход от одной стадии развития к другой.

Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития, — это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности (существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития); 3) основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности). [43] Перечисленные показатели находятся в сложных отношениях. Так, возникшие в данный период новообразования меняют социальную ситуацию детского развития: ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам с помощью взрослых меняет систему отношений с ними....(43). Школьники среднего этапа обучения находятся на периоде развития, который называется «подростковый возраст» (45) https://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.htm#$p1

Подростковый период характеризуется системой отношений «человек-человек». Эта система имеет свое собственное содержание. То есть берется человек с точки зрения определенных качеств личности и его сопротивляемости другим людям. Изменчивость психологического состояния личности обуславливает трудности для того, кто к ней приспосабливается. (59) Младшие подростки, которые учатся в V-VI классе переживают кризис 11-12 летнего возраста, который связан с переходом детей от младшего школьного к подростковому возрасту.(265) Индивидуальные характеристики подростков в своей совокупности составляют гамму вариантов развития детей этого возраста: от конфликтного развития с ярко выраженными трудностями в поведении, до относительно спокойного протекания. Трудности вызываются, с одной стороны, индивидуальными особенностями личности, сложившимися к началу перехода в подростковый период, и, с другой, — конкретной ситуацией развития каждого отдельного ребенка. К началу обучения в V классе наблюдается очень пестрая и неоднородная картина развития младших подростков: 1) место школы и учения в жизни ребенка — от ответственности и исполнительности в учении до почти безразличного отношения к учению и отметкам; 2) уровень сформированности учебной деятельности — от очень высокого уровня с переходом к самостоятельной работе по усвоению учебного материала до почти полного отсутствия умений самостоятельно работать при выполнении учебных заданий; 3) общее развитие — от очень высокого уровня и осведомленности в самых различных областях до чрезвычайной ограниченности кругозора; 4) интересы — от четко установившихся в области техники, истории, искусства до почти полного отсутствия познавательных. Личностные особенности средних школьников свидетельствуют о низком уровне саморегуляции, о выраженной тревожности, неуверенности в себе, эмоциональной усталости, несоответствии уровня притязаний возможностям учащихся. Не умея и/или не желая учиться, не понимая необходимости этого, подросток тратит много времени и сил на домашние задания, испытывает перегрузку, отсутствие радости и отрицательные чувства к учению. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением акцентов на формальные элементы учебной деятельности.

У подростков существует чувство взрослости, хотя степень его сформированности у разных детей неодинакова. Взрослость - становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. Степень сформированности взрослости тесно связана с развитием самостоятельности.

Система отношений «человек – человек» определяет «интимно - личностное общение со сверстниками», как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Главная тенденция в развитии подростка – переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение – специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. Также общение – это специфический вид эмоционального контакта. Оно дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Общение является для подростков очень важным информационным каналом. Общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности. Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, отходят на второй план. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении.

Однако наряду с деятельностью «интимно-личностного общения со сверстниками» в подростковом возрасте преобладает еще и учебная деятельность. Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности («пик любознательности» приходится на 11 — 12 лет), расширением познавательных интересов. В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В подростковом возрасте развивается мышление. Постепенно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер.

Основными новообразованиями подросткового возраста становятся формирование самооценки, критического отношения к окружающим людям, стремления к «взрослости» и самостоятельности и умения подчиняться нормам коллективной жизни. Центральным новообразованием, которое формируются к концу этого периода, является самосознание, понимаемое как социальное сознание, перенесенное внутрь.

Источники:

1) Д. Б. Эльконин Избранные психологические труды Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко Москва «Педагогика» 1989. ("...Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР)...."

2) Возрастные особенности младших подростков. М. Под ред. Д. Б. Эльконина, 1967.

3) Выготский Л.С. Педология подростка. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

4) Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 671, [1] с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: