Первый Богоявленский храм и Никольская Лоцманская часовня.




Тверской губернский архитектор А.А. Трофимов и его роль в истории Богоявленского собора Вышнего Волочка

На фотографиях исторического центра Вышнего Волочка 1890-1910-х гг. на Отмойном или Богоявленском острове возвышаются две постройки. Самая крупная из них это существующий и ныне зимний Богоявленский собор города, а с южной стороны от него – не сохранившаяся ныне часовня в честь Святителя Николая, или иначе, Никольская Лоцманская часовня.

Однако, на сохранившейся в Егорьевском художественном музее гравюре середины XIX в. нет ни той, ни другой постройки. На ней изображен практически не известный вышневолочанам храм с полусферическим куполом и портиками с колоннами, а так же двумя небольшими куполами над западной и восточной частями храма. Эту гравюру открыла для вышневолочан научный сотрудник Вышневролоцкого краеведческого музея Надежда Евгеньевна Задонская. Благодаря этой гравюре мы теперь можем представить, как выглядел исторический центр Вышнего Волочка в период с 1814 по 1864 гг., когда главный зимний собор города выглядел иначе, чем мы привыкли видеть[1]. Однако, более точно мы можем определить период создания гравюры 1837-1864 гг., т.к. на рисунке уже показан Петербургский мост, построенный на своём существующем месте в 1836-1837 гг. вместе с гранитной набережной.

Что бы разобраться в непростой строительной истории и Богоявленского собора и Никольской часовни надо обратиться к архивным документам, разбросанным по разным архивам страны.

Первый Богоявленский храм и Никольская Лоцманская часовня.

Клировые ведомости 1880 года так описывали Никольскую Лоцманскую часовню: «Никольская, каменная, во имя Святителя и Чудотворца Николая, четвероугольная, имеющая во всех напрвлениях четыре аршина, покрыта белым железом; построена в 1856 годлу с разрешения епархиального начальства, попечением 3-го округа Путей сообщения, на место сгоревшей древней деревянной церкви во имя Казанския Божия Матери; часовня тверда; внутри г. Вышнего Волочка, в 30 саженях от Богоявленского собора на берегу Вышневолоцкого канала; состоит под непосредственным надзором Начальства 3-й дистанции отделения 3-го округа путей сообщения».[2]

Информация, приведенная в этой описи, представляет особый интерес для истории главного храма Вышнего Волочка. Во-первых, указано, что прежде на месте часовни стоял деревянный храм, который сгорел. Во-вторых, есть информация о непосредственных строителях и содержателях часовни – Вышневолоцкое управление 3-го округа Министерства путей сообщения. В 1880 году Вышневолоцкий участок действительно вошел в состав 3-го округа. Это случилось после постройки Мариинской и Тихвинской водных систем, которые вышли на первые места по товарообороту и значимости, нежели Вышневолоцкий округ. Однако, в часовне совершались торжественные молебны перед отправкой каравана судов из Вышнего Волочка на сплав в сторону Опеченского посада.

В строителях часовни и времени её постройки сомнений нет, а вот в том, что она поставлена «на место сгоревшей Казанской церкви» сомневаться приходится. И это побуждает искать новые источники, могущие пролить счет на эту историю.

2 сентября 1744 г. в Сенате начато дело, документы которого рассказывают о событиях целого десятилетия в истории Вышнего Волочка. Они связаны со спорами вокруг земель Вышневолоцких ямщиков и Вышневолоцкого Никольского погоста. Втянутыми в конфликт оказались не только вышневолоцкие ямщики и священнослужители погоста, но и Ямская канцелярия, Новгородская епархия и Сенат. Разобраться в этом конфликте – это тема отдельного исследования, однако, немаловажными являются документы, указывающие точные датировки в постройке новых деревянных церквей в центре Вышнего Волочка.

Прошение о постройке «на Отмойном острову вновь церкви Богоявления Господня с приделом Архистратига Михаила» вышневолоцкие ямщики подали 2 июня 1742 г.[3] Месяц спустя 6 августа 1742 г. произошел пожар, который уничтожил существовавшую на тот момент в центре Вышнего Волочка деревянную Казанскую церковь, построенную вышневолоцкими ямщиками ещё в 1727 г.[4] Пожар ускорил построение нового деревянного Богоявленского храма, а так же запланировали построить и каменный в честь Казанской иконы Божией Матери взамен сгоревшего. Участие в планировании постройки каменного Казанского храма принял и Михаил Иванович Сердюков: «понеже и дворянин Сердюков объявил, что вместо оной сгоревшей церкви Казанские Пресвятые Богородицы с приделами Николая Чудотцорца и великомученика Димитрия церковь строится будет в тех именованиях каменная с богадельней ево Сердюкова коштом».[5]

В октябре 1742 г. ямщики Нефёд Никифоров и Михайло Филиппов доносили «а понеже у нас именованных строится ныне деревянная церковь меж водами на Острову в разстоянии от прежней церкви сорок сажен…, а на прежнем згорелом месте желаем построить каменную церковь».[6] В 1744 г. новгородский архиепископ Амвросий объявил, что «в том Вышнем Волочке по челобитью тех ямщиков построена вновь сверх прежней церковь Богоявления Господня с приделом Архистратига Михаила». Таким образом, мы впервые находим новые даты в истории Вышнего Волочка и говорим о том, что первая церковь на Острове была построена в честь Богоявления Господня в период 1742 по 1744 гг. При анализе сохранившихся документов, карт и описей становится понятным, что изначальные храмы стояли на площади между Торговых рядов. С помощью описей и планов Вышнего Волочка определить места древних храмов и Казанской деревянной церкви можно с точностью до нескольких метров.

Сохранившийся план Вышнего Волочка 1748 г. позволяет увидеть и как выглядел первый деревянный Богоявленский храм. «Это был одноглавый ярусный храм (возможно типа восьмерик на четверике) с апсидой и западным притвором-крыльцом с отдельно стоящей столпообразной колокольней», - описывает этот храм искусствовед Г.К. Смирнов[7].

План 1749 г. отчётливо показывает, что Никольская Лоцманская часовня обозначала в XIX в. место не сгоревшего Казанского храма, а место первого деревянного Богоявленского храма 1744 г. постройки. Просуществовал первый Богоявленский деревянный храм до 1775 г. В своём прошении, датированным 7 февраля, вышневолоцкие священнослужители и приходские люди писали, что Богоявленская церковь «весьма ветхая и потому в оной при священнослужении никакого тепла и пред холодною отрады не бывает».[8] Однако, новопостроенный каменный Казанский собор был «пространством немало обширен», что и послужило просьбе священнослужителей и приходских людей «оную деревянную церковь разобрать и святой антиминс со всем принадлежащим оной церкви убором с придела Богоявления перенесть в означенную каменную церковь».[9] Второй антиминс с престола Архистратига Михаила причт и приходские люди предлагали вместе с иконостасом и всем деревянным зданием перенести на кладбище, где планировалась к построению новая церковь в честь Преображения Господня. И сложить «из древней оной обширной церкви… вновь деревянную невеликую церковь».

Тверской архиепископ Гавриил прошение рассмотрел в мае 1775 г. и разрешил разобрать храм и устроить зимний придел в Казанском каменном соборе, но с оговоркой, что «на кладбище же пристойнее построить новую церковь и антиминсы из старой перенесть. Ветхую же церковь употребить на топление тёплого в означенной церкви придела».[10] Через год зимний придел в здании Казанского собора в честь Богоявления Господня был подготовлен к освящению. Тогда же последовало и прошение на его освящение за подписью духовенства Казанского собора, а так же городских жителей. Первой стояла подпись генерал-поручика Василия Иванова сына Храповицкого – потомка М.И. Сердюкова.[11]

Разрешение на освящение престола последовало 15 октября 1776 г.[12], а 26 октября настоятель собора Иоанн Петров доносил о состоявшемся событии.[13]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: