ПРИРОДА. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО 3 глава




Общественный характер производства орудий труда и использования предметов труда влечет за собой формирование многообразных, сложных общественных отношений между людьми. Общезначимые представления развиваются в понятия о средствах труда (предметах труда и орудиях труда). Значит, возникает потребность в их общезначимом определении. Удовлетворить такую объективную потребность возможно посредством не просто голоса, а речи.

На формирование речи, как второй сигнальной системы, влияли многие социальные факторы, хотя по большому счету все они являются следствием орудийной деятельности. Накопление обыденных знаний о мире и о возможностях человека в совокупности с целью выжить привели к необходимости передачи знаний следующим поколениям. Это означало потребность в особой системе знаков, способной наиболее точно передавать информацию, нежели язык жестов. В процессе охоты чаще удачливей оказывалась та родовая община, которая способна была передавать информацию друг другу с большей скоростью понимания и на большом расстоянии. Кстати заметим, что в связи с появлением социального наследия продолжительность жизни человека стала увеличиваться, так как функция обучения могла осуществляться более опытными, а значит более взрослыми людьми. Следовательно, о них необходимо было больше заботиться. Хранение и передача социального наследия постепенно трансформировалась в воспитательную функцию.

Как можно заметить, все эти объективные потребности привели к особому типу взаимодействия между людьми – к социальным отношениям. А это вскрывает общественную природу сознания. В дальнейших трудностях выживания общин на территории одного ареала решающую роль играла сплоченность и организованность социальной группы. Выживали не отдельные самые сильные индивиды, а группы, отличающиеся особой организацией труда и общения. Результатом таких сложных процессов было развитие различных форм абстрактного мышления, воли, памяти и других элементов структуры сознания.

Только человек преодолел груз жесткого преобладания биологических законов, и естественный отбор утратил для него значение видообразующего фактора. Естественный отбор и процессы адаптации животных привели к появлению сознания у человека. Средствами и условиями возникновения сознания выступили труд и речь (как знаковая система). Труд и речь – непосредственные материальные предпосылки возникновения и развития сознания. Предметно–практическая деятельность сделала человека независимым от среды обитания. Такие общественные факторы как способность к труду и потребность в нем явились взаимосвязанными факторами процесса формирования сознания человека. Таким образом, сознание человека не случайное свойство высокоорганизованной материи, а результат сложнейшего и многообразного развития материи, выработанная функция.

Человек – биосоциальное существо, в котором задатки к труду и речи развились до способностей к творческому преобразованию мира. Поэтому можно констатировать, что природа сознания имеет отражательно–активную и информационную природу, но качественный скачок от психики животных к осознанному существованию человека обусловлен необходимой, обязательной включенностью человека в общественно–историческую практику.

Качественное отличие сознания человека от психики животных заключается и в том, что человек обладает спо­собностью предвидения отдельных последствий своей деятельности, характера и направленности развития при­родных и социальных процессов. В этом плане человек, по словам К. Маркса, «не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю». Животное не отделяет себя от природы, тогда как человек отличается ценностным отношением к действительности. Ценностное отноше­ние к действительности и есть отличительная черта сознания человека. Оно возникает как осознание значимости тех предметов, полезность которых человек устанавливает на практике. В целом можно сказать, что человек отличается от животных культурой, которая является способом и результатом всей осознанной человеческой жизнедеятельности, совокупностью материальных и духовных ценностей. Общественно–историческая практика выявляет сущность человека как субъекта, обладающего творческой активностью в конкретно–исторических условиях.

Творческую роль, творческую активность сознания надо понимать, однако, не как творение сознания мира (как утверждает идеа­лизм), а как преобразование окружающей действительности человеком в результате практической деятельности. Эти действия людей, являясь материальным процессом, со­вершаются по объективным законам, но в то же время, представляют собой сознательную деятельность, в которой, так или иначе, претворяются заранее выработанные в сознании цели и планы человека. Изменять, создавать новую предметную реальность может не сознание само по себе, а человеческие действия, одухотворенные целями, идея­ми.

4. Структура сознания. Сознание и язык. Самосознание. Мозг человека – это биологическая сторона сознания, орган, обеспечивающий отражение внутреннего и внешнего мира. Его работа описывается средствами морфологии и физиологии. Но мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий душой и мозгом. Вполне понятно, что между сознанием и биологическим состоянием мозга существует прямая взаимосвязь. Но сознание – явление социальное, поэтому оно не может быть редуцировано (сведено) к более простому, биологическому уровню организации материи. Сознание – это функция высокоорганизованной материи (мозга), проявляющаяся в отражении объективного мира в виде образов, представлений и понятий.

Сознание каждого человека по–особому, по–своему отражает мир. И в этом проявляется свойство активности материи. Мир объективен, сознание человека субъективно. Мир образов, представлений и понятий об окружающем мире и о себе называют идеальным. Еще Маркс отмечал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческое голову и преобразованное в ней». Сознание включает в себяощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, мышление, знания, воображение, эмоции, чувства, волю, память, антиципации, интуицию.

В процессе формирования сознания ядром сознания являются знания. Они приобретаются человеком в процессе всей жизнедеятельности: в обучении, воспитании, общении, в деятельности. Знания бывают истинными и ложными, теоретическими и обыденными, научными и иллюзорными. В целом, знание – это овладение предметом деятельности в понятиях или идее. Если человек не может выразить «знание» в словах, понятиях, то они расплывчаты, точнее их проблематично назвать знаниями.

Для более ясного представления о том, что такое знание, необходимо понять от каких факторов зависит его формирование и знать процесс формирования знания. Процесс формирования познавательного образа, а значит и знания более подробно будет рассмотрен в теме «Общая теория познания». Здесь же остановимся на таких факторах, как информация, эмоции и чувства.

Дело в том, что специфика субъективного восприятия объективного мира зависит от особенностей ощущений, от индивидуального опыта и от эмоций. Черты индивидуального восприятия называют эмоциями. Сущность эмоций зависит от уровня развития, т.е. от воспитания, образованности, психофизиологических особенностей индивида. Совокупность эмоций принято называть это настроением. Состояние напряженности всей эмоциональной сферы – стрессом.

Очевидно, что сознание получает импульс к формированию знания вследствие поступления информации тем или иным способом. Вспомним характеристику информации, заключающуюся в том, что она является стимулом самодвижения (изменения, развития) системы, хотя самого движения не вызывает. Понятно, что и применительно к формированию знания информация является всего лишь необходимым, но недостаточным условием. Для того чтобы информация перешла в более высокий ранг существования – на уровень знаний, важно, чтобы она была пережита человеком. Переживание в данном случае тесно связано с эмоциями и чувствами человека по поводу информации. Это определенная степень рефлексии человека, оценка возможностей своего «Я» в конкретной ситуации, связанной с той или иной информацией.

Диапазон проявлений эмоций и чувств очень широк: от элементарных переживаний, отражающих физиологическое состояние индивида до высших проявлений интеллектуальных, эстетических, нравственных чувств. Если эмоции регулируют отношения человека со средой и связаны с психофизиологией, то чувства регулируют отношения человека как личности с другими людьми. Эмоции и чувства представляют собой разные ступени взаимодействия со средой и ее отражения в сознании индивида. Эмоции неразрывно связаны с безусловно–рефлекторными образованиями. Чувства, напротив, имеют условно–рефлекторную природу. Возникая на основе эмоций, чувства отражают и закрепляют в сознании человека его подлинное отношение к миру вещей, событий, фактов. Смеясь или негодуя, человек выражает свое подлинное отношение к событиям. Иногда молодежи неведомы мотивы переживания старших по поводу некоторых фактов или явлений, поскольку память чувств скудна или пуста. Эту память надо развивать, воспитывать в детских коллективах, семье, школе, ВУЗе.

Социализация эмоций выражается в актах управлениями эмоциями и чувствами преимущественно со стороны общества, а не личности. Другими словами, социальная среда ставит под контроль эмоции человека, не позволяет им проявлять всю их природную безудержность. Переживание гнева и понимание гнева – два различных состояния. Акты понимания могут изменить эмоции, смягчить его социальным контролем. Замена отрицательного проявления гнева чувством ответственности за результаты этого гнева – это не отрицание наследственно–физиологического. Это диалектическое «снятие», так как чувства содержат в себе эмоции. Эмоции настраивают психику на отражение событий в определенном режиме, в режиме интересов человека как организма. Чувства регулируют интересы и потребности человека как личности. Ученый П.В. Симонов в своих исследованиях вводит формулу образования эмоций: Э=П(Ин – Ис) (Потребность, Информация необходимая, Информация существующая). Как можно заметить, главное в природе эмоций – это их зависимость от потребности в информации и ее дефицита.

Мышление – способность оперирования понятиями и суждениями, другими словами, это отражение действительности в форме абстракций. Основой мышления человека являются важнейшие процессы распредмечивания и опредмечивания. Опредмечивание – это воссоздание определенных социальных качеств в деятельности и поведении индивида. Распредмечивание – это «кодирование» в психике этих качеств (расшифровка и субъективное усвоение каждым в отдельности). Если вспомнить, что отражение – процесс взаимодействия между системами, в результате которого происходит перенос свойств одной системы или на другую, то можно сделать вывод, что под влиянием социогенеза отражение и активность на уровне человеческого мышления приобрели, как видим, качественно новые характеристики (подробнее об этом см. «Общую теорию познания»).

Таким образом, формирование сознания протекает путем овладения знаниями и умениями через непосредственное отношение человека к фактам и событиям, выраженного в эмоциях и социально обусловленных чувствах.

Рассматривая структуру сознания нельзя обойти один из самых загадочных и важных его уровней – бессознательное. В его исследовании одну из самых главных ролей сыграло учение З. Фрейда. Именно он открыл, что нельзя отождествлять сознание и психику. На уровне психики, по его мнению, находится бессознательное. До Фрейда бессознательное рассматривали как ослабленное сознание. Оказалось, что существует принципиально другой вид бессознательного, которое не схватывается сознанием, но определяет его. У бессознательного как у специфической реальности свои законы, язык, методы познания.

Фрейд заметил, что когда сознательное «я» блокирует импульсы, не давая им выхода вовне, то они вытесняются в сферу бессознательного. (К этому выводу он пришел, когда исследовал механизм истерии.) Такое представление дает возможность понять природу ошибок речи, случайных описок в тексте, забывания чего–либо. Для Фрейда пласт глубинного психического, бессознательного показался главным в природе человека. Но в вопросе о структуре сознания мы остановимся на анализе других положений его учения.

Сознание человека состоит из уровней «Оно», «Я», «Сверх–Я» или бессознательного, сознательного, сверхсознательного. Третий уровень содержит самосознание, которое строится на основе сочетания долга, ответственности и социокультурных запретов. Если вся психика подчиняется принципам реальности и наслаждения, то сознание руководствуется принципом реальности. Фрейд говорил, что бессознательное рвется любой ценой к удовольствию, а это чревато для человеческой сущности разрушением. В случае стремления сознания закрыться, «уйти» от несносной действительности человек может обрести неврозы или искать ложный покой в алкоголе, наркотиках, что также приводит к заболеваниям.

Влечения, которые хранятся на бессознательном уровне, Фрейд делил на два типа: эротическое, направленное на сохранение и объединение, и агрессивное, деструктивное, разрушающее. Они тесным образом связаны. Например, инстинкт самосохранения содержит в себе долю агрессивности. Что же блокирует их разрушающее действие в человеческом сознании? Культура. То, что отличает человека от животного. Она регулирует взаимоотношения людей как соседей, рабочей силы, членов семьи, граждан. Вместе с тем, Фрейд подмечал, что культура в своем воздействии на сознание противоречива. С одной стороны, она блокирует агрессию, с другой, провоцирует ее посредством запретов. Прогресс культуры оплачивается не только свободой, но и «ущербом счастья» отдельного человека. Понять и принять это может только сильная личность.

Фрейд вывел понятие культуры из потребностей развивающегося человека. Это очень важно в силу того, что именно так ученый–«естественник», врач доказывал общественную природу сознания. В развитии человеческого сознания культура должна довлеть над его сиюминутными влечениями, над его психикой. Только с ее «помощью человек может защитить себя от скотины, сидящей в каждом», которая движима сексуальной энергией, называемой либидо. Голос интеллекта тих, но он не успокаивается, пока не добьется, чтобы его услышали. Человека можно считать сильной личностью, когда в его сознании «Оно» средствами культуры трансформируется в «Я» благодаря «Сверх–Я».

В современной философии структура сознания хорошо представлена в работе А.В. Иванова «Сознание и мышление» в виде круга, разделенного на четыре равные части (рис.1) (при этом подчеркивается, что такое разделение в значительной мере условно по отношению к реально существующему сознанию).

Сектор (I) является сферой телесно–перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью ко­торых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими объектами, телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

С сектором (II) соотносятся логико–понятийные компоненты созна­ния. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредст­венно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико–синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом ло­гико–понятийной сферы сознания является истина. I и II сектора образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляю­щую сознания, где субъективно–личностные и ценностно–смысловые компоненты психического мира находятся как бы в снятом, латентном состоянии. Они образуют «левую половинку» нашего сознания.

«Правая половинка» тоже состоит из двух секторов. Сектор III можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно–психологических переживаний, вос­поминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Сюда отно­сятся: 1) инстинктивно–аффектные состояния (неотчетливые пережи­вания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно–визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, сим­патия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью «жизнедеятель­ности» этой сферы сознания будет то, что Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».

Сектор IV может быть соотнесен, по А.В. Иванову, с ценностно–мотивационной (или ценностно–смысловой) компонентой еди­ного «поля» нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы дея­тельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продук­тивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регуляти­вом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с пред­метной действительностью, а ценности как формы согласования пред­метной действительности с нашими духовными целями и смыслами. III и IV сектора образуют ценностно–эмоциональную (гуманитарную в самом широком смысле) составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают собственное «я», другие «я», а также продукты их творческой самореализации в виде гуманитарно–символи­ческих образований (художественных и философско–религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры). При этом внешнепознавательная составляющая сознания оказывается здесь редуцированной и подчиненной его «правой половинке».

Как отмечает А.В. Иванов, предложенную схему сознания можно соотнести с фактом межполушарной асимметрии мозга, где внешнепознавательной составляющей сознания будет соответство­вать деятельность левого, «языкового», аналитико–дискурсивного полу­шария, а ценностно–эмоциональной компоненте сознания – интегративно–интуитивная «работа» правого полушария.

По способу своего существования сознание есть действие человека со знанием дела. Знание, как уже отмечалось, есть овладение предметом деятельности в понятиях. Деятельность в этом случае будем рассматривать как одну из форм активности. Деятельность бывает предметно–практическая – это чувственно–предметное освоение и преобразование природы или общества, и духовная – освоение и преобразование внешнего мира в сознании человека. Вся активная деятельность людей всегда носит общественно–исторический характер и является целесообразной.

Общественная природа сознания указывает на тесную взаимосвязь сознания и языка как знаковой системы. В этой системе мысль выступает отражением объективной реальности, а слово – способом выражения и закрепления мысли. Мысли облекаются в форму слов. Содержание, смысл слов зависит от опыта человека, поэтому непрерывно расширяется. Зависимость от индивидуального опыта следует толковать как понимание одних и тех же слов по–разному в разное время и в различных ситуациях одним человеком и как понимание смысла слов разными людьми. Язык и сознание развивались и развиваются вместе со становлением общества и в обществе.

Языкэто система знаков и символов, служащая средством и способом мышления и общения, это средство взаимопонимания и самосознания, это средство и способ получения, хранения и передачи информации. С помощью языка активизируется самосознание человека. Известный ученый А.Н. Леонтьев в работе «Проблемы развития психики» (1981) писал, что язык определяет специфику сознания и человеческую психику вообще.

Сознание и язык неразрывно связаны. Одним из условий возможности со­знания индивида является его способность сказать о себе «Я» и тем самым заявить о своем относительно самостоя­тельном бытии. Все нормальные люди знают о своем «Я» и выражают его словесно местоимением «я». Благодаря язы­ку индивидуальное сознание становится действительным, существую­щим для других людей. Сознание всегда выражает отноше­ние индивида, человека к миру. Но чтобы другие люди узнали о содержании этого отношения, и чтобы сознание развивалось, «Я» должно выразить отношение к миру вовне, т.е. объ­ективироваться. Сделать это можно только с помощью язы­ка, не обязательно словесного. Например, чувство радости, восторга можно передать особым выражением лица, глаз, в танце, в музыке. Но смыслы этих образов интерпретируются, распредмечиваются только посредством понятий, суждений, умозаключений, значит только благодаря языку.

Связь сознания с языком проявляется и в том, что воз­никновение и формирование индивидуального сознания возможно только, если человек включен в мир языка и, прежде всего, – словесного. Известно, что язык жестов не слышащих людей представляет собой аналог разговорной речи, он организован по ее принципам. Именно в речевом общении ребенок в возрасте около трех лет начинает говорить о себе «я», обретая тем самым способность к сознанию и самосоз­нанию. Психологи говорят в этом случае о «первичной социализации». Вместе с речью он бессознательно усваивает логи­ку мышления, начинает, например, рассуждать о себе и своих взаимоотношениях с миром и другими людьми в категориях «причина–следствие», учится оценивать свои и чужие поступки (не зная еще о том, что такое ценностное отноше­ние к миру). Родной язык формирует в человеке бессозна­тельным для него способом качества его души, чувство ритма, музыкальнос­ти. Если учесть, что формирование сознания личности начинается с рождения, то становится понятной огромная роль речевого пространства, в котором находится ребенок.

Чем богаче содержание сознания и вообще духовного мира человека, тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи, и наоборот. Скудный запас слов в речи – свидетельство духовной и душевной лени челове­ка, ограниченности его сознания. Яркий пример тому Эллочка из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Многие современные юноши и девушки недалеко ушли от нее. Они обходятся скудным набором слов, большая часть которых сленговые («клёво», «туса», «оттяг» и т.п.), который щедро «сдобрен» словами–«паразитами» («короче», «это», «типа того»).

Каждая культура нарабатывает свой определенный набор слов, с помощью которых сознание ее представителей проявляет себя во вне. Поэтому, анализируя языковый словарь народов, можно судить о содер­жании их сознания. Если в языке нет специальных слов для обозначения тех или иных состояний души, пережива­ний, то, следовательно, их нет и в сознании. Например, до определенного времени в словаре племени бушменов не было слов, указывающих на принадлежность какой–либо вещи отдельному человеку. Понятия частной собственности не было как таковой, пока в их жизнь не ворвалась «цивилизация».

Специалистам известно, что любой язык со временем изменяется в связи с изменением содержания ценностей народа, а значит и слов. Печально, что изменения бывают не всегда в лучшую сторону для культуры народа. Например, в современном русском языке: многие слова, такие как любовь, совесть, справедливость, прекрасное и др., вытесняются из словаря. Чаще входят в обиход другие – секс, «крутой», «продвинутость», «клёво» и т.п. Социально табуированными (не принятыми, запрещенными) становятся слова, с помощью которых выражаются идеи патриотизма, любви к Родине, своему народу, к родителям, уважение к старшим. Лавина иностранных слов и неологизмов ведет к трансформа­ции национального русского языка. Изменение языка – процесс двусторонний: с одной стороны, он является показателем изменения содержания сознания, а с другой, – способствует дальнейшему его изменению. Понимая это правительства других стран, например, во Франции вводят квоту на употребление иностранных слов в средствах массовой информации. Там законодательно разрешено выпускать в эфир радиостанций не более 30% от общего объема вещания иноязычных песен. Люди должны знать и понимать, что, сохраняя свой язык, нация сохраняет свою культуру и себя.

Сознание каждого человека формируется в общественных отношениях, в деятельности, в усилиях личности. Человек – существо социальное, поэтому высшим качеством и выражением сознания является самосознание – осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношений к другим людям. Самосознание развивается в процессе утверждения человека как личности, а это возможно только в практической деятельности, в творчестве. Самосознание – это результат и процесс осознания себя как личности в предметно–практической деятельности (игровой, познавательной, производственной). Оно формируется в общении с себе подобными, так как человек способен понять, что есть собственное «Я», если он может отделить себя от остального мира, от других «Я». Именно самосознание позволяет адекватно воспринимать мир и формирует стремление человека к совершенствованию себя и этого мира. Самосознание более значимо, если в сознании присутствует воля, т.е. способность сознания направлять поведение человека. Она определяет целеустремленность действий человека. Цель – это идеальное предвосхищение результата, это объективное, воспринятое субъективно.

Индивидуальное сознание неразрывно связано с общественным сознанием. Индивидуальное и общественно сознание образуют противоречивое единство. Под общественным сознанием понимают отношения людей в духовной сфере, систему чувств, идей, теорий. Оно не должно восприниматься как сумма индивидуальных сознаний, оно представляет собой целостное духовное явление. В этом понятии мы отвлекаемся от личностного и фиксируем только те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы. В индивидуальном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей.

Структура, уровни, состояния и другие феномены сознания образуют особое человеческое качество – духовность. В ней человек осваивает мир идеально при помощи речи, языка, социального опыта, ценностей жизни. Дух концентрирует ценности сознания в идее, душа – в чувствах. Душа проявляется как нравственно–психологическая сторона сознания человека, это сопереживание человеком межличностных отношений. Синтез души и духа образуют духовность человека. Биосоциальный подход не обеспечивает адекватного познания человека, не исчерпывает его сущности. Одной из важнейших граней человеческого, не поддающейся этому подходу, является духовность.

В современном научном познании есть только первые «пробные» шаги к исследованию духовности человека. Часто определяют духовное начало как систему самопознания и постижения смысла жизни. В этом очевидна неразрывность духовности и души. Вместе с тем, душа человека индивидуальна, она внутреннее состояние его «я», это индивидуализированное бытие человека. Душа человека характеризуется со стороны того, как он чувствует мир. Духовность определяется тем, какие ценности человек утверждает своей жизнедеятельностью. Духовность в преобладающей степени надиндивидуальна, это внеиндивидуализированное бытие человека. Средствами социального она становится общезначимой, общечеловеческой.

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем принципиально отличаются западный и восточный подходы к проблеме сознания?

2. В чем специфика понимания сознания в античной философской мысли?

3. Как изменилось отношение к сознанию в эпоху средневековья?

4. Какие новые направления в понимании сознания появились в Новое время?

5. В чем выражается активно–отражательная природа сознания?

6. Что такое информация?

7. Объясните понятия «наследственность», «генотип», «фенотип».

8. Как вы понимаете самосознание?

9. Как связаны язык и сознание?

10. Как соотносятся понятия «сознание», «мышление», «разум», «душа», «дух»?

 


 

Лекция 11

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

1. Идея развития и её исторические изменения. Под развитием подразумевается закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Данная философская категория характеризует качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, для которых характерно изображение их внутренних и внешних связей. Если бы это понятие не сложилось в философии, мы бы не располагали возможностью описывать изменчивость Вселенной, рождение новых форм природы, биологических видов, коренную перестройку общественных систем, возрождение культурных феноменов, совершенствование сил и способностей человеческой природы.

Развитие является универсальным процессом, однако оно не осуществляется линейно, последовательно, одномерно. В процесс развития входят также «возвраты», «отступления», «регрессы», «циклическое и челночное» движение. Прогресс (от лат progress) – поступательное движение к лучшему, более сложному, совершенному. Прогресс – восхождение человечества. Представление о том, что жизнь изменяется к лучшему, что наука открывает новые, ранее неведомые законы, что люди становятся всё умнее, кажется естественным. Для чего живет человечество, если оно оказывается неспособным устроить своё бытие наилучшим образом?

В обществознании идея социального прогресса возникла по аналогии с изменениями в природе. В процессе геологического развития Земли возникают всё более высокоорганизованные живые существа, которые становятся всё более приспособленными к окружающей среде. Не так ли в истории? Нет ли тут постоянного приращения, развития? Регресс (от лат regressus – обратное движение) – движение назад.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: