I. Мотивация к учебной деятельности (постановка целей и задач урока; привлечение внимания к тому, что будет освоено на уроке; тестирование).




Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 2014 год – Год культуры в РФ. А культура любого народа тесно связана с его историей, с историей языка в частности. Но у нас урок не истории, а русского языка. Мы постараемся сегодня через слово прикоснуться к историческому прошлому. Поэтому урок пройдёт в необычной форме. Настройтесь на активную самостоятельную работу. На столах у вас лежат листы учёта знаний, куда вы будете заносить количество набранных баллов по каждому этапу проделанной работы. Я надеюсь, что в конце урока у каждого из вас будут хорошие оценки.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, на какие группы делится лексика в зависимости от употребления в разные исторические эпохи, узнаем о причинах появления таких групп, а также будем развивать умение пользоваться словарем для определения значений данных слов.

Запишите тему сегодняшнего урока. Но обратите внимание на то, что я оставила свободное место в последней строке (пропущено слово «устаревшие»). Я попрошу вас также оставить пока это место свободным.

Прежде чем начать знакомство с новой темой, я хочу вас спросить: «С какими группами лексики вы уже знакомы? (общеупотребительная лексика, лексика ограниченной сферы употребления (диалектизмы, профессионализмы), исконно русская и заимствованная лексика)

-В каком разделе лингвистики вы познакомились с названными группами слов? («Лексикология и фразеология»).

Предлагаю Вам пройти тест в режиме онлайн, по итогам прохождения которого вы сможете оценить свои знания по теме «Лексика» https://www.banktestov.ru/ или на слайдах тест (СЛАЙД №2 - 9). Учитель заходит по ссылке на сайт – Тесты онлайн – Тесты для детей – Лексика 5 класс (vlada 1966).

Проверка (СЛАЙД № 10) и оценивание своих знаний учеником.

Поставьте в первой колонке на листках учета знаний количество набранных вами баллов (1 балл за каждый правильный ответ).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. Создание проблемной ситуации (стадия вызова путем использованияТРКМПЧ – технология развития критического мышления через чтение и письмо).

Учитель: Мы уже с вами знаем, что лексика делится на разные группы в зависимости от происхождения и сферы употребления. Давайте вернемся к теме урока. Почему же лексика может делиться на некоторые группы? Какие предположения о делении лексики возникают у вас, когда мы говорим о разных исторических эпохах? (существование разных слов в разные исторические эпохи - старая и новая лексика).

Итак, сегодня нам с вами предстоит окунуться в прошлое, в историю старины.

 

СЛАЙД № 11 Посмотрите на группы слов и выясните, чем они отличаются.

ЗАБРАЛО НОУТБУК

КАФТАН ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ШАРМАНКА ИНТЕРНЕТ

Предметы и слова какой группы знакомы вам? (второй).

Пользовались ли такими предметами в старину ваши предки? Почему? (нет, они появились уже в современной жизни и для многих людей стали новыми).

Как можно назвать такие слова, которые недавно вошли в обиход нашей жизни? (новые)

Почему предметы первой группы не знакомы вам? (они ушли из современной жизни).

Как можно назвать такие слова, которые ушли из жизни? (устаревшие).

А нужны ли нам такие слова, раз предметы, название которым они дают, ушли из современной жизни? (да, нужны, потому что они воссоздают колорит эпохи, придают образность речи)

Можете ли вы догадаться, какое название соответствует каждому предмету первой группы? Что нам поможет найти соответствия, если мы будем затрудняться? (словарь).

Задание: Давайте проверим, верными ли были ваши предположения. Обратимся с вами к толковому словарику стр.19 (см. Справочные материалы. Приложение к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова). Найдите в словарике и выпишите толкование устаревших слов (1-ый ряд работает со словом «Забрало», 2-ой ряд – «Кафтан », 3-ий ряд – «Шарманка»). Обратите внимание, с какой пометы начинается толкование слов («Устар.»).

Сделайте вывод: почему в русском языке некоторые слова устаревают? В чем вы видите закономерность данного процесса? Как связаны в этом отношении история народа и его язык? (причина в исчезновении самих предметов или явлений: исчезли предметы – соответственно, исчезают слова, которые давали им название).

Итак, именно устаревшие слова будут предметом нашего изучения сегодня.

Вернемся к нашей теме урока. Какое слово сюда следует вписать? (устаревшие). Дети дописывают на месте пропуска слово «Устаревшие» (СЛАЙД 12)

Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (Предположительные ответы учеников: узнать, что такое устаревшие слова, научиться их узнавать, толковать и уместно употреблять).

СЛАЙД № 13



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: