Осуществить видеозапись отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров.




Без использования масок и перчаток

 

(разработана юристом, магистром частного права, медиатором, членом Ассоциации юристов России, основателем Юридической компании KOBYAKOV GROUP

Кобяковым Эдуардом Вадимовичем

(www.instagram.com/eduard.kobyakov)

 

редакция 23.05.2020 года

 

 

 

Приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров в магазинах

1. Акты:

Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»

Обязать граждан с 12 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу (пункт 9.4. Указа)

 

Разъяснение Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования»

(https:// www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14496)

 

Действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации) (абзац 7 Разъяснений).

 

Конституция Российской Федерации

Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (пункт «о» статьи 71 Конституции России).

 

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции России).

 

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречитьфедеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции России).

 

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действуетфедеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции России).

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Гражданский кодекс России является Федеральным законом от 30.11.1994 N 51-ФЗ

 

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы) (пункт 2 статьи 3 ГК РФ).

 

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 ГК РФ).

 

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (пункт 1 статьи 492 ГК РФ).

 

Договор розничной купли-продажи является публичным договором (пункт 2 статьи 492 ГК РФ).

 

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

 

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказыватьпредпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключенияпубличного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).

 

Закон «О защите прав потребителей»

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительным и (пункт 1 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»).

 

Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (пункт 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»).

 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;

на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (часть 2 статьи 14.8. КоАП РФ)

 

Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании ус­луг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоя­нием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрас­том,

-

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 5 статьи 14.8. КоАП РФ, введенаФедеральным законом от 18.03.2020 N 56-ФЗ).

В случае отказа двум и более потребителям одновременно в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием их здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или их возрастом, либо в случае соответствующего неоднократного отказа одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи,наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности (примечание кчасти 5 статьи 14.8. КоАП РФ, введено Федеральным законом от 18.03.2020 N 56-ФЗ).


2. Выводы:

Указом Мэра Москвы не установлен запрет на продажу продуктов питания и непродовольственных товаров покупателям, не имеющим средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток).

 

Указом Мэра Москвы не установлена обязанность организаций и предпринимателей, осуществляющих продажу продуктов питания и непродовольственных товаров, реализовывать товары исключительно покупателям, имеющим средства индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток).

 

Указом Мэра Москвы не может быть установлен запрет на продажу продуктов питания и непродовольственных товаров покупателям, не имеющим средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток), поскольку:

 

- продажа товаров регулируется гражданским законодательством (Гражданским кодексом Российской Федерации), находящимся в ведении Российской Федерации, а не в ведении субъектов Российской Федерации (пункт «о» статьи 71 Конституции России; пункт 2 статьи 3 ГК РФ);

- законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также указы Мэров не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции России);

- в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации (в том числе указа Мэра), действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции России);

- условия договора, ущемляющие права потребителя, признаются недействительными (пункт 1 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»);

- запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (пункт 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»).

 

Письмом Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. разъяснены правовые аспекты отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок), а не правовые аспекты отказа потребителям в заключении договора розничной купли-продажи (Разъяснения Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования»).

 

 

В разъяснении Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. не установлен запрет на продажу продуктов питания и непродовольственных товаров покупателям, не имеющим средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток).

 

В разъяснении Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. не установлена обязанность организаций и предпринимателей, осуществляющих продажу продуктов питания и непродовольственных товаров, реализовывать товары исключительно покупателям, имеющим средства индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток).

 

Роспотребнадзором в письме от 20.05.2020 г. разъяснено, что не являются ущемляю­щими (нарушающими) права потребителей действия хозяйствую­щих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направлен­ные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масоч­ного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без ма­сок и доступе к товарам с целью их приобретения (абзац 7 Разъяснения Роспот­ребнадзора от 20.05.2020 г. «О правовых аспектах отказа потребителям в до­пуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в слу­чае введения режима их обязательного использования»).

 

Следовательно, являются ущемляющими (нарушающими) права потребителей действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на насильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения.

Разъяснение Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. содержит активную гиперссылку на Разъяснение Роспортебнадзора от «30» марта 2020 года «Об использовании многоразовых и одноразовых масок » (абзац 3 Разъяснения Роспотребнадзора от 20.05.2020 г. «О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования»).

 

Согласно Разъяснению Роспортебнадзора от «30» марта 2020 года «Об использовании многоразовых и одноразовых масок»:

 

Прежде всего маски предназначены для тех, кто уже заболел: маска удержи­вает на себе большую часть слюны кашляющего или чихающего человека. Таким обра­зом в воздух попадает значительно меньше вирусных частиц и опасность инфици­рования для окружающих снижается (абзац 5 Разъяснения Роспортебнад­зора от «30» марта 2020 года «Об использовании многоразовых и одноразовых ма­сок»).


Здоровые люди могут использовать маску при посещении публичных мест, общественного транспорта, но эффективность маски в таких ситуациях не доказана ( абзац 7 Разъяснения Роспортебнадзора от «30» марта 2020 года

«Об использовании многоразовых и одноразовых масок»). (https:// www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14130)

 

Купля-продажа продуктов и непродовольственных товаров осуществляется на основании договора розничной купли- продажи, который является публичным договором, и организации, а также предприниматели, осуществляющие продажу продуктов и непродовольственных товаров, не вправе отказать покупателю в продаже реализуемых товаров (пункт 1 статьи 492 ГК РФ; пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

 

Обусловливать приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров обязательным приобретением других товаров - средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток), прямо запрещено законом (пункт 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей»).

 

Продажа продуктов питания и непродовольственных товаров исключительно ли­цам, находящимся в масках и перчатках, является проявлением предпочте­ния одним покупателям по сравнению с другими, что прямо запрещено Граж­данским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

 

Отказ в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров при на­личии данных товаров в магазине не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).

 

В случае сообщения организацией или предпринимателем, осуществляющим продажу продуктов питания и непродовольственных товаров, информации о том, что товары будут проданы только лицам, имеющим средства индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов) и рук (перчаток), организации и предприниматели, сделавшие такие заявления, подлежат привлечению к административной ответственности на сумму от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (часть 2 статьи 14.8. КоАП РФ)

 

В случае отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров по причинам, связанным с возможным состоянием здоровья покупателя, организации и предприниматели, отказавшие в такой реализации, подлежат привлечению к административной ответственности на сумму от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей за каждый случай такого отказа в отдельности (часть 5 статьи 14.8. КоАП РФ, введена Федеральным законом от 18.03.2020 N 56-ФЗ).

 

В случае неоднократного отказав продаже продуктов питания и непродовольственных товаров по причинам, связанным с возможным состоянием здоровья покупателя, одному или двум и более потребителям одновременно административная ответственность, предусмотренная частью 5 настоящей статьи, наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности (примечание к части 5 статьи 14.8. КоАП РФ, введено Федеральным законом от 18.03.2020 N 56-ФЗ).


3. Рекомендации в случае насильственного воспрепятствования в посеще­нии торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобрете­ния:

Осуществить видеозапись насильственного воспрепятствования в посещении торгового объекта и (или) насильственного воспрепятствования в доступе к товарам с целью их приобретения.

 

Во время видеозаписи необходимо:

- сообщить наименование и место нахождения магазина, дату и время сьемки;

- зафиксировать факт насильственного воспрепятствования в посещении торгового объекта и (или) в доступе к товарам;

- попросить лицо, насильственно препятствующее в посещении торгового объекта и (или) в доступе к товарам, назвать свои полные фамилию, имя, отчество, место работы и должность;

- задать лицу, насильственно препятствующему в посещении торгового объекта и (или) в доступе к товарам, следующие вопросы:

* «Могу ли я без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) и рук (перчаток) посетить данный магазин (указать наименование магазина) в целях приобретения продуктов питания и непродовольственных товаров?»

* «Кто в вашей организации отдал распоряжение о физическом недопуске посетителей в магазин без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) и рук (перчаток)?»

* При каких условиях я могу посетить данный магазин (указать наименование магазина) в целях приобретения продуктов питания и непродовольственных товаров, имеющиеся в продаже?»;

Потребовать от лица, насильственно препятствующего в посещении торгового объекта, (а при возможности от администратора, управляющего или иного предста­вителя магазина) предоставить письменный отказ в посещении торго­вого объекта без маски и (или) в доступе к товарам с целью их приобрете­ния с печатью организации, с которой данное лицо состоит в трудо­вых отношениях, с подписью и расшифровкой лица, предоставившего та­кой отказ, с указанием его должности, даты и времени отказа, оснований от­каза в посещении торгового объекта и(или) в доступе к товарам;

 

Сообщить, что в случае насильственного воспрепятствования в посещении торгового объекта без маски и (или) в доступе к товарам с целью их приобрете­ния будут поданы жалобы в Роспотребнадзор и Прокуратуру по факту совершения сотрудниками магазина или иными лицами, уполномочен­ными магазином, незаконных действий по насильственному воспрепятствова­нию в посещении торгового объекта без маски и насильственному воспрепятство­ванию доступа к товарам с целью их приобретения.

 

Потребовать Книгу отзывов и предложений, внести в нее в свободной форме запись - жалобу о совершении сотрудниками магазина действий, направлен­ных на насильственное воспрепятствование в посещении торгового объекта и (или) на насильственное воспрепятствование в доступе к товарам с целью их при­обретения с указанием: адреса магазина, даты и времени посещения мага­зина, сути допущенного сотрудником магазина нарушения, лица, совершив­шего насильственное воспрепятствование, описания действий по насильствен­ному воспрепятствованию, причин, по которым такие насильственные дейст­вия были совершены, с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, предоста­вить письменный ответ на жалобу по указанному адресу регистрации или электронной почте, и восстановить нарушенные права потребителя – предоста­вить беспрепятственный доступ в магазин и (или) к товарам с целью их приобретения.

 

Сфотографировать Книгу отзывов и предложений: обложку, первые разво­роты книги (на которых присутствует название книги и текст первого отзыва), ос­тавленный Вами отзыв, тексты двух-трех отзывов, размещенных до Вашего от­зыва с отображением номеров страниц, последнюю страницу книги, на кото­рой указано количество прошитых и пронумерованных листов;

 

Подать через электронную приемную (или почтовым отправлением) жа­лобы о нарушении магазином прав потребителя, выразившегося в насильствен­ном воспрепятствовании в посещении торгового объекта без масок и перчаток и (или) в насильственном воспрепятствовании в доступе к товарам с целью их приобретения, в следующие органы:

- Роспотребнадзор (https://zpp.rospotrebnadzor.ru/Forum/Appeals/AddAppeal);

- Прокуратуру города Москвы (https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/internet-reception/personal-receptionrequest).

 

Жалобу можно составить в свободной форме с указанием: адреса магазина, даты и времени посещения магазина, сути допущенного сотрудником мага­зина нарушения, лица, совершившего насильственное воспрепятствование, описа­ния действий по насильственному воспрепятствованию, причин, по кото­рым такие насильственные действия были совершены, с просьбой: разобраться в сложившейся ситуации; предоставить письменный ответ на жалобу по указан­ному адресу регистрации или электронной почте; привлечь лиц, допустив­ших нарушение прав потребителя, к административной и иной предусмот­ренной законом ответственности; восстановить нарушенные права потре­бителя – обязать предприятие торговли устранить допущенные наруше­ния прав потребителя и предоставить беспрепятственный доступ в магазин и (или) к товарам с целью их приобретения.

 

К жалобе необходимо приложить фотокопию отзыва, оставленного в книге отзы­вов и предложений магазина.


4. Рекомендации в случае отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров:

 

Осуществить видеозапись отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров.

Во время видеозаписи необходимо:

- сообщить наименование и место нахождения магазина, дату и время сьемки;

- зафиксировать факт отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров;

- попросить лицо, отказавшее в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров, назвать свои полные фамилию, имя, отчество, место работы и должность;

- задать лицу, отказавшему в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров, следующие вопросы:

 

* «Могу ли я без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) и рук (перчаток) приобрести в данном магазине (указать наименование магазина) продукты питания и непродовольственные товары, имеющиеся в продаже?

* «Кто в вашей организации отдал распоряжение о запрете продажи продуктов питания и непродовольственных товаров лицам, не имеющим средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) и рук (перчаток)?»

* При каких условиях я могу приобрести в данном магазине (указать наименование магазина) продукты питания и непродовольственные товары, имеющиеся в продаже?»;

Потребовать от лица, отказавшего в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров (а при возможности от администратора, управляющего или иного представителя магазина), предоставить письменный отказ в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров, с подписью и расшифровкой лица, предоставившего такой отказ, с указанием его должности, даты и времени отказа, перечня продуктов питания и непродовольственных товаров, в реализации которых было отказано, и оснований отказа;

 

Сообщить, что в случае отказа в продаже продуктов питания и непродовольственных товаров будут поданы жалобы в Роспотребнадзор и Прокуратуру по факту совершения сотрудниками магазина незаконных действий по отказу в заключении договора розничной-купли-продажи продуктов питания и непродовольственных товаров.

 

 

Потребовать Книгу отзывов и предложений, внести в нее в свободной форме запись - жалобу об отказе сотрудников магазина в заключении договора розничной-купли-продажи с указанием: адреса магазина, даты и времени посещения магазина, сути допущенного сотрудником магазина нарушения, лица, отказавшего в реализации товара, причин такого отказа, перечня товаров, в реализации которых было отказано, с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, предоставить письменный ответ на жалобу по указанному адресу регистрации или электронной почте, и восстановить нарушенные права потребителя – заключить договор розничной-купли-продажи в отношении товаров, в реализации которых было отказано.

 

Сфотографировать Книгу отзывов и предложений: обложку, первые развороты книги (на которых присутствует название книги и текст первого отзыва), оставленный Вами отзыв, тексты двух-трех отзывов, размещенных до Вашего отзыва с отображением номеров страниц, последнюю страницу книги, на которой указано количество прошитых и пронумерованных листов;

 

Подать через электронную приемную (или почтовым отправлением) жалобы о нарушении магазином прав потребителя, выразившегося в отказе в заключении договора розничной-купли-продажи, в следующие органы:

- Роспотребнадзор (https://zpp.rospotrebnadzor.ru/Forum/Appeals/AddAppeal);

- Прокуратуру города Москвы (https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_77/internet-reception/personal-receptionrequest).

 

Жалобу можно составить в свободной форме с указанием: адреса магазина, даты и времени посещения магазина, сути допущенного сотрудником магазина нарушения, лица, отказавшего в реализации товара, причин такого отказа, с просьбой: разобраться в сложившейся ситуации; предоставить письменный ответ на жалобу по указанному адресу регистрации или электронной почте; привлечь лиц, допустивших нарушение прав потребителя, к административной и иной предусмотренной законом ответственности; восстановить нарушенные права потребителя – обязать предприятие торговли устранить допущенные нарушения прав потребителя и заключить договор розничной-купли-продажи в отношении товаров, в реализации которых было отказано.

 

К жалобе необходимо приложить фотокопию отзыва, оставленного в книге отзывов и предложений магазина.


5. Дополнительные материалы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: