И уж есть за что, Русь могучая,




Словарно-лексическая работа.

- В стихотворении встретились такие слова:

Нива - засеянное поле

Мурава - молодая трава

Зарево - отсвет пожара

Казна - деньги, имущество государства

Курган - холм

Полчище - огромное войско

Ляхи - польские воины

Кишит - шевелится

Православные - люди, христианской веры

Груда - большая куча

Держава – государство

Русь — Россия

Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами.

Грань – плоская часть поверхности.

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Брань – война, битва

Мгла — непрозрачный воздух

 

Работа по содержанию текста (работа в тетрадке)

- Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?

(фиксируйте в тетрадке)

1 гр. -

2 гр. -

3 гр. -

 

- Прочитаем 1 часть

- Чему она посвящена?

(Описывается природа Руси)

- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?

(ее необъятность, просторы Руси, природа)

- Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

(Одновременно это увидеть нельзя)

- Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины.

(Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.

- Какой образ пытается создать автор для своих читателей?

(Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)

- Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.

Гляну к северу …

Посмотрю на юг …

(- Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики, рисует картины южной стороны.)

- Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.

- Что в них заключено? (восхищение автора величием Руси)

- Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (торжественно, гордо)

- Какими словами автор подчеркивает величие Руси?

(Русь державная, в красе царственной)

- Как можно озаглавить 1 часть

Описание природы Руси.

2часть.

О чём говорится во 2 части стихотворения?

(Об истории Руси. )

- Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.

-Что заметили необычного?

(Это вопросительные предложения)

 

Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.

- Подумайте, кому обращены эти вопросы? (К Родине)

- А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?

(Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.)

Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.

- Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет.

А дальше в этой части, о чём повествует нам автор?

(о героическом прошлом нашей Родины)

- О каких победах Руси напоминает поэт?

1.Нашествие татаро-монгольского ига - 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

2.Война с Польшей - В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.

3. Война с западными захватчиками - В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.

4. Отечественная война с французами - В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.

Найдите и прочитайте в тексте

- Как автор называет врагов? (туча тёмная, гроза, гости)

-Где поэт стелет постель для незваных гостей (под сугробами)

- Как в стихотворении называет битву? (кровавый пир)

- В чем видит поэт силу России? (сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

-Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир

- Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.

- А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?

(Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером )

- Какую важную дату наша страна будет праздновать в этом году?

(75 - летие со дня великой победы над фашизмом.)

- Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.

И в глухих степях …

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные

Бури севера

О них плакали!

- Указывает ли автор точную дату их гибели?

-Что он выражает в этих строчках?

(Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)

Как назовём 2 часть?

Описание истории Руси.

3 часть.

- О чём говорится в 3 части? (о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.)

(поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)

- А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? (о настоящем своей страны)

- В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?

(в двух последних четверостишиях)

 

И уж есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью…

- Как следует читать эти предложения? (торжественно, взволнованно)

Прочитайте.

- Как можно озаглавить эту часть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: