Словарно-лексическая работа.
- В стихотворении встретились такие слова:
Нива - засеянное поле
Мурава - молодая трава
Зарево - отсвет пожара
Казна - деньги, имущество государства
Курган - холм
Полчище - огромное войско
Ляхи - польские воины
Кишит - шевелится
Православные - люди, христианской веры
Груда - большая куча
Держава – государство
Русь — Россия
Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами.
Грань – плоская часть поверхности.
Нужда – недостаток в необходимом, бедность.
Брань – война, битва
Мгла — непрозрачный воздух
Работа по содержанию текста (работа в тетрадке)
- Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?
(фиксируйте в тетрадке)
1 гр. -
2 гр. -
3 гр. -
- Прочитаем 1 часть
- Чему она посвящена?
(Описывается природа Руси)
- Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?
(ее необъятность, просторы Руси, природа)
- Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?
(Одновременно это увидеть нельзя)
- Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины.
(Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.
- Какой образ пытается создать автор для своих читателей?
(Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)
- Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.
Гляну к северу …
Посмотрю на юг …
(- Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики, рисует картины южной стороны.)
- Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.
- Что в них заключено? (восхищение автора величием Руси)
|
- Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (торжественно, гордо)
- Какими словами автор подчеркивает величие Руси?
(Русь державная, в красе царственной)
- Как можно озаглавить 1 часть
Описание природы Руси.
2часть.
О чём говорится во 2 части стихотворения?
(Об истории Руси. )
- Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.
-Что заметили необычного?
(Это вопросительные предложения)
Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.
- Подумайте, кому обращены эти вопросы? (К Родине)
- А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?
(Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.)
Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.
- Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет.
А дальше в этой части, о чём повествует нам автор?
(о героическом прошлом нашей Родины)
- О каких победах Руси напоминает поэт?
1.Нашествие татаро-монгольского ига - 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.
2.Война с Польшей - В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.
|
3. Война с западными захватчиками - В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.
4. Отечественная война с французами - В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.
Найдите и прочитайте в тексте
- Как автор называет врагов? (туча тёмная, гроза, гости)
-Где поэт стелет постель для незваных гостей (под сугробами)
- Как в стихотворении называет битву? (кровавый пир)
- В чем видит поэт силу России? (сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)
-Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый пир
- Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.
- А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?
(Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером )
- Какую важную дату наша страна будет праздновать в этом году?
(75 - летие со дня великой победы над фашизмом.)
- Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.
|
И в глухих степях …
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные
Бури севера
О них плакали!
- Указывает ли автор точную дату их гибели?
-Что он выражает в этих строчках?
(Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)
Как назовём 2 часть?
Описание истории Руси.
3 часть.
- О чём говорится в 3 части? (о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь.)
(поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)
- А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? (о настоящем своей страны)
- В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?
(в двух последних четверостишиях)
И уж есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью…
- Как следует читать эти предложения? (торжественно, взволнованно)
Прочитайте.
- Как можно озаглавить эту часть.