«Покусать кончик языка ».
«Заборчик».
«Горка».
3. Знакомство со звуками [з], [зь].
а) Введение сюжета в занятие.
Звучит музыка. Дети закрывают глаза. Логопед накидывает на плечи платок. Музыка перестает звучать — дети открывают глаза.
— Здравствуйте, дети. Я — Бабушка-Загадушка.
Я в гости к вам пришла,
Много загадок с собой принесла.
Вот первая загадка:
Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Летит — звенит,
Сядет — молчит.
(Комар)
б) Анализ артикуляции звуков [з], [зь].
—Посмотрите и послушайте, как звенит комар: з-з-з.
—Произнесите сами, понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении звука [з] по схеме.
Губы в улыбке, зубы «заборчиком», кончик языка за нижними зубами, воздушная струя встречает преграду, голос включается.
—Расскажите, какой это звук?
—Комар зазвенел: зь-зь-зь...!
Широкий кончик языка придвинут ближе к передним зубам.
— Расскажите о звуке [зь].
4. Закрепление звуков [з], [зь] (с. 15).
—Вспомните сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Кто спас Муху-Цокотуху от злодея Паука?
—Посмотрите на комара в левом верхнем углу страницы. Как звенит комар?
—Комар зазвенел: за — зо — зу — зы. Произнесите так же:
аза — изи —озо
зво — зва — зви
зна — зва — зма
— Послушайте скороговорку: Зоиного зайку зовут Зазнайка. С какого звука начинаются все слова? Произнесите скороговорку отчетливо.
Дети произносят скороговорку дважды, постепенно увеличивая темп.
— Произнесите скороговорку с удивлением. Произнесите скороговорку с восторгом.
5. Дифференциация звуков [з], [зь].
а) Игра «Сигнальщики».
— Посмотрите на Юпика. Почему он поднял эти фишки? А сейчас вы поднимите фонарики на звуки [з], [зь] в словах. Постарайтесь запомнить эти слова.
|
заяц обезьяна зяблик фазан
стрекоза коза поползень
зебра газель медуза
— Каких птиц я назвала? Насекомых? Домашних животных? Диких животных? Кто живет в море?
б) Выделение звука из состава слова.
— Я, Бабушка-Загадушка, очень люблю читать сказки. Вот четыре книги. На их обложках изображены герои сказок. Рассмотрите их обложки и назовите слова со звуками [з], [зь]. (Золушка, зеркало, заяц, зонт, змей, газета, Базилио, корзина.)
6. Физминутка. «Зайка» (см. конспект № 57).
Звуковой анализ.
а) Соотнесение слова и схемы.
—Посмотрите на середину страницы. Здесь ряд квадратиков с буквами и картинками. Это я загадала слово. Три его буквы я спрятала под картинки. Отгадайте слово. (Загадки.)
—Я загадаю вам четыре загадки. К ним нарисованы отгадки. Рассмотрите и назовите картинки-отгадки. (Глаза, газета, зима, зонт.)
Логопед читает загадку. Дети ее отгадывают.
— Покажите схему отгаданного слова.
б) Составление схемы слова коза.
— Посмотрите на куст. Кто стоит за кустом? Составьте схему слова-названия того, кто спрятался за кустом (см. Приложение 1). Какие слова-родственники у слова коза?
Итог занятия.
Вот, ребятки, и все мои загадки.
Вы все их отгадали,
Звуки новые узнали.
— Какие? Расскажите о них.
ЗАНЯТИЕ №61
Тема: буквы З, з.
Цель: закрепить звуки [з], [зь]; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу двусложных слов; формировать навык чтения слогов со стечением согласных, слов и предложений; формировать умение отвечать на вопросы о прочитанном; развивать зрительное восприятие.
|
Оборудование: фланелеграф, фигурка Звездочета, звёзды из бумаги, кассы, «картинки-невидимки», аудиозапись, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед демонстрирует контурные картинки, в названиях которых есть звуки [з] и [зь].
— Назовите «картинки — невидимки». Выделите в словах звуки [з], [зь].
2. Повторение характеристики звуков [з], [зь].
— Расскажите о звуках [з], [зь].
Знакомство с буквами З, з (с. 16).
Звучит «Песня Звездочета» из к/ф «Красная шапочка». Демонстрируется фигурка Звездочета.
—Это Звездочет. Почему его так назвали?
—Однажды на синем небе он увидел среди звезд букву.
Ой, на небе — посмотри:
Буква З как цифра три.
—Из чего составлена буква З?
—На небе звезды выглядят маленькими мерцающими огоньками. В действительности каждая звезда — это огромный светящийся раскаленный шар, как Солнце, но очень, очень далекий от нас.
—Посмотрите на буквы в голубой рамочке. Они похожи? Сколько элементов у буквы З?
—Прочитайте буквы. Посмотрите, как изобразили букву с помощью пальцев рук. Постройте ее так же.
—Звездочет принес нам звезды. Ваше внимание, старание, хорошая работа будут награждаться звездой.
Будем звезды зажигать.
Будем букву составлять.
В ходе занятия логопед у каждого ребенка находит положительные стороны в работе и дает ему возможность «зажечь» звезду. На фланелеграфе из этих звезд составляется буква З.
Звуко-буквенный анализ.
— Составьте слог и, дополнив его до целого слова, узнаете созвездие, которое звездочет наблюдал на небосводе.
|
зо —... (зонт)
за —... (замок)
зво —... (звонок)
Логопед выдает ребенку звезду для составления буквы з на фланелеграфе.
5. Физминутка. «Большая желтая луна».
(Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение.)
Логопед читает стихотворение и сопровождает его движениями. Дети имитируют движения.
Большая желтая луна
Восходит в небе звездном.
Свой яркий луч мне шлет она
И шепчет: «Очень поздно!»
Луна встает, а мне — в кровать!
И до утра придется спать!
... Большая желтая луна
Бледнеет и заходит.
Погасли звезды, и видна Заря.
И солнце всходит.
Я встану, а луне — в кровать!
До вечера ей надо спать!
Чтение.
а) Чтение слогов.
—Звезды есть и в море. Это животные, их тело по форме напоминает звезду. Они яркой окраски, имеют до пятидесяти лучей. Называют их морские звезды. Найдите морскую звезду на странице книги.
—Морская звезда с буквой З протянула свои лучи к гласным буквам. Прочитайте, какие слоги они образуют?
Дети устанавливают еще звезду на фланелеграф, составляя букву З.
б) Чтение слов.
Дети читают слова первого столбика и объясняют их значение.
— Какое слово «лишнее»?
Дети читают слова второго столбика и объясняют их значение.
— Почему слово Зина написано с большой буквы?
На фланелеграфе из звезд составляется буква З.
в) Чтение слогов со стечением согласных.
— Прочитайте гласные буквы. Прочитайте слоги, которые они образуют с рядом стоящей согласной буквой. Прочитайте слоги с буквой З. Дополните слоги до целого слова.
Дети продолжают строить букву З из звезд на фланелеграфе.
г) Чтение рассказа «Тузик».
Дети читают рассказ по предложению. Объясняют смысл прочитанного предложения. Вопросы после чтения: У кого была коза? Как звали козу? Как помогал Зое Тузик? Как Зоя заботилась о козе? Какая хозяйка Зоя? (Заботливая.)