Артикуляционная гимнастика.




«Покусать кончик языка ».

«Заборчик».

«Горка».

3. Знакомство со звуками [з], [зь].

а) Введение сюжета в занятие.

Звучит музыка. Дети закрывают глаза. Логопед накидывает на плечи платок. Музыка перестает звучать — дети открывают глаза.

— Здравствуйте, дети. Я — Бабушка-Загадушка.

Я в гости к вам пришла,

Много загадок с собой принесла.

Вот первая загадка:

Не зверь, не птица,

Нос, как спица.

Летит — звенит,

Сядет — молчит.

(Комар)

б) Анализ артикуляции звуков [з], [зь].

—Посмотрите и послушайте, как звенит комар: з-з-з.

—Произнесите сами, понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите о произношении звука [з] по схеме.

Губы в улыбке, зубы «заборчиком», кончик языка за нижними зу­бами, воздушная струя встречает преграду, голос включается.

—Расскажите, какой это звук?

—Комар зазвенел: зь-зь-зь...!

Широкий кончик языка придвинут ближе к передним зубам.

— Расскажите о звуке [зь].

4. Закрепление звуков [з], [зь] (с. 15).

—Вспомните сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Кто спас Муху-Цокотуху от злодея Паука?

—Посмотрите на комара в левом верхнем углу страни­цы. Как звенит комар?

—Комар зазвенел: за — зо — зу — зы. Произнесите так же:

аза — изи —озо

зво — зва — зви

зна — зва — зма

— Послушайте скороговорку: Зоиного зайку зовут За­знайка. С какого звука начинаются все слова? Произнесите скороговорку отчетливо.

Дети произносят скороговорку дважды, постепенно увеличивая темп.

— Произнесите скороговорку с удивлением. Произнесите скороговорку с восторгом.

5. Дифференциация звуков [з], [зь].

а) Игра «Сигнальщики».

— Посмотрите на Юпика. Почему он поднял эти фишки? А сейчас вы поднимите фонарики на звуки [з], [зь] в сло­вах. Постарайтесь запомнить эти слова.

заяц обезьяна зяблик фазан

стрекоза коза поползень

зебра газель медуза

Каких птиц я назвала? Насекомых? Домашних живот­ных? Диких животных? Кто живет в море?

б) Выделение звука из состава слова.

— Я, Бабушка-Загадушка, очень люблю читать сказки. Вот четыре книги. На их обложках изображены герои ска­зок. Рассмотрите их обложки и назовите слова со звуками [з], [зь]. (Золушка, зеркало, заяц, зонт, змей, газета, Базилио, корзина.)

6. Физминутка. «Зайка» (см. конспект 57).

Звуковой анализ.

а) Соотнесение слова и схемы.

—Посмотрите на середину страницы. Здесь ряд квадрати­ков с буквами и картинками. Это я загадала слово. Три его бу­квы я спрятала под картинки. Отгадайте слово. (Загадки.)

—Я загадаю вам четыре загадки. К ним нарисованы от­гадки. Рассмотрите и назовите картинки-отгадки. (Глаза, газета, зима, зонт.)

Логопед читает загадку. Дети ее отгадывают.

— Покажите схему отгаданного слова.

б) Составление схемы слова коза.

— Посмотрите на куст. Кто стоит за кустом? Составьте схему слова-названия того, кто спрятался за кустом (см. Приложение 1). Какие слова-родственники у слова коза?

Итог занятия.

Вот, ребятки, и все мои загадки.

Вы все их отгадали,

Звуки новые узнали.

— Какие? Расскажите о них.

ЗАНЯТИЕ №61

Тема: буквы З, з.

Цель: закрепить звуки [з], [зь]; познакомить с их графиче­ским обозначением; обучать звуко-буквенному анализу двусложных слов; формировать навык чтения слогов со стечением согласных, слов и предложений; формировать умение отвечать на вопросы о прочитанном; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: фланелеграф, фигурка Звездочета, звёзды из бумаги, кассы, «картинки-невидимки», аудиозапись, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед демонстрирует контурные картинки, в названи­ях которых есть звуки [з] и [зь].

— Назовите «картинки — невидимки». Выделите в сло­вах звуки [з], [зь].

2. Повторение характеристики звуков [з], [зь].

— Расскажите о звуках [з], [зь].

Знакомство с буквами З, з (с. 16).

Звучит «Песня Звездочета» из к/ф «Красная шапочка». Демон­стрируется фигурка Звездочета.

—Это Звездочет. Почему его так назвали?

—Однажды на синем небе он увидел среди звезд букву.

Ой, на небе — посмотри:

Буква З как цифра три.

—Из чего составлена буква З?

—На небе звезды выглядят маленькими мерцающими огоньками. В действительности каждая звезда — это огром­ный светящийся раскаленный шар, как Солнце, но очень, очень далекий от нас.

—Посмотрите на буквы в голубой рамочке. Они похожи? Сколько элементов у буквы З?

—Прочитайте буквы. Посмотрите, как изобразили букву с помощью пальцев рук. Постройте ее так же.

—Звездочет принес нам звезды. Ваше внимание, стара­ние, хорошая работа будут награждаться звездой.

Будем звезды зажигать.

Будем букву составлять.

В ходе занятия логопед у каждого ребенка находит положи­тельные стороны в работе и дает ему возможность «зажечь» зве­зду. На фланелеграфе из этих звезд составляется буква З.

Звуко-буквенный анализ.

— Составьте слог и, дополнив его до целого слова, узнае­те созвездие, которое звездочет наблюдал на небосводе.

зо —... (зонт)

за —... (замок)

зво —... (звонок)

Логопед выдает ребенку звезду для составления буквы з на фла­нелеграфе.

5. Физминутка. «Большая желтая луна».
(Лопухина И.С. Логопедия
речь, ритм, движение.)

Логопед читает стихотворение и сопровождает его дви­жениями. Дети имитируют движения.

Большая желтая луна

Восходит в небе звездном.

Свой яркий луч мне шлет она

И шепчет: «Очень поздно!»

Луна встает, а мне — в кровать!

И до утра придется спать!

... Большая желтая луна

Бледнеет и заходит.

Погасли звезды, и видна Заря.

И солнце всходит.

Я встану, а луне — в кровать!

До вечера ей надо спать!

Чтение.

а) Чтение слогов.

—Звезды есть и в море. Это животные, их тело по форме напоминает звезду. Они яркой окраски, имеют до пятидеся­ти лучей. Называют их морские звезды. Найдите морскую звезду на странице книги.

—Морская звезда с буквой З протянула свои лучи к гла­сным буквам. Прочитайте, какие слоги они образуют?

Дети устанавливают еще звезду на фланелеграф, составляя бу­кву З.

б) Чтение слов.

Дети читают слова первого столбика и объясняют их значение.

— Какое слово «лишнее»?

Дети читают слова второго столбика и объясняют их значение.

— Почему слово Зина написано с большой буквы?
На фланелеграфе из звезд составляется буква З.

в) Чтение слогов со стечением согласных.

— Прочитайте гласные буквы. Прочитайте слоги, кото­рые они образуют с рядом стоящей согласной буквой. Про­читайте слоги с буквой З. Дополните слоги до целого слова.

Дети продолжают строить букву З из звезд на фланелеграфе.

г) Чтение рассказа «Тузик».

Дети читают рассказ по предложению. Объясняют смысл прочитанного предложения. Вопросы после чтения: У кого была коза? Как звали козу? Как помогал Зое Тузик? Как Зоя заботилась о козе? Какая хозяйка Зоя? (Заботливая.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: