Наиболее сложной и ответственной работой сотрудника отдела ТО является ремонт и обслуживание компьютеров, поэтому подробно рассмотрим поиск и устранение их неисправностей.
Поломки компьютеров обычно делят на две группы: связанные с аппаратной и связанные с программной частью. Первым делом необходимо определить, к какой группе неисправностей относится каждый конкретный случай.
Неполадки, связанные с аппаратной частью, обычно проявляют себя ещё до загрузки операционной системы. Часть из их возможно обнаружить с помощью, так называемых, POST сообщений. Процесс загрузки компьютера начинается с само диагностирования, в процессе которого ищутся поломки аппаратного обеспечения. После этого пользователю посылаются специальные сообщения, которые говорят об исправности, либо неисправности компонентов компьютера. Расшифровку этих сообщений можно посмотреть в руководствах материнских плат либо на интернет сайте производителя BIOS. В таблице 1, приведены для примера POST сообщения популярной BIOS AwardBIOS, которая посылает свои сообщения в виде звуковых сигналов.
Таблица 1 - Звуковые сигналы AwardBIOS
Один короткий сигнал | Успешное тестирование POST |
Одиночный сигнал с отсутствием изображения | Неисправность видеокарты |
Один длинный и один короткий сигналы | Проблемы с оперативной памятью |
Один длинный и два коротких | Неправильное подключение монитора либо неисправность видеокарты |
Один длинный и три коротких сигнала | Ошибка тестирования клавиатуры, нарушение работы контроллера |
Один длинный и много коротких сигналов | Безальтернативный вариант повреждения BIOS |
Два коротких | Сбой установок CMOS, или какая либо некритичная ошибка |
Три длинных | Неисправность материнской платы |
Постоянные длинные | Неправильное подключение или поломка памяти, либо несоответствие с материнской платой |
Постоянные короткие | Блок питания неисправен |
Полное отсутствие каких-либо сигналов | Блок питания неисправен |
|
Стоит отметить, что в современных материнских платах имеется возможность вывода POST сообщения на встроенные в плату светодиодные индикаторы.
После получения соответствующего сигнала, необходимо заменить неисправную деталь.
Тем не менее, не стоит всецело полагаться на возможности само диагностирования компьютера, так как они позволяют выделить лишь критические ошибки в оборудовании. Такие неисправности как, например, нарушение теплоотвода процессора или видеокарты с её помощью выделить невозможно.
После прохождения компьютером само диагностирования, начинается загрузка операционной системы. На этом этапе, наиболее часто, даёт о себе знать либо повреждённый винчестер, либо повреждённая область загрузочного диска. На экран компьютера обычно выводится надпись о невозможности загрузки с жёсткого диска. В этом случае необходимо проверить винчестер соответствующим программным обеспечением. В случае успешного прохождения тестов, необходимо либо переустановить, либо попытаться восстановить операционную систему компьютера.
После загрузки операционной системы, наиболее часто проявляют себя ошибки связанные с программным обеспечением. Их спектр настолько велик, что требует рассмотрения в каждом отдельном случае.
Рассмотрим признаки неполадок аппаратного обеспечения, которые проявляют себя уже после запуска операционной системы.
|
Если появляются артефакты или пропадает изображение, то это говорит об ошибках связанных с видеоподсистемой. В некоторых случаях может помочь переустановка драйверов видеокарты, в остальных это может говорить, например, о повреждении видеопамяти или графического процессора.
Если наблюдаются ошибки чтения файлов, то это, несомненно, говорит о неисправности системы хранения данных.
Ошибки, появляющиеся во время выполнения программы, иногда указывают на неисправность оперативной памяти. Рекомендуется проверить её соответствующим программным обеспечением.
Если компьютер самопроизвольно перезагружается либо зависает под нагрузкой вычислениями, это может говорить о неисправности или центрального процессора, или его охлаждения. Вместе с тем, не стоит упускать из внимания, что ошибки подобного рода могут появляться из-за неисправности, или недостаточной мощности блока питания.
Важной частью эксплуатации компьютера является его профилактика с целью поддержания работоспособности и быстродействия.
Профилактику лучше начать с внешнего осмотра компьютера. Убедиться, что корпус компьютера не имеет повреждений и вмятин. Далее следует снять крышку корпуса и удалить пыль. Это можно производить как вручную, например, с помощью кисточки, так и с помощью специальной установки. Подобная установка изображена на рисунке 3. Она с успехом используется в отделе ТО ИВЦ.
Рисунок 3 - Установка для очистки компьютера от пыли
Установка состоит из вытяжки, полузакрытого бокса и двух пылесосов. Рекомендуется снять как можно больше компонентов, в этом случае уборка может пройти качественнее. Первым делом необходимо всосать пыль, а остатки выдуть. После такой обработки, можно протереть корпус сухой тряпкой.
Далее проводится осмотр всех комплектующих и их установка обратно в корпус. Необходимо убедиться, что они подключены правильно, после этого можно переходить к профилактике операционной системы.