Лекция30 Стандартизация, технические регламенты




Раздел 8Стандартизация, метрология и сертификация продукции

Качество продукции и услуг становится важным элементом современного этапа социально-экономического развития. Это связано с тем, что на смену экстенсивному развитию приходит этап интенсивный, который характеризуется не столько количеством вовлеченных в экономический оборот ресурсов, сколько тем, насколько глубоко они переработаны, насколько качественная продукция получена в результате их переработки.

Проблема повышения качества продукции занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между производителем и изготовителем продукции, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Исторический опыт многих зарубежных стран, например, Японии, Германии, Южной Кореи и ряда других, показывает, что повышение качества путем применения эффективных систем управления стало одним из основных рычагов, с помощью которого им удалось преодолеть кризис в экономике и занять прочные позиции на мировых рынках.

Стандартизация, метрология и сертификация — это те подсистемы, которые позволяют измерить и оценить качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Рассмотрим эти подсистемы более подробно.

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В любом обществе стандартизация осуществляется в целях обеспечения:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей;

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

- единства измерений;

- экономии всех видов ресурсов;

- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Основная функция стандартизации — нормотворческая деятельность: стандарт всегда нужен там, где необходимо упорядочение, введение определенных норм и правил — от правил дорожного движения до сложившихся эстетических норм и норм поведения. Эти нормы могут быть как установленными и оформленными юридически, так и принятыми в социальном коллективе.

Как деятельность по установлению норм стандартизация различается по уровням. На международном уровне нормативные документы по стандартизации открыты для всех стран мирового сообщества.

На региональном уровне это деятельность, открытая только для государственных органов в одном географическом, политическом или экономическом регионе мира.

Национальный уровень — это стандартизация в конкретном государстве. В рамках государства стандарты тоже имеют иерархическую область распространения, т.е. они могут действовать на государственном, отраслевых уровнях, в том или ином секторе экономики, на уровне организации, ассоциации.

Существует и административно-территориальная стандартизация, которая охватывает область, край.

В самом общем виде объектами стандартизации являются вещи, процессы или отношения. Однако они должны обладать одним общим свойством, а именно, повторяемостью либо во времени, либо в пространстве. Если же проводится стандартизация объектов, не обладающих этим свойством, то она не только не полезна, но даже вредна.

Нормативный документ по стандартизации — это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей.

Стандарт — это документ, в котором в целях добровольного многогранного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам, правилам их нанесения.

Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом по стандартизации. Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003г. № 316 Госстандарт России уполномочен на исполнение функций национального органа по стандартизации. Стандарт разрабатывается на конкретную продукцию и услугу, конкретные производственные процессы или их элементы, имеющие общенародное хозяйственное значение.

Международные стандарты принимаются международными организациями.


Таблица. 10.1

Иерархия документов по стандартизации в современном мире

Каждый стандарт содержит набор элементов, которые должны быть использованы при его построении, изложении, оформлении и издании. В общем случае стандарты содержат следующие структурные элементы.

Титульный лист (обязательный элемент).

Предисловие (обязательный элемент).

Сведения о праве собственности на данный стандарт (обязательный элемент).

Содержание (при необходимости).

Введение (при необходимости).

Наименование (обязательный элемент).

Область применения (обязательный элемент).

Нормативные ссылки.

Определения и термины (при наличии).

Обозначения и сокращения, используемые в тексте стандарта.

Требования (главный и обязательный элемент).

Приложения обязательные и рекомендуемые.

Библиографические данные, т.е. информация о документах, использованных при разработке данного стандарта.

Сведения об отнесении стандарта к определенной классификационной группировке Универсальной десятичной классификации (УДК) печатно-книжной продукции (обязательный элемент).

Обозначение данного стандарта (обязательный элемент).

В 1998г. была принята Концепция национальной системы стандартизации в России, которая обобщила достижения многолетнего опыта в развитии как отечественной, так и международной стандартизации и определила основные задачи в связи с рыночными условиями хозяйствования и предстоящим вступлением России в ВТО.

Концепция содержит основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в РФ:

необходимость государственного регулирования экономики в условиях ее ориентации на рыночный характер;

обеспечение в стандартах баланса интересов самостоятельных хозяйствующих субъектов и государства;

обеспечение практических мер при вступлении России в ВТО как способа интеграции отечественной экономики с мировой экономикой;

сохранение приоритета стран СНГ в торгово-экономическом и научно-техническом партнерстве;

постепенное снижение зависимости потребительского рынка товаров и услуг от импорта;

обеспечение опережающего характера научно-технической интеграции с развитыми странами.

Наряду с отдельными стандартами, как в нашей стране, так и за рубежом широко используются комплексы стандартов. Комплекс стандартов — это совокупность взаимосвязанных государственных или международных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организационно-технические или общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Технические регламенты. Регламент — это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других нормативных документов. Технический регламент — это разновидность регламента, содержащая технические требования к объекту стандартизации. Технические регламенты принимаются в целях обеспечения: защиты жизни, здоровья физических лиц, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а также охраны окружающей среды, в том числе жизни и здоровья животных и растений.

 

Технические регламенты бывают общими и специальными.

Общий технический регламент содержит требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов выпускаемой продукции, процессов производства, эксплуатации и утилизации, и касается вопросов:

безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

безопасной эксплуатации зданий и сооружений;

гидрометеорологической, пожарной, санитарно-эпидемиологической, электрической, экологической, промышленной безопасности.

Если общий технический регламент принимается только законодательной властью, то специальный может быть принят и как федеральный закон, и как постановление Правительства РФ.

С учетом степени риска причинения вреда специальные технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, которые обеспечивают: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность, электромагнитную совместимость, единство измерений.

В техническом регламенте также могут быть предусмотрены особые требования к продукции, процессам, методам производства, эксплуатации и утилизации, обеспечивающие защиту отдельных категорий физических лиц. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: