Тема Основы конституционного строя России 3-2
1. Конституционный суд РФ внес в Государственную Думу РФ проект закона РФ о поправках к Конституции РФ. Поправка касалась порядка пересмотра российской Конституции. Парламентарии каждой из палат одобрили данный закон соответственно 2/3 и 3/4 голосов. После этого поправки были внесены в Конституцию РФ.
Прокомментируйте сложившуюся ситуацию с точки зрения соблюдения норм конституционного законодательства, пояснив со ссылками все имеющиеся нарушения.
Ответ:
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" – «Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации». В соответствии со ст. 134 Конституции РФ – «Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.»
Таким образом, Конституционный суд РФ не входит в перечень субъектов права инициативы внесения поправок в Конституцию РФ, его действия носят неправомерный характер, а парламентарии не должны были рассматривать и принимать данный законопроект.
Имеются и другие нарушения:
Поправки могут вноситься только в главы 3-8 Конституции РФ. Порядок пересмотра Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ, в которую могут вноситься изменения только путем пересмотра Конституции, а не внесения поправок. В соответствии с ч.2 ст. 135 Конституции РФ предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а не 2/3 и 3/4 соответственно каждой из палат как указано в условии задачи. После одобрения 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. В настоящее время указанный ФКЗ о Конституционном собрании не принят в Российской Федерации.
2. Гражданин РФ Дубровский организовал инициативную группу численностью 1200 человек, которая собрала установленное число подписей избирателей, и выносит на референдум вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы РФ действующего созыва ввиду неэффективности их деятельности и принятия ряда коррупциогенных законов. Президент РФ, однако, отказался назначить дату референдума, заявив о его неконституционности.
Прокомментируйте сложившуюся ситуацию в соответствии со статьями ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации".
Ответ:
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" - Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.
В РФ 85 субъектов, соответственно региональные подгруппы должны быть как минимум в 43 субъектах. В каждую региональную группу должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа. 43 субъекта * 100 участников = как минимум 4300 человек должно входить в инициативную группу. Согласно условию задачи - 1200 человек. Таким образом, был нарушен порядок реализации инициативы проведения референдума.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы РФ не может быть вынесен на Референдум в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 6 ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации".
Таким образом, Президент действовал в рамках закона.
3. Студенты юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского (250 человек) решили образовать политическую партию с названием «Молодые юристы России» и обратились за консультацией в Главное управление Министерства юстиции по Нижегородской области. В Минюсте посоветовали не создавать такой партии, сославшись на ограничения Федерального закона «О политических партиях в Российской Федерации».
Правомерным ли был совет служащего Министерства юстиции? Обоснуйте решение со ссылкой на статьи ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О политических партиях".
Ответ:
Имеется 2 нарушения.
Недопустимое количество. В соответствии с п. а, б ч. 2 ст. 3 ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О политических партиях" - в политической партии должно состоять не менее пятисот членов и партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Недопустимое название. В соответствии с ч. 3 ст. 9 ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О политических партиях" - не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
Таким образом, совет служащего Министерства юстиции был правомерен.
Нижегородское общественное движение «За права человека» приняло решение о преобразовании в партию «Правовая Россия» для более эффективной защиты прав и интересов гражданского общества. Согласно принятому уставу членами партии могут быть только граждане РФ и иностранные граждане, имеющие юридическое образование. Высшим руководящим органом партии определен Главный совет партии с местом нахождения в г. Нижний Новгород. Поскольку членами партии являются не только граждане РФ, но и иностранные граждане, то Устав партии предусматривает обязательное наличие региональных отделений во всех субъектах РФ, а также в Беларусии, Казахстане, Кыргызстане и Армении. В случае необходимости отделения партии могут быть созданы в федеральных и региональных органах государственной власти и органах местного самоуправления для защиты прав населения, а также в воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил РФ для защиты прав военнослужащих. Одной из целей партии, закрепленной в ее программе, является участие партии в выборах Президента РФ. В связи с реализацией указанной цели, партия подала документы для своей регистрации в Центральную избирательную комиссию РФ. Однако ЦИК РФ отказался рассматривать поданные документы и вернул их партии, сославшись на отсутствие полномочий по государственной регистрации партий.
Как нарушения были допущены общественным движением? Ответ поясните, ссылаясь на нормы законодательства.
Ответ:
1. В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»). В настоящее время в России зарегистрирована партия с похожим названием «Демократическая правовая Россия».
2. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии. (п.3 ст.9 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).
3. Членами политической партии не вправе быть иностранные граждане и лица без гражданства (п.2 ст.23 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).
4. Главный совет партии не может быть высшим руководящим органом. Высшим руководящим органом политической партии должен являться съезд политической партии (п.1 ст.24 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).
5. Отделения партии не могут находиться за пределами РФ. Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории России (пп.«в» п.2 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).
6. Отделения партии не могут быть созданы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации (п.4 ст.9 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).
7. Решение о государственной регистрации политической партии принимает не ЦИК России, а Министерство юстиции России. (п.2 ст.15 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).