Описание практики наставничества




Тамбовская область город Рассказово

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества города Рассказово»

«Психологическая составляющая наставничества как основополагающий аспект сопровождения

подростков группы риска»

Авторы-составители:

Балабанова Ольга Семеновна – методист;

Кузнецова Марина Александровна – педагог-психолог

Год

Описание практики наставничества

  Название организации Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Рассказово»
  Название практики «Психологическая составляющая наставничества как основополагающий аспект сопровождения подростков группы риска»
  Описание текущей ситуации и актуальность практики В рамках реализации Комплексной программы профилактики правонарушений несовершеннолетних Тамбовской области «Не оступись!» с 2013 года в Доме детского творчества апробируется инновационная технология по работе с подростками группы риска «Интенсивная школа». В ходе работы специалисты опорной площадки отметили необходимость применения индивидуальных форм психологической деятельности. Сложные случаи коррекции проблемы подростка требовали от специалистов более тщательного подхода, временных и личностных затрат. Для обеспечения индивидуального подхода к подросткам группы риска при организации и проведении профилактической и коррекционной работы с 2016 года специалисты муниципальной опорной площадки «Подросток и общество» используют практику наставничества.
  Предмет наставничества Как помочь подростку группы риска социализироваться? Традиционные методы воспитательного воздействия на подростка группы риска не дают желаемого результата. Поиск эффективных методов и приемов работы с подростками – актуальная проблема, перед которой оказывается современное общество. Убеждение и личный пример наставника, моральная поддержка, укрепление веры подростка в свои силы и возможности, его вовлечение в интересную деятельность способствуют развитию социально-одобряемых форм поведения. Наставник – это волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Метод наставничества: -способ непосредственного и опосредованного личного влияния на подростка; -эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды; -механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить; -движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь; -возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь. По-настоящему эффективной систему наставничества видим в согласованности действий педагогической команды: педагога дополнительного образования, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя. В обеспечении оптимальной адаптации и самореализации подростка за счет актуализации его ресурсных возможностей ведущая роль отведена психологической составляющей наставничества. Основные усилия психолога-наставника направлены на обеспечение успешной социализации, предупреждение отклонений в развитии подростка. В практике психологической составляющей наставничества эффективным показал себя процесс разработки и реализации индивидуальных траекторий развития подростков группы риска, когда педагог-психолог совместно с подростком выясняет: где именно, как можно и нужно расширить его самостоятельность, повысить требовательность по отношению к самому себе, увеличить зону его индивидуальной свободы и ответственности. Разработка и реализация индивидуальной траектории развития подростка (ИТР) осуществляется в определенной последовательности. 1.Педагог-психолог на основе личных наблюдений, изучения данных диагностического исследования анализируют индивидуальные особенности подростка, в том числе стиль его межличностного общения, интересы, увлечения, особенности характера, прогнозируюттемп и результаты реализации ИТР. 2.В процессе серии индивидуальных бесед педагог-психолог совместно с подростком обсуждает его возможности и перспективы построения ИТР, мотивируя подростка на самостоятельный поиск пути индивидуального развития, корректируя при необходимости представления и самооценку подростка. 3.Для формирования готовности подростка к ответственному выбору содержания ИТР и развития соответствующих навыков педагог-психолог моделирует Индивидуальный маршрутпрофилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростка. В условиях Дома детского творчества взаимодействие психолога с подростками носит индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики, консультирования, коррекционной работы (индивидуальные занятия, тренинги общения, деловые игры и т.д.). 4.Подросток и педагог-психолог совмещают свои представления об ИТР и корректируют, определяя последовательность, темп выполнения запланированной деятельности. Результаты фиксируются в индивидуальной Карте социально-психологического сопровождения подростка группы риска. 5.Педагог-психолог удостоверяется в том, что подросток понимает результаты выбора и принимает на себя ответственность за них, разрешает подростку действовать самостоятельно в процессе реализации «пробной» ИТР, консультируяпри необходимости. При этом педагог-психолог наблюдает за характером межличностного общения подростка, фиксирует динамику его продвижения по траектории, создает мотивирующие ситуации для стимулирования активности подростка. 6.Педагог-психолог координируетработу педагогической команды. При необходимости консультирует педагогов и дает рекомендации по способам эффективной реализации ИТР подростка. 7.Формирование мотивации и коррекцияпродвижения подростка по ИТР происходит в процессе индивидуальных консультаций с подростком. При этом анализируются и корректируются основные проблемы подростка. 8.Реализуя запланированную деятельность, подросток встречается с проблемными ситуациями, которые не может разрешить самостоятельно. Подросток обращается с запросом о поддержке к педагогу-психологу, но алгоритм решения проблемы принимается самим подростком. Педагог-психолог аккуратно корректирует и направляет решение подростка. Тем самым, подросток приобретает необходимый ему опыт. 9.Педагог-психолог совместно с подростком проводитрефлексию результатов реализации ИТР в разнообразных формах от индивидуального общения до презентации подростком своих успехов перед ровесниками (по желанию подростка). Свои позитивные изменения подростки отображают в творческих работах: сочинение эссе, рисунок «Я и мое будущее», рекомендации подросткам в решении проблем.
  Задачи и функции наставников Цель деятельности психолога-наставника: оказание эффективной психологической помощи подростку группы риска в рамках работы педагогической команды наставников. Основные задачи: 1. правильно подобрать диагностические методики для всестороннего анализа личности подростка группы риска, выявления его основной проблемы; 2. оказать помощь подростку путем консультативной работы, индивидуальных коррекционно-развивающих занятий; 3. рефлексировать эффективность деятельности педагогической команды в аспекте изменений личности подростка. Психолог-наставник встречается с подростком не менее 2 раз в неделю, это могут дни по расписанию занятий в объединении, а также и по желанию подростка. Бывает ситуация, когда необходимы беседы каждый день и не по одному часу, здесь большую помощь оказывают личные встречи в неформальной обстановке, социальные сети, телефон. Поэтому работу наставника не считаем обозначенной временными рамками.
  Требования к наставникам В Доме детского творчества в практике наставничества активно участвуют педагоги дополнительного образования, педагог-психолог. Специалисты имеют достаточный педагогический опыт от 5 лет, теоретическую и практическую базу основ взаимодействия с подростком группы риска. Квалифицированность наших специалистов определяют следующие качества: -любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей; -стремление педагога-наставника к самосовершенствованию; -умение найти в подростке положительные качества подростка и повлиять на отрицательные черты; -правильная оценка своих возможностей как наставника, в случае необходимости уметь обратиться за помощью к коллегам. Кроме вышеперечисленных черт характера, выделяем и качества, которые являются главными в педагоге-наставнике: коммуникативность; эмпатия; умение убеждать; эмоциональная устойчивость; оптимизм; творческий подход к работе; умение взаимодействовать с подростком группы риска. Перечисленные личностные особенности в совокупности с теоретической базой и постоянным применением в профессиональной деятельности являются педагогической компетентностью наставника.
  Требования к наставляемым Дом детского творчества является учреждением дополнительного образования, поэтому наставляемым становятся несовершеннолетние, состоящие на всех видах профилактического учета, подростки из неблагополучных семей, одаренные учащиеся. За помощью чаще всего обращаются родители, педагоги, учителя школ, сотрудники КДН и ЗП администрации города и очень редко сами подростки, так как не видят ничего особенного и неправильного в своем воспитании и развитии. Самый благодарный труд наставника в плане достижения позитивных целей сопровождения подростка, когда ребенок пришел сам, он одарен и смотивирован на результат. Пример: к психологу обратилась девушка А, занимающаяся в объединении хореографии. Несмотря на ее высокие хореографические данные, у нее был ярко выражен страх публичного выступления. Это очень угнетало А и не давало возможности реализовать свои способности, добиться успеха и признания. После длительных индивидуальных бесед была разработана индивидуальная траектория развития А. Девушке необходимо было пройти курс индивидуальных консультаций по формированию адекватной самооценки, снятия блокировки творческих хореографических данных перед выступлением, развития эмоциональной стабильности и позитивного настроения. А с удовольствием посещала индивидуальные консультации-занятия, содержащие элементы релаксации, самоанализа, арт-терапии, тренинги коммуникативных навыков, упражнения по снятию агрессивного и астеничного состояний. В консультировании самым эффективным был способ «эмоционального заражения». А легко воспринимала настроения психолога-наставника, «примеряла» его на себя, что помогало девушке чувствовать себя уверенно и спокойно до следующей встречи. Обязательными составляющими каждого занятия была рефлексия и домашнее задание по укреплению формируемых навыков. Целеустремленность и работоспособность А помогли наставнику ускорить процесс формирования и развития позитивного состояния девушки-подростка. Работа велась в течение года, но второе полугодие было отведено уже на закрепление позитивного результата. Итогом работы психолога-наставника стало блистательное выступление девушки на отчетно-выпускном концерте, когда одаренный ребенок блистал и поражал всех своей уверенностью, творческими способностями.
  Механизмы отбора наставников/наставляемых и формирование наставнических пар -добровольное желание подростка; -социометрические методики; -тренинг «Найди пару»; -индивидуальный подход педагога-психолога к подростку с целью установления доброжелательного контакта.
  Механизмы и инструменты наставничества На первом этапе определяется педагогическая команда из числа педагога дополнительного образования, объединение которого посещает подросток группы риска, педагога-психолога Дома детского творчества, классного руководителя и социального педагога из школы, где обучается подросток. Доброжелательные отношения выстроены на интересах и потребностях подростка. Педагоги стараются больше внимания уделить изучению личностных особенностей подростка. Педагогом-психологом разработан диагностический инструментарий, методики которого позволяют сделать всесторонний анализ социокультурной ситуации, выявить основную проблематику подростка. Немаловажным на данном этапе является принятие подростком на себя ответственности за решение проблемы с использованием данных диагностического исследования. Задача наставника поддержать подростка в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае. Результат диагностического этапа помогает педагогической команде спроектировать правильные действия сопровождения подростка. На втором этапе проводится изучение позитивных возможностей подростка, сильных сторон и дефицитов личностного развития, его коммуникативных навыков, возможности продуктивного сопровождения, коррекции проблем. Позитивный контакт между подростком и педагогом-наставником выстраивается с помощью активных форм: беседы-дискуссии о личном восприятии жизненной ситуации самого наставника; походы на природу; экскурсии в краеведческий музей; встречи с интересными людьми, мастер-классы; просмотр и обсуждение мотивирующих видеороликов и кинофильмов. Такие мероприятия укрепляют взаимоотношения, повышают самооценку, расширяют кругозор подростка. С целью знакомства с планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет, проводятся профориентационные методики. Несмотря на теплые отношения со своим педагогом-наставником, подросток не всегда может доверить ему самые сокровенные мечты, желания и потребности. Это может спровоцировать новые проблемы в поведении подростка. Здесь важна компетентная помощь специалиста – педагога-психолога. Продуктивным способом «вытаскивания» информации о личном опыте подростка является индивидуальное психологическое консультирование. Индивидуальная консультация проходит в виде беседы, во время которой подросток частично рассказывает о своих проблемах, тревогах, психолог выслушивает его, задает различные вопросы. Такая беседа, прежде всего, направлена на поиск путей решения возникших перед подростком затруднений. Подросток редко склонен откровенничать с взрослым человеком, а кроме того, он не всегда понимает, что является источником его бед. Для выстраивания продуктивного общения с подростком, накоплен хороший опыт варьирования способами консультирования. К примеру, психолог побуждает подростка «стать самим собой» и поделится собственным опытом, при этом выражая терпимое отношение к различным высказываниям, чувствам подростка. Затем педагог-психолог предлагает попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Подросток под четким, но ненавязчивым руководством психолога оценивает ситуацию, приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации. Закрепление рекомендации происходит в форме тренинга. Способ «Убеждение» используется на фоне уравновешенного эмоционального состояния подростка. Психолог, используя понятные аргументы для подростка, позволяет ему убедиться и утвердиться в понимании определенных событий, способов, мыслей и принять их за основу в своем поведении. При установлении доверительных отношений психолог становится фигурой для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять эмоциональное состояние подростка, заражая его собственным. Применение данного способа особенно актуально при острых эмоциональных состояниях, он помогает снять напряжение, тревожность, эмоциональную неуравновешенность, вызванных негативной эмоцией подростка. (Способ «Эмоциональное заражение»). Помощь подростку в освоении и осуществлении внутреннего покоя и комфорта осуществляется в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений. Данный способ применяется, когда подросток чувствует себя обессиленным, «выжатым», демонстрирует отсутствие сил. Двигательные упражнения, перевоплощение, мысленное «подключение» к различным источникам энергии позволяют повысить активность и работоспособность подростка, ощутить прилив бодрости и жизненных сил. При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд на ситуацию. Способ «Переоценка» включает в себя выделение негативных переживаний, мыслей, образов и перевод их в позитивные. Важным и обязательным способом консультирования стало «Домашнее задание». Необходимо закрепить наметившиеся в ходе консультации изменения, отследить результаты, опробовать новые способы. Позитивный настрой укрепляет веру в возможности подростка по разрешению возникшего затруднения. По результатам консультирования определяются задачи и направления коррекционно-развивающей работы с подростком, разрабатывается Индивидуальный маршрут профилактики и коррекции поведения подростка, в котором соблюдаются следующие условия: 1.четкое формулирование цели и задач коррекционной работы; 2.определение продолжительности коррекционной работы; 3.разработка содержания каждого занятия с применением активных и инновационных форм работы; 4. планирование практических форм участия специалистов (медиков, педагогов дополнительного образования, социальных работников и т. д.), при взаимодействии с семьей; 5.оценка эффективности реализованной коррекционно-развивающей работы. На третьем этапе проводится оценка эффективности наставничества в аспекте изменений личности подростка в форме анкетирования, индивидуальных бесед с подростком, родителями, наставником. С целью диагностики социальной компетентности подростка используется Шкала А.М.Прихожан.
  Мотивация наставников -Нематериальное поощрение (благодарственные письма, грамоты, отзывы родителей, подростков). -Премирование.
  Обучение наставников -Курсы повышения квалификации «Современные технологии воспитания и социализации обучающихся» - ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, 2016 год; -Постоянно действующий семинар «Современные технологии работы с детьми группы риска» - ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», г. Тамбов, 2017 год.
  Локальная нормативная база наставничества -Приказ от 24.08.2016 г. № 73/1 «О создании творческой группы педагогических работников Дома детского творчества по апробации практики наставничества в рамках работы с подростками группы риска». -Положение о наставничестве. -Соглашение о сотрудничестве между наставником и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего.
  Показатели оценки эффективности практики наставничества Показатели оценки эффективности практики наставничества: -повышение познавательной мотивации подростка; -формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях; -формирование основ здорового образа жизни; - развитие стремления к самопознанию в различных социальных ситуациях, определению своей позиции и способа адекватного поведения в них; -профилактика употребления психоактивных веществ. С 2016 года по настоящее время практика наставничества применена двумя наставниками к 7 подросткам. В процессе работы по Индивидуальному маршруту профилактики и коррекции созданы благоприятные условия для личностного роста, повышения самооценки.     Ежегодно проводится изучение эффективности практики наставничества (Шкала А.М. Прихожан): Мониторинг уровня сформированности социально значимых навыков у подростков 2017-2018 учебный год В 2018-19 учебном году на базе Дома детского творчества количество наставляемых подростков составляет 2 человека. Запрос получен из КДН и ЗП администрации г.Рассказово. Закреплены наставники, отработаны Индивидуальные траектории развития каждого подростка, проведено психологическое исследование, разработаны Индивидуальные маршруты профилактики и коррекции. Первыми результатами работы можно считать систематичность посещения подростками индивидуальных консультаций и занятий.
  Тиражирование практики наставничества -официальный сайт Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества города Рассказово»/Инновационная деятельность учреждения https://ddt.org.ru; -страница «Вконтакт» Подростковый клуб «Мир, созданный нами» https://vk.com/club106312968.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: