Воплощение и вечность человеческих деяний и обретений




Из Священного Корана и преданий предводителей веры можно сделать вывод, что вечен не только человек, но и его деяния, которые записываются и сохраняются. В день Воскресения из мертвых человек лицезреет все сотворенное собой в воплощенном, овеществленном виде. Хорошие дела будут воплощены в красивых и привлекательных образах. Они станут источником удовольствия и благоденствия, тогда как непотребные дела, воплощенные в уродливых и пугающих образах, станут причиной боли, страдания и мучений.

В этой связи ограничимся упоминанием трех аятов из Священного Корана и двух хадисов от Пророка ислама (да приветствует Аллах его и его род!). Аяты, о которых мы говорим, таковы:

1) "В тот день всякая душа найдет представленным то, что она сделала доброго и что она сделала злого. И захочет она, чтобы между ней и этим было великое расстояние". (Сура Семейство Имрана, 30).

Этот аят недвусмысленно свидетельствует о том, что человек увидит свои истинные добрые дела в приятном и привлекательном виде, а недобрые дела предстанут перед ним в таких образах, что он возне­навидит и испугается их и захочет от них убежать, взмолится, чтобы их отодвинули и убрали от него. Но нет там места для бегства и отделения деяний человека от него самого. На том свете воплощенное деяние человека становится частью его существования, а потому не отделимо от него.

2) "И они нашли налицо все, что совершили" (Сура Пещера, 49).

Содержание этого аята такое же, как и предыдущего.

3) "В тот день как люди будут как разогнанные мотыльки, и будут горы как расщипанная шерсть. И вот тот, у кого тяжелы весы, он в жизни блаженной. А тот, у кого легки весы, - мать его пропасть". (Сура Поражающее, 6-8).

Человек вечен и нетленен, его деяния и след его на земле также не исчезает и не пропадает, а записы­вается. В другом свете человек будет жить с теми деяниями и обретениями, которые он сделал на этом свете. Это его добрый или недобрый капитал, его вечный собеседник - хороший или плохой - в вечном мире.

Теперь перейдем к хадису.

1) Несколько мусульман издалека пришли к Про­року ислама. Они обратились к нему за советом, на что Пророк произнес несколько фраз, одна из которых была такова: "Уже сейчас выбирайте себе хороших собеседников и попутчиков для жизни в другом мире, ибо в том мире живым спутником каждого станут именно его воплощенные дела".

Верующий в вечную жизнь всегда проявляет мак­симум внимания в своих мыслях, нраве, делах и пове­дении, ибо понимает, что не следует рассматривать их в качестве цепи преходящих и проходящих явлений. Ведь на том свете придется жить с этим нажитым в этом мире капиталом.

Общее и различное между жиз­нью на этом свете и в загробном мире

Общим в жизни в этом и в загробном мирах явля­ется то, что и та и другая жизнь истинна и реальна, в обоих случаях человек чувствует себя и то, что отно­сится к нему. И там, и там в жизни есть удовольствие и страдание, радость и печаль, счастье и горе. В обоих ипостасях существования действуют все человеческие инстинкты: как животные, так и присущие только человеку. Человек живет со своим целым организмом, всеми частями тела и конечностями. В обоих мирах есть пространство и физические тела. Но есть и суще­ственные различия.

В этом мире есть этапы рождения, детства, юно­сти, старости и смерти, а там этого нет. Здесь нужно работать, сеять зерна и готовить почву, а там нужно только пользоваться посеянным и подготовленным на этом свете. Здесь место работы и действия, а там место получения результата и конечного расчета и ответа за свои дела. В этом мире человек может изменить свою судьбу посредством изменения направления своих действий, а там такой возможности уже нет. Здесь жизнь сопряжена со смертью, все живое связано с материей, лишенной жизни, из мертвого происходит живое, а из живого мертвое. Например, в особых ус­ловиях неодушевленная материя становится одушев­ленной и наоборот. Однако на том свете господствует абсолютная жизнь. Так одушевлены материя и тела, земля и небо, сад и его плоды, как воплощенные плоды деяний человеческих. Даже огонь и исходящее от него мучение обладает чувством и пониманием.

В этом мире господствуют причины, предпосылки и особые временные условия, а в том мире проявляется только величие и могущество Всевышнего и Его воля. В том мире человеческое понимание, зрение, слух и разум человека значительно сильнее и острее. Иными словами, там снимаются покрывала, заслонявшие ранее человеку зрение и слух, и человек проникающим взором сможет понять и охватить истины. Коран говорит об этом так:

"Мы сняли с тебя завесу, и твое зрение стало ост­рее" (Сура Каф, 22).

В этом мире человек испытывает усталость, пресыщенность и скуку, особенно от однообразия. Человек походит на того, кто что-то потерял, а теперь ищет потерянное, принимая за него все, на что наты­кается. Он привязывается к обретенному предмету, но по прошествии некоторого времени начинает пони­мать, что ошибся и что это "не то". С чувством уста­лости и разбитости он отправляется на поиски друго­го. Поэтому человек в этом мире всегда взыскует того, чего у него нет, и всегда недоволен тем, что имеет.

В загробном же мире он достигает того, что было заложено в его сущности и его человеческих чувствах, чегс5 он старался достичь и что было истинно "потерянным" в его жизни, а именно, вечной жизни рядом с Господином миров. Здесь человеку уже неве­домо чувство усталости и пресыщенности. Именно поэтому Священный Коран говорит об этом так:

"Вечно пребывая там, не желая за них замены" (Сура Пещера, 108).

Именно поэтому обитатели рая, которые вечно там пребывают, никогда не испытывают чувства пре­сыщения и сытости от этого.

Так как обитатели того мира могут по воле Ал­лаха получить все, чего они захотят, их не угнетает чувство неисполненных желаний.

Аргументация Корана

Хотя наша вера в Страшный суд вытекает из веры в Коран и речений Пророка ислама и нет необхо­димости доказывать что-либо об этом и приводить научные свидетельства с учетом того, что сам Свя­щенный Коран (хотя бы в целях сделать эти вопросы понятнее людям) указывает на некоторые аргументы, дабы таки образом непосредственно познакомить нас с вопросом Воскресения из мертвых, то и мы вкратце коснемся этих доводов.

Доводы Корана - это несколько ответов отрицающим воскресение из мертвых. Некоторые из этих ответов сводятся к тому, что не существует пре­пятствий на пути Воскресения из мертвых, это гово­рится тем, кто полагает воскресение из мертвых делом неосуществимым и невозможным.

Некоторые аяты идут дальше и утверждают, что и в нашем мире есть вещи, напоминающие воскресение из мертвых, что должно развеять всяческие сомнения. В ряде аятов говорится, что воскресение и Страшный суд - это необходимое и абсолютное следствие мудрого сотворения мира. Итак, разделим все аяты, в которых приводятся аргументы о воскресении, на три группы, последовательно их рассмотрев.

1. В суре Йасин (аят 78) говорится:

"И приводит он нам притчи и забыл про свое творение. Он говорит: "Кто оживит части, которые истлели?"

Этот аят дает ответ одному из неверующих, ко­торый взял в руки истлевшую кость, растолок ее в порошок и развеял прах по ветру, а затем спросил: "Может ли кто-либо оживить эти разрозненные час­тицы?" Коран ему отвечает, что это может сделать тот, кто создал эти кости в первый раз.

Иногда люди делят вещи на возможные и невоз­можные, исходя из своих собственных возможностей и способностей. Видя что-нибудь превышающее свою силу или выходящее за рамки своего воображения, человек начинает думать, что это изначально невоз­можно. Коран говорит, что, конечно, это невозможно, исходя из человеческих возможностей, но разве это не может сделать та сила, которая с самого начала вдох­нула жизнь в неодушевленное тело? Для такой силы все это вполне допустимо.

В Священном Коране встречаются многочислен­ные аяты, в которых говорится о воскресении из мертвых с акцентом на всемогуществе Всевышнего. Содержание всех этих аятов заключается в том, что воля Справедливого и Всеведущего Бога требует того, чтобы воскресение из мертвых произошло. Ничто не может препятствовать этой воле. Точно так же, как в первый раз эта воля сотворила чудо жизни и творения, вдохнув жизнь в мир и человека, в момент воскресения она даст жизнь человеку еще раз.

• 2. Вторая группа аятов представляет собой иллю­страцию этих положений на примерах. Можно эти аяты в свою очередь разделить на две части:

а) Аяты, которые описывают особые события, произошедшие в прошлом, когда мертвый вновь ожи­вал. Например, можно привести рассказ о святом Ибрахиме, который обратился к Богу с такой речью:

Господь мой, покажи мне, как оживают умершие! На что получил ответ: Разве ты не веришь в это? Ибрахим ответствовал: Верю, но хочу, чтобы сердце мое окончательно успокоилось. Ему сказали: возьми че­тыре курицы и отрежь им головы, расчлени их тушки и разложи отдельные куски по отстоящим далеко друг от друга горам, а затем позови их. Ты увидишь, что по велению Божьему они оживут и придут к тебе.

б) Аяты, в которых нет ссылки на исключительные и экстраординарные явления (подобные описанному в рассказе об Ибрахиме), а говорится о существующем и наблюдаемом нами миропорядке, когда земля и растения, растущие на ней, осенью и зимой умирают, а весной оживают заново. Говорится, что так же, как это происходит с растениями, так и весь мир пойдет навстречу угасанию, холоду и увяданию, Солнце и звезды уничтожатся и рассеются, весь мир в одночасье умрет, но эта смерть не будет навсегда. Существа этого мира снова начнут жить, но уже в других условиях и в новом качестве.

Объяснения в этой группе аятов сводятся к тому, что все мы живем на земле, которая за 365 дней про­ходит в своем вращении этап жизни и смерти; живя в течение 50-60 или даже 100 и более лет, мы столько же раз наблюдаем эту смену вех смерти и жизни и не удивляемся. Но если представим, что жизнь людей составляет только несколько месяцев (как у некоторых насекомых), что мы не обладали бы грамотностью и не могли прочитать об истории Земли и не знали бы о ее годовых вращениях, то и мы. не видя собственными глазами жизни и смерти растений на земле, не поверили бы в такую возможность. Так и для мошки, появляющейся на свет весной и умирающей осенью, становится невозможно представить себе, что жизнь в саду может весной начаться заново.

Разве может живущий на дереве червь, для кото­рого весь мир сошелся на этом самом дереве, знать и предполагать, что это дерево подчиняется какому-то более значительному единству, именуемому садом или плантацией, что судьба его зависит от сада. В свою очередь сад зависит от уезда, уезд - от провинции, провинция - от страны, страна - от Земли, а Земля - от солнечной системы. Может ли даже представить себе это маленький червь?

А что знаем мы? Может быть, вся наша Солнечная система, все звезды и вся Вселенная зависят от более общего устройства, Может быть, период в миллионы и миллиарды лет, о которых нам известно, есть ничто иное, как часть времени года или дня чего-то большего. Тогда это время года, когда господствует жизнь, уступит свое место сезону увядания и угасания, а затем в том более значительном структурном един­стве, частью которого являются Солнце и все светила, снова возобновится жизнь, но уже в другой форме?

Пророки от имени Всевышнего сообщили нам о всестороннем уничтожении и угасании мира, после которого начнется новая жизнь и восстанут умершие в новом мироздании. Так как мы на многих примерах убедились в искренности и правоте их речений, то верим в то, что они донесли до нас, в частности во всеобщее возобновление жизни в мире после периода угасания и затухания жизни.

Коран приводит пример смены периодов жизни и смерти природы на земле, чтобы мы восприняли это в качестве малого прообраза более широкой жизненной реальности и не отрицали воскресение из мертвых в качестве явления, не соответствующего установлениям и традициям Творения.

Священный Коран говорит, что воскресение - это возобновление жизни, малый пример которого мы видим на земле. В одном из хадисов Пророк ислама сказал: "Каждый раз, когда увидите весну, думайте о воскресении из мертвых". То есть весна - это пример и прообраз будущего воскресения умерших к Страш­ному суду.

Во многих аятах содержатся указания на сущест­вующие на земле смены сезонов смерти и жизни. При­ведем следующие из них:

"И Аллах ниспослал ветер, а затем облако, на­правив его на безжизненную землю, и оживил ее. Так оживим Мы и к Страшному суду!" (Сура Фатер, 9).

Кроме того, в суре Хадж (аяты 5-7) говорится:

"И видишь ты землю бесплодной, а когда Мы низведем на нее воду, она приходит в движение и разбухает и выращивает всякие прекрасные пары. Это потому, что Аллах есть истина, и что Он оживит мертвых, и что Он над всякой вещью мощен".

Хотя существует множество аятов, в которых воскрешение из мертвых ставится в один ряд со сме­нами циклов жизни и смерти мироздания, малую часть которого мы видим на земле, ограничимся упо­минанием только приведенных выше аятов Корана.

Отличие этой группы аятов от первой заключается в том, что она не опирается только на утверждение о могуществе Бога,' но и демонстрирует примеры такого же проявления силы и мощи Всевышнего в мире, подвластном нашим чувствам.

в) В третьей группе аятов Корана воскресение умерших представляется в виде необходимого и неиз­бежного акта, а отсутствие его выступает в качестве невозможного и не совместимого с Божественной сущностью.

Этот вопрос излагается двояко. Во-первых, на основе принципа Божественной справедливости (Господь воздает каждому сотворенному существу то, что ему полагается). Во-вторых, с позиций Божест­венной мудрости: Всевышний, священнейшая сущность Его, создал существ этого мира для определенной цели. Божественная мудрость требует, чтобы Он довел эти существа до предписанного им совершенства и возможной для них цели (развития).

Священный Коран говорит: если не будет воскре­сения из мертвых, воздаяния и возмездия в загробном мире, это вступит в противоречие с Божественной справедливостью, это будет проявлением несправед­ливости, которая несовместима с Богом. Говорится также, что если не будет загробной жизни и вечного конца, творение окажется напрасным и абсурдным, что опять-таки невозможно в отношении Всевышнего.

Во многих аятах на основе Божественной спра­ведливости и Божественной мудрости говорится о неизбежности возвращения к Богу и вечной жизни. Приведем примеры из двух сур, в которых подчерки­вается как справедливость, так и мудрость Всевыш­него.

В суре Сад сначала утверждается, что те, кто сбился с пути Аллаха, забыв о Судном дне, будут сильно наказаны, а затем в аятах 27 и 28 об этом дне говорится следующее:

"И не создали Мы небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают те, кто не верует. Горе тем, кто не верует, от огня! Разве сделаем Мы тех, которые уверовали и творили благое, похожими на производящих порчу на земле или сделаем богобояз­ненных подобными распутникам?"

Как видим, в первом из этих двух аятов говорится о мудрости Бога и творения, а во втором аяте речь идет уже о справедливости Всевышнего и созданного им мироздания.

В суре Коленопреклоненная (аяты 21 и 22) гово­рится:

"Разве думали те, которые творили зло, что Мы их сделаем подобными тем, которые уверовали и творили добро, что одинакова будет их жизнь и смерть? Плохо они рассуждают! Создал Аллах небеса и землю по истине, чтобы всякая душа получила воздаяние за то, что она снискала, и они не будут обижены".

В первом из этих аятов говорится о справедливо­сти, а во втором - о мудрости Всевышнего. Во втором аяте еще раз утверждается, что Божественная спра­ведливость есть цель воскресения умерших.

Разъяснение

Здесь следует дать некоторые разъяснения по по­воду этих двух принципов. Итак, каким образом Божественная мудрость и справедливость требуют суще­ствования вечной жизни? Если представить, что за этим ограниченным существованием не следует вечной жизни, в которой каждый получит вечное воздаяние за сделанное здесь, то почему и создание мира и человека с точки зрения Божественной справедливости и мудрости окажется неоправданным1:1 Начнем с вопроса Божественной справедливости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: