B. Дополнительные замечания по оцениванию качественных задач




Памятка экспертам предметной комиссии ЕГЭ по физике

По проверке заданий с развернутым ответом в 2015 году

I. Общие положения

1. Перед проведением проверки каждого из заданий необходимо изучить критерии его оценивания в материалах для эксперта, обратив внимание на их возможные отличия от обобщенной схемы оценивания (см. раздел II)

2. Баллы выставляются в специальный бланк гелевой черной ручкой. Внесение изменений крайне нежелательно. Использование замазок и затирок с целью исправления записей категорически не допустимо! Все исправления вносятся только поверх неверных записей. Любые лишние записи на бланке приводят к признанию его недействительным.

3. Баллы выставляются только в соответствующих графах заданий (С1 – С6). Остальные графы в бланке остаются незаполненными.

4. Оценивание экзаменационных работ рекомендуется проводить по заданиям: вначале решения задачи С1 во всех работах, затем все решения задачи С2, потом все решения задач С3, С4 и т. д. Тем самым обеспечивается более четкая позиция эксперта по выставлению баллов за одно и то же задание в разных работах.

5. Выставление баллов в бланк оценивания рекомендуется проводить по работам: все задания первой проверяемой работы, все задания второй проверяемой работы и т.д. Это позволяет обнаружить ошибки, допущенные экзаменуемым в нумерации задач, а также обнаружить непронумерованную, или пронумерованную неверно, или случайно пропущенную экспертом задачу. Например, если экзаменуемый обозначил номер решаемой задачи С2, а на самом деле решал другое задание С5, то эксперт в бланке оценивания выставляет «0» в графу С2, а набранные по факту за решение баллы в графу С5.

6. При отсутствии решения задачи или каких-либо записей, свидетельствующих о попытке решения задачи (отсутствуют любые записи о данном задании) в бланк вносится знак «Х » в поле соответствующей задачи. Если выставлен только номер задачи, считается, что попытка решения имеется и за это выставляется 0 баллов.

II. Типовые случаи отклонений от обобщенной схемы оценивания в материалах, предоставляемых эксперту на экзамене

1. В обобщенной схеме оценивания для качественных задач имеется критерий « Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения». Однако в некоторых заданиях необходимых для полного верного объяснения явлений или законов может быть всего одно (один) или два. В таком случае данный критерий утрачивает свое значение и при оценивании не используется.

2. Если в условии расчетной задачи не предусмотрено получение числового ответа, то решение считается верным, если представлен ответ в общем виде. При этом не используется критерий, связанный с ошибкой в вычислениях, из блока критериев на 2 балла.

3. В ряде задач рисунок (чертеж, схема) является необходимым элементом решения. В этом случае наличие рисунка (чертежа, схемы) обязательно оговаривается в условии задачи и в описании полного правильного решения. Отсутствие рисунка (чертежа, схемы) или ошибка в них приводит к снижению оценки на 1 балл по сравнению с максимальной. При этом вотдельных случаях за наличие правильного рисунка (схемы, чертежа) при отсутствии остального решения может быть введен критерий, допускающий выставление одного балла.

4. В ряде задач необходимо при решении снять показания с приборов, изображенных на фотографии. В этом случае в описании полного правильного решения вводится условие верной записи показаний измерительных приборов. При неверной записи показаний приборов (отклонение превышает цену деления прибора) оценка снижается на 1 балл по сравнению с максимальной.

5. Решение учащегося может иметь логику, отличную от авторской логики решения (альтернативное решение). В этом случае эксперт, прежде всего, оценивает возможность решения конкретной задачи способом, который выбрал учащийся. Если эксперт приходит к выводу о том, что выбранный учащимся способ является неверным, то решение оценивается в 0 баллов. Если этот способ позволяет получить верное решение, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения с помощью обобщенной схемы оценивания на основании составленного им самим списка необходимых законов, формул или утверждений, которые соответствуют выбранному способу решения.

III. Дополнительные замечания по оцениванию задач

A. Общие замечания

1. Встречаются случаи, когда экзаменуемый представляет решение задачи, в котором «подменяется» условие задачи, определяется другая физическая величина. Здесь можно рассматривать следующие варианты.

- Если в задании требовалось определить отношение величин «А/В», а экзаменуемый определил значение отношения «В/А », то это не считается ошибкой или погрешностью.

- Если подмену можно рассматривать как неумышленную, например, связанную с невнимательностью экзаменуемого, то это может быть отнесено к ошибке того же порядка, что и ошибки в преобразованиях. Однако это возможно только при условии, что в других вариантах отсутствует задача, в которой требуется определить величину, которую экзаменуемый рассматривал как искомую.

- В случае, если подмена сводится к решению задачи, представленной в другом варианте экзаменационной работы, то такое решение оценивается 0 баллов.

2. Ошибки в определении исходных данных по рисунку, графику, таблице, схеме, при чтении условия задачи, при подстановке значений величин в итоговую формулу могут быть отнесены к ошибкам того же порядка, что и ошибки в преобразованиях или вычислениях.

3. При оценивании и качественных, и расчетных задач обозначение разных физических величин одной буквой или необоснованные переобозначения величин в ходе решения рассматриваются как недочеты того же порядка, как и перечисленные в критериях на 2 балла.

4. Ошибки, описанные в критериях на 2 балла, не суммируются ни для качественных, ни для расчетных задач. Например, если в решении задачи одновременно присутствуют несколько недочетов, описанных в критериях на 2 балла, но нет более серьезных ошибок, описанных в критериях на 1 балл, в качестве итоговой принимается оценка в 2 балла.

5. Если в проверяемом решении как качественной, так и расчетной задачи присутствуют ошибки, предусмотренные и критериями на 2 балла, и критериями на 1 балл, то более серьезная ошибка поглощает менее серьезную. Например, если решение расчетной задачи подпадает под один из критериев на 1 балл, но присутствуют также недочеты, описанные в критериях на 2 балла, в качестве итоговой принимается оценка в 1 балл.

b. Дополнительные замечания по оцениванию качественных задач

1. При применении критериев оценивания на 2 балла, следует помнить, что два балла выставляются только при наличии правильного ответа (правильный ответ указан в критериях на 3 балла);

2. Критериями не предусмотрена возможность выставления 1 балла за правильный ответ при отсутствии объяснения или при полностью ошибочных объяснениях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: