«Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю губу».
«Вкусное варенье».
«Чашечка».
3. Знакомство со звуком [ж].
Загадка.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу —
Я на ветке сижу,
Все жужжу и жужжу.
— С каким звуком дружит жук?
4. Анализ артикуляции звука [ж].
— Как жужжит жук? Произнесите звук [ж], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Дети анализируют произношение звука [ж].
— Скажите, какой звук [ж]?
Упражнение в произношении.
а) Произношение изолированного звука [ж].
— Жук жужжит: громко; тихо; протяжно; отрывисто.
б) Произношение слогов.
— Жу-жу-жу,
Я по-разному жужжу.
— Произнесите и вы слоги по-разному:
жа — жо́ — жу же — жи — жа́
жи́— жу —жо жо — жу́ — жи
в) Произношение скороговорки.
Скороговорку повторите,
На звук [ж] сильней нажмите:
Жутко жуку жить на суку.
— Произнесите скороговорку: с грустью, с сожалением.
6. Закрепление звука [ж] (с. 42).
а) Повторение характеристики звука [ж].
—Посмотрите на жука. Какой он? Как жук жужжит?
—Какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не показал зеленую фишку?
б) Игра «Будь внимательным».
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Дети присели, изображая жука.
— Если услышите в слове звук [ж], встаньте и помашите «крылышками», как жуки.
жук кружит
крылышки глазки
усики жужжит
важный ползет
лужок
в) Выделение звука [ж] из состава слова.
— Рассмотрите картинку «На лужайке».
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
— Кто (что) находится на лужайке со звуком [ж] в названии? Назовите предметы со звуком [ж] в начале слова (в середине слова).
г) «Ответь на вопросы».
— На лужайке, над ромашкой
Летает жук в цветной рубашке.
— Рассмотрите ряд картинок и скажите, кто еще летает? Кто ползает? Кто плавает? Чем режут? Что едят? Что надевают?
|
Звуковой анализ.
— Составьте схему слова пижама (Приложение 1).
После прочтения составленной схемы логопед дает задания:
— Уберите из схемы звук [ а].
— Уберите звук [ пь].
— Уберите звук [м].
— Уберите звук [ и].
— Какой звук остался? (Ж.)
Физминутка.
— Посадили звук [ж] на язычок, зажужжали, как жуки, иполетели по групповой комнате.
Высоко летает жук, Низко опускается. Опять быстро он летит И жужжит, жужжит, жужжит. Замедляет свой полет И садится на цветок. | Дети «летают» по групповой комнате и выполняют соответствующие движения. |
Формирование грамматического строя речи (с. 43).
Жук-жучок, жук-жучок,
Отвечай-ка свой урок.
— Измени слова так, чтобы в них появился звук [ж]:
сапог — сапожок флаг —...
пирог —... утюг —...
круг —...
Итог занятия.
Как жуки, мы пожужжали. Что о звуке [ж] узнали?
ЗАНЯТИЕ № 85
Тема: буквы Ж, ж»
Цель: закрепить звук [ж]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: листья деревьев, игрушки: жук, жаба; книжки-раскраски «Жуки»; кассы, мяч, альбом 2.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Ласка» (с мячом).
— Скажите слово ласково, чтобы в нем появился звук [ж]:
круг берег флаг друг
луг пирог утюг стог
творог сапог снег шаг
2. Повторение характеристики звука [ж].
— Что вы знаете о звуке [ж]?
Знакомство с буквами Ж, ж (с. 44).
У детей на столах по одному листочку. У логопеда игрушка — жук. По мере выполнения заданий жук «перелетает» с одного листа на другой, от одного ребенка к другому.
|
— На листочке я сижу
Буквой Ж на вас гляжу.
— Посмотрите на буквы Ж, ж в голубой рамочке. Эти буквы похожи? Сколько элементов у буквы Ж? Какие это элементы? Чем буква Ж похожа на жука?
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук: Ж.
— Прочитайте буквы в голубой рамочке.
Жук «садится» на листок.
— Посмотрите, как пальцами рук изобразили букву Ж. Постройте ее также.
Жук «перелетает » на другой листок.
— Покажите самую интересную букву Ж.
Жук «перелетает» на третий листок.
Звуко-буквенный анализ.
На листочке жук сидит,
В ваши кассы он глядит.
—Кто я? — спрашивает жук.
—Составьте в кассах слово жук.
Жук «садится» на четвертый листок.
—Что делаю я на листочке?
— Составьте в кассах слово сижу. «Превратите» слово сижу в слово вижу.
Жук «перелетает » на пятый листок. Ставится игрушка — жаба.
— Кого видит жук? (Жук видит жабу.) Составьте это предложение в кассе.
Жук «перелетает» на шестой листок.
Физминутка.
а) Выполнение движений по инструкции логопеда.
Встаньте прямо.
Потянитесь.
Пошагайте, наклонитесь.
Руки вправо. Руки влево.
Встаньте. Снова потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
б) Пальчиковая гимнастика.
Жук летит, жук жужжит И усами шевелит. | Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами». |
Чтение.
а) Чтение слогов.
Считает жук нам: раз-два-три!
Жар-птицу в книге ты найди.
Вот Жар-птица на странице
|
С буквой Ж на голове
И с гласными на хвосте.
Гласные огнем горят —
Подружиться с Ж хотят.
— Подружите букву Ж с гласными буквами. Помните, буква Ж, как и Ш, обозначает твердый согласный звук и всегда читается твердо, даже с гласной И.
Жук «перелетает» на седьмой листок.
б) Чтение слов.
Слушает жук внимательно,
Как вы слова читаете старательно.
— Прочитайте шепотом слова первого столбика. Найдите и прочитайте в первом столбике слова, отвечающие на вопрос: кто это? (что это?)
Жук «перелетает» на восьмой листок.
— Прочитайте слова второго столбика. Чем похожи эти слова? Что они называют?
Жук «перелетает» на девятый листок.
в) Чтение текста.
— А сейчас жук послушает рассказ о жуках.
Дети по предложению читают рассказ и объясняют смысл каждого предложения. После чтения отвечают на вопросы: Где жили жуки? Что они делали? Что увидела Жанна у жука?
Жук «перелетает» на десятый листок.