Итог занятия. «Эстафета».




Каждой команде дается столбик из шести слов.

— Покажите, как научились различать звуки [ж] [з]и обозначать их буквами Ж и З.

.аба .убы .акат но.и

Та.ы .ук у.и ва.а

эта.и .авод .амок пи.ама

Логопед подводит итог соревнования.

 

ЗАНЯТИЕ №90

Тема: звук [л].

Цель:уточнить произношение, звука [л]; упражнять в зву­ковом анализе двусложных слов со стечением согласных; упражнять в согласовании числительных и местоиме­ний-числительных с существительными; отрабатывать дикцию; развивать слуховую память.

Оборудование:модель самолета, сигнальные фонарики, ин­дивидуальные схемы, листы бумаги, зеркала, предмет­ные картинки, разрезные картинки, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Произнесите отчетливо скороговорку: «Задрожали зайки, увидев волка на лужайке».

Артикуляционная гимнастика.

«Почистить верхние зубы».

«Качели».

«Пощелкать кончиком языка».

3. Знакомство со звуком [л].

—Узнайте предмет по его частям: крылья, салон, шасси, хвост, кабина. (Самолет.)

—Посмотрите на модель самолета-лайнера. Лайнер — это большой самолет для перевозки пассажиров. Он летает на большие расстояния.

—Высоко в небе за облаками летит лайнер. До нас доно­сится его гул: л

—Покажите, как гудит лайнер?

Дети произносят звук [л] хором.

4. Анализ артикуляции звука [л].

— Произнесите звук [л], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Губы в легкой улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят за верхние зубы и прижат к верхним зубам. Боковые края языка опуще­ны. Между ними и коренными зубами остаются щели, через кото­рые проходит воздушная струя. Голос работает.

— Расскажите, какой звук [л]?

5. Упражнение в произношении звука [л].

а) Индивидуальное произношение звука [л].

Передавая лайнер друг другу, покажите, как он гудит.

Дети друг за другом, по цепочке, произносят звук [л] и переда­ют модель лайнера друг другу.

б) Произнесение слогов с изменением высоты голоса.

— Лайнер летит над горами:

Логопед показывает изменение высоты голоса. Детиповторя­ют за логопедом.

6. Закрепление звука [л] (с. 48)

а) Повторение характеристики звука [л].

— Посмотрите на картинку с изображением лайнера в ле­вом верхнем углу страницы. Как гудит лайнер? Почему Юпик поднял синюю фишку?

б) Игра «Сигнальщики».

— Ученые и инженеры-конструкторы строят все новые и новые модели лайнеров. И мы сегодня, как конструкторы, построим каждый свой лайнер и запустим его в небо.

У детей листы бумаги. По ходу занятия дети конструируют са­молет.

—Конструкторы должны хорошо слышать и узнавать звук летящего лайнера.

—А как вы слышите звук [л]? Покажите фонариком.

Логопед произносит слова:

штурвал ракета аэрофлот

пилот трап салон

— Припомните и назовите слова со звуком [л].

Выполняется первый сгиб модели самолета.

в) Выделение звука [л] из состава слова.

— Рассмотрите картинку «На отдыхе». Назовите слова со звуком [л]. Рассмотрите схемы под картинкой. Подбери­те к каждой схеме слова со звуком [л].

— Самостоятельно разложите свои картинки под схе­мы.

У каждого ребёнка картинки: ландыши, стул, белка, волк. Выпол­няется второй сгиб модели самолета.

г) Игра «Положи, как я скажу».

Логопед называет цепочку слов: белка, волк, ландыши, стул. Дети по памяти выстраивают цепочку соответствую­щих картинок и воспроизводят ряд слов. Затем логопед ме­няет порядок слов.

Выполняется третий сгиб модели самолета.

Физминутка.

а) «Мы летаем высоко». (См. конспект № 43).

б) Игра «У кого вторая половина? »

По групповой комнате разложены разрезанные пополам картин­ки, в названии которых есть звук [л].

— Возьмите картинки-половинки. Посмотрите внима­тельно и решите, половина какой картинки у вас.

Вызванный ребенок показывает половину своей картинки и гово­рит: «У меня половина лопаты». Тот, у кого вторая половина кар­тинки, встает рядом с ним, прикладывает свою половину и гово­рит: «И у меня половина лопаты». Затем дети вместе говорят: «У нас получилась лопата». Дети голосом выделяют звук [л]. Выпол­няется четвёртый сгиб модели самолёта.

8. Упражнение в произношении звука [л] в скороговорке.

Клава лук клала на полку,

Позвала к себе Николку.

Выполняется пятый сгиб модели самолета.

Звуковой анализ.

— Назовите картинки внизу страницы.

— Составим схемы этих слов (Приложение 1).

Один ребенок у доски составляет схему слова лампа. Дети по вариантам самостоятельно составляют схемы слов клумба, вол­на. Выполняется шестой сгиб модели самолета.

10. Упражнение в согласовании числительных и место­ имений-числительных с существительными.

— Закончите предложения словами лампа, клумба, волна:

В зале погасло несколько....

Около школы дети вскопали пять....

На море много....

Выполняется последний сгиб модели самолета.

Итог занятия.

— Лайнеры сконструированы, загудели и полетели.

Дети произносят звук [л] и запускают свои лайнеры.

ЗАНЯТИЕ №91

Тема: звук [ль].

Цель: уточнить произношение звука [ль]; совершенство вать звуковой анализ; упражнять в употреблении глаго­ла лететь с разными приставками; отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление.

Оборудование:индивидуальные схемы, зеркала, карандаши, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Найдите в слове мягкий согласный звук:

шасси стюардесса путь
гудит кабина низко
место пилот небо

2. Знакомство со звуком [ль].

—Какой вид транспорта вам напомнили эти слова?

—Кто управляет самолетом?

—Самолет, самолет, отправляйся в ... (полет).

— Самолет, летчик, полет ... . Какой одинаковый соглас­ный звук, нежный и ласковый звук, слышите в этих родст­венных словах?

3. Анализ артикуляции звука [ль].

—Произнесите звук [ль], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите, как правильно произнести звук [ль] (по схеме анализа артикуляции).

—Какой звук [ль]?

4. Закрепление звука [ль] (с. 49).

а) Произношение звука [ль].

— Маленький самолет гудит: ль-ль-ль.

Дети хоромпроизносят звук [ль].

— Какую фишку поднял Юпик? Почему?

б) Произношение:

с переносом ударения:

ля́ ля ля

ля ля́ — ля

ляля —ля́

с заменой гласных звуков:

ля — ле — лю — ли

ле — лю — ли — ля

в) Выделение звука [ль]из состава слова.

— Наш самолет прилетел на телестудию. Вот мы зашли в первую студию. Там снимались разные мультфильмы. Рас­смотрите кадры из мультфильмов. Назовите имена героев со звуком [ль], выделяя голосом звук [ль]. Назовите слова со звуком [ль] в начале слова (в середине слова).

г) Произношение звука [ль] в скороговорке.

—Во второй студии готовилась передача «Во саду ли в огороде». В ней снимались мальчик Коля и девочка Поля. Посмотрите на картинки. Что делали Коля и Поля?

—Произнесите отчетливо:

Коля колья колет.

Поля поле полет.

Физминутка.

— А сейчас у нас физкультурная пауза.

Игра «Летает не летает»

Кто летит, кто не летит?

Кто ответит без подсказок,

Тот в игре и победит.

Логопед предлагает слова:

самолет вертолет

лесенка лиса

лебедь мотылек

лес лев

пеликан олень

Если предмет не летает дети приседают. Если летает «летают» по группе, изображая полет самолёта.

Звуковой анализ.

а) — В третьей студии снималась передача «Поле чудес». Отгадайте загадки. Определите место звука [ль]в сло­вах-отгадках. Обозначьте звук [ль]в схеме.

б) — В четвертой студии художники подбирали картинки для будущих фильмов. Рассмотрите картинки. Найдите, и назовите лишний предмет в каждой группе картинок. Со­ставьте схемы слов: лиса, пальма (Приложение 1).





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!