Каждой команде дается столбик из шести слов.
— Покажите, как научились различать звуки [ж] — [з] и обозначать их буквами Ж и З.
.аба.убы.акат но.и
Та.ы.ук у.и ва.а
эта.и.авод.амок пи.ама
Логопед подводит итог соревнования.
ЗАНЯТИЕ №90
Тема: звук [л].
Цель: уточнить произношение, звука [л]; упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных; упражнять в согласовании числительных и местоимений-числительных с существительными; отрабатывать дикцию; развивать слуховую память.
Оборудование: модель самолета, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, листы бумаги, зеркала, предметные картинки, разрезные картинки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Произнесите отчетливо скороговорку: «Задрожали зайки, увидев волка на лужайке».
Артикуляционная гимнастика.
«Почистить верхние зубы».
«Качели».
«Пощелкать кончиком языка».
3. Знакомство со звуком [л].
—Узнайте предмет по его частям: крылья, салон, шасси, хвост, кабина. (Самолет.)
—Посмотрите на модель самолета-лайнера. Лайнер — это большой самолет для перевозки пассажиров. Он летает на большие расстояния.
—Высоко в небе за облаками летит лайнер. До нас доносится его гул: л
—Покажите, как гудит лайнер?
Дети произносят звук [ л] хором.
4. Анализ артикуляции звука [л].
— Произнесите звук [л], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Губы в легкой улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят за верхние зубы и прижат к верхним зубам. Боковые края языка опущены. Между ними и коренными зубами остаются щели, через которые проходит воздушная струя. Голос работает.
— Расскажите, какой звук [л]?
5. Упражнение в произношении звука [л].
а) Индивидуальное произношение звука [л].
— Передавая лайнер друг другу, покажите, как он гудит.
Дети друг за другом, по цепочке, произносят звук [ л] и передают модель лайнера друг другу.
б) Произнесение слогов с изменением высоты голоса.
— Лайнер летит над горами:
Логопед показывает изменение высоты голоса. Детиповторяют за логопедом.
6. Закрепление звука [л] (с. 48)
а) Повторение характеристики звука [л].
— Посмотрите на картинку с изображением лайнера в левом верхнем углу страницы. Как гудит лайнер? Почему Юпик поднял синюю фишку?
б) Игра «Сигнальщики».
— Ученые и инженеры-конструкторы строят все новые и новые модели лайнеров. И мы сегодня, как конструкторы, построим каждый свой лайнер и запустим его в небо.
У детей листы бумаги. По ходу занятия дети конструируют самолет.
—Конструкторы должны хорошо слышать и узнавать звук летящего лайнера.
—А как вы слышите звук [л]? Покажите фонариком.
Логопед произносит слова:
штурвал ракета аэрофлот
пилот трап салон
— Припомните и назовите слова со звуком [л].
Выполняется первый сгиб модели самолета.
в) Выделение звука [л] из состава слова.
— Рассмотрите картинку «На отдыхе». Назовите слова со звуком [л]. Рассмотрите схемы под картинкой. Подберите к каждой схеме слова со звуком [л].
— Самостоятельно разложите свои картинки под схемы.
У каждого ребёнка картинки: ландыши, стул, белка, волк. Выполняется второй сгиб модели самолета.
г) Игра «Положи, как я скажу».
Логопед называет цепочку слов: белка, волк, ландыши, стул. Дети по памяти выстраивают цепочку соответствующих картинок и воспроизводят ряд слов. Затем логопед меняет порядок слов.
Выполняется третий сгиб модели самолета.
Физминутка.
а) «Мы летаем высоко». (См. конспект № 43).
б) Игра «У кого вторая половина? »
По групповой комнате разложены разрезанные пополам картинки, в названии которых есть звук [л].
— Возьмите картинки-половинки. Посмотрите внимательно и решите, половина какой картинки у вас.
Вызванный ребенок показывает половину своей картинки и говорит: «У меня половина лопаты». Тот, у кого вторая половина картинки, встает рядом с ним, прикладывает свою половину и говорит: «И у меня половина лопаты». Затем дети вместе говорят: «У нас получилась лопата». Дети голосом выделяют звук [л]. Выполняется четвёртый сгиб модели самолёта.
8. Упражнение в произношении звука [л] в скороговорке.
Клава лук клала на полку,
Позвала к себе Николку.
Выполняется пятый сгиб модели самолета.
Звуковой анализ.
— Назовите картинки внизу страницы.
— Составим схемы этих слов (Приложение 1).
Один ребенок у доски составляет схему слова лампа. Дети по вариантам самостоятельно составляют схемы слов клумба, волна. Выполняется шестой сгиб модели самолета.
10. Упражнение в согласовании числительных и место имений-числительных с существительными.
— Закончите предложения словами лампа, клумба, волна:
В зале погасло несколько....
Около школы дети вскопали пять....
На море много....
Выполняется последний сгиб модели самолета.
Итог занятия.
— Лайнеры сконструированы, загудели и полетели.
Дети произносят звук [л] и запускают свои лайнеры.
ЗАНЯТИЕ №91
Тема: звук [ль].
Цель: уточнить произношение звука [ль]; совершенство вать звуковой анализ; упражнять в употреблении глагола лететь с разными приставками; отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление.
Оборудование: индивидуальные схемы, зеркала, карандаши, альбом 2.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Найдите в слове мягкий согласный звук:
шасси стюардесса путь
гудит кабина низко
место пилот небо
2. Знакомство со звуком [ль].
—Какой вид транспорта вам напомнили эти слова?
—Кто управляет самолетом?
—Самолет, самолет, отправляйся в... (полет).
— Самолет, летчик, полет.... Какой одинаковый согласный звук, нежный и ласковый звук, слышите в этих родственных словах?
3. Анализ артикуляции звука [ль].
—Произнесите звук [ль], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите, как правильно произнести звук [ль] (по схеме анализа артикуляции).
—Какой звук [ль]?
4. Закрепление звука [ль] (с. 49).
а) Произношение звука [ль].
— Маленький самолет гудит: ль-ль-ль.
Дети хоромпроизносят звук [ль].
— Какую фишку поднял Юпик? Почему?
б) Произношение:
с переносом ударения:
ля́ — ля — ля
ля — ля́ — ля
ля — ля —ля́
с заменой гласных звуков:
ля — ле — лю — ли
ле — лю — ли — ля
в) Выделение звука [ль] из состава слова.
— Наш самолет прилетел на телестудию. Вот мы зашли в первую студию. Там снимались разные мультфильмы. Рассмотрите кадры из мультфильмов. Назовите имена героев со звуком [ль], выделяя голосом звук [ль]. Назовите слова со звуком [ль] в начале слова (в середине слова).
г) Произношение звука [ль] в скороговорке.
—Во второй студии готовилась передача «Во саду ли в огороде». В ней снимались мальчик Коля и девочка Поля. Посмотрите на картинки. Что делали Коля и Поля?
—Произнесите отчетливо:
Коля колья колет.
Поля поле полет.
Физминутка.
— А сейчас у нас физкультурная пауза.
Игра «Летает — не летает»
Кто летит, кто не летит?
Кто ответит без подсказок,
Тот в игре и победит.
Логопед предлагает слова:
самолет вертолет
лесенка лиса
лебедь мотылек
лес лев
пеликан олень
Если предмет не летает — дети приседают. Если летает — «летают» по группе, изображая полет самолёта.
Звуковой анализ.
а) — В третьей студии снималась передача «Поле чудес». Отгадайте загадки. Определите место звука [ль] в словах-отгадках. Обозначьте звук [ль] в схеме.
б) — В четвертой студии художники подбирали картинки для будущих фильмов. Рассмотрите картинки. Найдите, и назовите лишний предмет в каждой группе картинок. Составьте схемы слов: лиса, пальма (Приложение 1).