Практика «Инвентаризация ресурсов».




Психологическое здоровье педагога. Эмоциональное выгорание. Ресурсы.

 

Одна из наболевших проблем нашего общества — отсутствие в среде детей ресурсных взрослых. Их очень мало. Их дефицит. Дефицит среди родителей, среди педагогов, везде. Но в отношениях с детьми это заметнее. Им такие взрослые нужны как воздух.

Вы можете находиться рядом с подростками и не раздражаться? Можете спокойно смотреть на хаос и нелогичность детских поступков? Или, наоборот, спокойно выносить медлительность и строгую последовательность действий? Спокойно ли выносите детский плач? Если так, то вы — ресурсный взрослый. Второй вопрос — как долго вы можете находиться в таком состоянии и как долго восстанавливаетесь, вылетев из него?

План лекции:

1.Психологическое здоровье.

2.Предрасположенность педагогов к эмоциональному выгоранию. Факторы.

3.Дифференциация выгорания от депрессии, кризисного состояния.

4.Понятие ресурса. Внешние и внутренние ресурсы.

 

Ещё З. Фрейд выделил способность человека к работе и любви, как основные составляющие психического здоровья. Нэнси Мак-Вильямс, спустя почти век, дополнила – играть!
Впрочем, составляющих значительно больше, но эти три являются, пожалуй важнейшими и неразделимыми.

Любить.

 

В первую очередь, это способность создавать отношения и удерживаться в них.
Открываться другому человеку, быть в партнёрстве, принимать другого, без идеализации и обесценивания. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной. И, безусловно, это касается любви к себе.

Работать.

 

Любая профессия, это не только способность создавать, созидать - делать то, что является ценным для общества. Но это и способность к творчеству - привносить в мир что-то новое.

Играть.

Здесь речь идет как о прямом смысле "игры" у детей, так и о способности взрослых людей "играть" словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, танцы, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие.
В современном обществе наблюдается общая тенденция к тому, что мы перестаем играть. Наши игры из "активных" превращаются в "отстранено-наблюдательные". Мы все меньше сами танцуем, поем, занимаемся спортом, все больше наблюдая за тем, как это делают другие.

Душевное здоровье - внутреннее состояние, когда душа не просто не страдает болью и не болеет враждой. Это позитивное восприятие себя, интерес к жизни, бодрость и энергия, хорошее настроение. Душевно здоровый человек - адекватен, доброжелателен, ему нравится разумный уровень жизненного напряжения. и он способен его выносить. Способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности.

Синдром эмоционального выгорания — представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми. Равнодушие. Понятие «синдром эмоционального выгорания» введено в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году.

Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью.

А поскольку обучение ребенка процесс не из лёгких, и порой педагогу необходимо затрачивать огромное количество не только профессиональных знаний и умений, но и физических и психических сил, что может приводить к «эмоциональному выгоранию» (СЭВ) педагога.

Факторы.

Больший риск выгорания у тех, кто:

  • имеет ригидную обстановку на работе (однообразная работа, напряженный ритм работы, высокая ответственность, отсутствие корпоративного духа в коллективе, негативный фон, работа с большим количеством людей;
  • не имеет достаточного режима сна и отдыха, снижена забота о физическом теле;
  • не получает хорошую поддержку в семье, не располагает кругом надёжных друзей, знакомых, поддержкой в общении;
  • риск выгорания повышается при низкой профессиональной компетентности (начало работы, ощущение беспомощности, провала, отсутствие курсов, повышения квалификации);
  • отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу;
  • у людей с негативным мировосприятием, склонным к мнительности, эмоциональной чувствительности, самокопанию;
  • люди – привыкшие наказывать себя за ошибки и предъявлять претензии окружающим, люди, привыкшие жить в позиции жертвы, склонные падать духом при столкновении с трудностями.

 

К эмоциональному выгоранию следует относиться, как и к любой другой временной трудности.

Стадии СЭВ:

1. Напряжение (обнаружение травмирующих обстоятельств, недовольство собой).

2. Резистенция (реагирую избрано, любимые-нелюбимые ученики,неравномерный эмоциональный фон, обделяю вниманием того, кто не нравится и оправдываю себя).

3. Истощение (падение общего тонуса, ослабление нервной системы, не могу помогать, бездушность).

Текущая профилактика и помощь при эмоциональном выгорании тесно связана с ресурсами.

Ресурсное состояние (или - быть в ресурсе) - наличие физических, душевных и духовных сил и энергии для решения предстоящих задач.

Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности: 1) выживание 2) физический комфорт, 3) безопасность 4) вовлеченность в социум 5) уважение со стороны социума 6)самореализацию в социуме.


Ресурсы делятся на:

  • социальные (внешние)
  • личные (внутренние)

Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи.

Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри.

 

Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. Минимум начальных внешних ресурсов необходим.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция,
локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку. Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы. Человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей. Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я. Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

 

 

Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу.
Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами.

 

Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей.

Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет.

Так же условно ресурсы можно поделить на физические и психологические.

Физически ресурсное состояние - это выспавшийся, отдохнувший, физически бодрый человек.

Психологически ресурсное состояние - состояние уверенности, бодрого настроения, когда человек ощущает жизненные силы и энергию, способность выполнить задачу.

Восстановление собственных ресурсов нужно начинать с физического состояния - это основа всего. Сон, еда, секс, отдых.

Способы восстановления ресурсов:

  • Телесные практики, йога, медитация, дыхательные практики (баня, массаж, дыхание, движение, звук).
  • Пищевое поведение, здоровый образ жизни.
  • Регулярный отдых. Выходные, отпуск, занятия спортом, аутотренинг. Отдых от работы в окружении семьи, друзей. По чаще устраивать себе выходные с выездами на природу, в исторические места, в другие страны и города.
  • Семейное общение, родительская поддержка, возвращение к родовым связям, семейные альбомы и тд. Место силы, собственное пространство как зона комфорта, куда возвращаешься и восстанавливаешься. Обустройство своей территории с комфортом, уютом.

 

 

  • Налаживание социальных связей, друзья, коллеги, профессиональные объединения. Курсы повышений квалификации, мастер-классы. Общение, обмен, поддержка.
  • Развитие, создание себе перспектив. Не топтаться на одном месте - искать новые возможности развития, осваивать новые, неизвестные области, искать новые применения своему мастерству.
  • Занятия хобби, увлечения. Рукоделие для женщин, путешествия, языки и тд.
  • Заменить чувство вины на чувство ответственности. Виноват - не переживай, не грызи себя и окружающих, а поправь, что можешь.
  • Начать планировать свой день, неделю, месяц и год. Ставить цели. Разбивать большую цель на мелкие промежуточные и достигать.
  • Жизнь в режиме миссии - заниматься делом, в котором видишь настоящий смысл, здоровая философия заботы о людях и жизни, позиция Творца.

 

Практика «Инвентаризация ресурсов».

Цель: осознание и развитие собственных ресурсов.

Выпишите минимум 10 собственных ресурсов (можно больше), внешних и внутренних, которые являются для вас точкой опоры в разных состояниях и попробуйте их разбить на группы по назначению, например:

-восстановление энергии

-выполнение трудных обязательств

-мотивирующие к непосредственному действию, дающие силы для рывка и тд.

Попробовать осмыслить каких ресурсов больше внешних или внутренних (опора на себя или внешний мир).

Внутренним ресурсам можно дать место в карте тела и обращаться к ним, когда возникает необходимость.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: