— Едет Емеля дальше, видит «Домики букв». В каком домике живет моя буква Е? Объясните, почему буква Е живет в домике с красной крышей?
9. Итог занятия.
Дети букву Е узнали,
Дети грамотнее стали.
Ты, Емеля, не ленись,
Тоже грамоте учись!
Недаром говориться: «Грамоте учиться — всегда пригодится».
ЗАНЯТИЕ №96
Тема: буква Е после согласных.
Цель: познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Е; научить читать слоги, слова и предложения с буквой Е; упражнять в составлении предложения по опорным словам и объединять их в рассказ; закрепить понятие о сложных словах; уточнить употребление глаголов надел, одел; развивать мышление.
Оборудование: разрезные слоги, тетради, ручки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Назовите слова, начинающиеся с Е.
2. Звуко-буквенный анализ (с. 55).
Загадка.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Лес)
— Посмотрите на схему слова лес. Какая первая буква в слове? Какой звук она обозначает? Какая буква укажет, что Л надо читать мягко? Это буква Е.
— Поставьте букву Е в схему. Буква Е обозначит мягкость согласного звука [ль]. Прочитайте слово.
3. Чтение.
а) Чтение слогов.
Хочет Е с согласной встать,
Ее мягкость показать.
— Подружим букву Е со всеми согласными буквами.
Дети читают разрезные слоги хором и индивидуально друг за другом, по цепочке.
б) Чтение слогов и дополнение их до целых слов.
— День ото дня солнце светит все ярче и ярче. Чувствуется приближение весны, особенно в лесу. Посмотрите на картинку. Отправились дети в лес. Давайте и мы шагнем в эту картинку и погуляем по весеннему лесу. Посмотрим, как чудесно и трогательно живет удивительный мир леса.
|
Посчитаем: Раз-два-три —
Вот в картинку мы вошли.
Логопед совместно с детьми описывает картинку «Лес».
— Хотя лес все еще голый, но в нем уже весело, не то что зимой. Раскинулась пушистая верба. Распустила, развесила сережки... (березка). Вокруг стволов деревьев показалась земля. Пень снял свою снежную шапку. В ветвях густого кедра гнездо клестов, там пищат... (птенцы). Подул... (ветер), посыпались семена из кедровых шишек. Между деревьями пробежал гордый... (олень). Оставляя на снегу едва заметные... (следы), промелькнула:... (белка). Спокойно сидят на ветках красногрудые... (снегири). А это что? Из огромного сугроба вьется пар? (Берлога). В берлоге просыпается... (медведь). Выглянуло солнышко, на талом снегу появились длинные тени. Как радостно, светло и легко на душе!
Мы идем лесной тропинкой,
На ней слоги с буквой Е.
Эти слоги мы прочтем,
Слова с ними назовем.
Дети читают слог и называют слово с этим слогом, используя картинку.
в) Составление предложения по опорным словам и объединение их в рассказ (с. 56).
— А вот еще одна интересная история о двух мальчиках, которые тоже побывали в лесу. Рассмотрите картинку. Прочитайте слова под первой картинкой. Составьте по картинке предложение, используя прочитанные слова.
Аналогичная работа проводится по другим картинкам.
— Расскажите еще раз о том, как Петя и Сеня побывали в лесу.
Физминутка.
а) «Дует ветер» (см. конспект № 53).
б) «Если нравится тебе, то делай так...» (см. конспект № 95).
Письмо.
а) Письмо под диктовку слов: лес, небо, снег.
|
б) Письмо по памяти предложения: Дети идут в лес.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
а) Образование сложных слов.
— Прочитайте слово под картинкой. Чем занимается оленевод? Из каких двух слов образовано слово оленевод? Какие два слова соединила буква Е?
Аналогично рассматриваются слово коневод.
б) Упражнение в употреблении глаголов надел, одел.
—Этого мальчика зовут Гена. Что сделал Гена? Прочитайте предложение о Гене.
—Запомните: когда действие направлено на себя, надо говорить надел.
—У Гены есть сестра Лена. Посмотрите на следующую картину. Прочитайте второе предложение. Подумайте, когда говорится слово одел?
Итог занятия.
— Подумайте, почему буква Е поселилась в нижнем ряду «Домиков букв»?
ЗАНЯТИЕ №97
Тема: буква Ё, ё в начале слога.
Цель: познакомить с буквами Ё, ё; обучать чтению слов с буквой Ё в начале слога, упражнять в чтении текста и в пересказе; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Ё, ё и слов с ними; упражнять в подборе родственных слов; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: фигурка ежика с яблоками, кассы букв, тетради, ручки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Прочитайте слог и дополните его до целого слова:
ме... ее... пе... не...
бе... те... зе... ке...
се... де... бе... ле...