Осуществление поворота в штормовых условиях




 

Зачастую случается так, что во время шторма необходимо выполнить какие-либо работы на верхней палубе. Делать это следует с соблюдением всех мер безопасности.

Не менее опасным, чем работы на верхней палубе, является выполнение маневра «поворот» в штормовую погоду. Для успешного выполнения поворота производят расчет предполагаемого поведения судна на новом курсе. Поворот может сопровождаться значительным креном. Поэтому, перед поворотом вахтенный помощник совместно с боцманом или старпомом должен еще раз обойти судно и убедиться, что все иллюминаторы и двери закрыты; грузы, такелаж, шлюпки, трапы надежно закреплены. О предстоящем повороте необходимо оповестить по судовой трансляции экипаж, предупредить вахтенного механика о готовности к реверсу, а на руль поставить опытного рулевого.

Выбрав момент сразу после прохождения серии крутых волн и усиленной качки судна, приступают к повороту. Поворот выполняют в кратчайший срок, до подхода серии крупных волн. Машине дают полный ход и руль перекладывают на борт. Поворот под ветер с курсов против волны происходит быстрее, чем поворот на ветер. Заняв положение лагом к волне, судно может получить значительный крен. В это время нельзя отводить руль или сбавлять ход. Всякое замедление движения подвергает судно воздействию целой серии волн и ухудшает его положение. На новом курсе нужно сбавить скорость и тщательно осмотреть судно, т.к. от значительного крена или ударов волн могут ослабнуть крепления палубного груза, стрел, трапов.

Поворот носом под ветер на заднем ходу, как частный случай поворота в шторм, может быть рекомендован судам, которые до поворота лежали в дрейфе лагом к волне. Такие суда в случае потери управления во время изменения хода с переднего на задний и разворота лагом к волне не окажутся в худшем положении. Поворот под ветер работой машин задним ходом может использоваться для судов в балласте и со слабыми машинами.


Расхождение с циклоном

Особую опасность представляют циклоны. Вахтенный помощник обязан знать правила маневрирования судна в зоне тропического циклона.

Случай 1. Если судно находится в наиболее опасной (левой передней) четверти тропического циклона и может пересечь путь движения циклона заблаговременно, т.е. вдали от его центра, то следует идти так, чтобы ветер был с левого борта, и, по возможности, держать курс перпендикулярно пути движения циклона. Это позволит уйти в наименее опасную (правую переднюю) четверть циклона. Если нет уверенности в том, что удастся пересечь путь движения тропического циклона на значительном удалении от центра, то не следует пытаться выполнить этот маневр на судах даже с мощными машинами.

Случай 2. Если судно находится в наиболее опасной (левой передней) четверти тропического циклона и не может пересечь путь движения циклона заблаговременно, то нужно по возможности удалиться от центра циклона, приведя ветер на носовые курсовые углы левого борта. Если удалиться от центра тропического циклона на значительное расстояние не удается, то судно должно удерживаться носом против волны, работая машинами.

Случай 3. Если судно приближается к циклону со стороны его наиболее опасной (левой передней) четверти, нужно изменить курс на обратный и поступить так, как указано в случае 2.

Случай 4. Если судно находится в правой передней четверти тропического циклона, нужно стремиться уйти от центра циклона курсом, перпендикулярным пути его движения, проведя ветер по левому борту.

Случай 5. Если судно находится в правой передней четверти тропического циклона и не может держать курс перпендикулярно пути движения циклона, то следует привести ветер на кормовые курсовые углы левого борта и идти полным ходом.

Случай 6. Если судно догоняет тропический циклон, нужно уменьшить скорость, приведя ветер по правому борту и ожидать, пока циклон не удалится.

Каждый из описанных выше способов расхождения с центром тропического циклона и маневрирования в зоне его действия не является совершенным, поэтому следует использовать все данные о пути и скорости движения тропического циклона, чтобы своевременно принять меры для безопасного расхождения с ним.


Заключение

 

Под штормованием судна принято понимать вынужденное изменение курса судна, изменение режима работы силовой энергетической установки для уменьшения воздействия шторма на судно, груз и людей. При этом лучше принять решение заблаговременно, чем дожидаться, когда шторм нанесет разрушение судну или грузу. Решая задачу штормования, необходимо учитывать силу, характер и направление ветра, волнения, наличие в районе плавания навигационных опасностей, интенсивность судоходства и пути движения судов, очертание береговой черты, имеющиеся глубины, бухты, удобные якорные стоянки, порты-убежища, конструктивные особенности судна, характер загрузки, соотношение размеров судна и длины волны. Всё это вахтенный помощник капитана обязан знать, умело и своевременно применять свои знания на практике и заблаговременно быть готовым ко всем трудностям, возникающим в штормовых условиях плавания судна.


Литература

1. Л.Е. Курочкин, А.Г. Нестеров, изд. 2 доп. Судовождение. Основы несения штурманской вахты на судах Украины 2004г. - 66 с.

2. Устав службы на судах государственных пароходств Украины. - Од.: ДМРТУ, 1994. - 60 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: