Лариса Геннадьевна Назарова




Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 25 февраля 2017 г.)

Москва 2017


УДК 94

ББК 63

О 28

Ответственный редактор:

заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Московского финансово-юридического университета МФЮА, кандидат филологических наук, доцент В.В. Никульцева

 

 

О 28 Общество и личность на переломе эпох [Текст]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 25 февраля 2017 г.) / отв. ред. В.В. Никульцева; Московский финансово-юридический университет МФЮА. – М.: МФЮА, 2017. – 180 с.

ISBN 978-5-94811-262-6

В 2017 г. российская и мировая общественность отмечают 100-летие русской революции. Историческое значение данного события трудно пере- оценить. В 1917 г. произошли столь масштабные события, что они изменили не только Россию, но и повлияли на общемировое развитие.

Авторы статей данного сборника, выходящего по итогам Всероссий- ской научно-практической конференции «Общество и личность на переломе эпох» (Московский финансово-юридический университет МФЮА, 25 фев- раля 2017 г.) пытаются ответить на вопрос, как проходит общество в целом и отдельный человек в частности через испытания своей эпохи, как меняется при этом страна, люди, отдельная личность. Участники конференции не останавливаются только на событиях 1917 г., рассматривая, как общество и личность преодолевают исторические переломы в различных странах и в различные эпохи.

Для историков, философов, филологов и широкого круга читателей.

УДК 94

ББК 63

ISBN 978-5-94811-262-6

 

© МФЮА, 2017

© Коллектив авторов, 2017

 

 

РОДИНА НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ

В ПОНИМАНИИ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ СБОРНИКА Н.В. ОБОЛОНСКОГО

«СВЕТИТСЯ В СУМЕРКАХ РОДИНА»

Лариса Геннадьевна Назарова

кандидат филологических наук

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Аннотация. В настоящее время актуализируется понятие родины. Значи- мость родины для человека, живущего на переломе эпох, имеет боль- шую ценность. В зависимости от того содержания, которое лирический герой вкладывает в понятие родина, он наполняет свой внутренний мир теми или иными приоритетами, думами, ощущениями.

Ключевые слова: родина, эпоха, переломная эпоха, Россия.

 

Наш современник, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса имени Андрея Платонова – Николай Васильевич Оболонский – в 2016 г. выпустил к своему 70-летию пя- тый сборник стихотворений «Светится в сумерках родина». «Почти 40 лет живет Николай Васильевич в Одинцово, но мысли о малой родине, о кубанском хуторе Красный Кут, где прошло его детство, не отпускают» [4]. Размышляет поэт и о России в целом. Н.В. Обо- лонский, не единожды переживший перелом эпох, через своего лирического героя доносит до читателя те чувства и настроения, которые сопровождают человека, когда он думает о родине – большой и малой. «Верный сын России, со скромным достоинством несет он вечный крест русского поэта, бережно храня заветы великих гениев русского поэтического слова» [3]. «…В современных политических и экономических условиях активно осмысливаются роль места рождения, территории проживания, традиций этноса и языковой общности в жизни отдельного индивида» [2]. Ввиду значимости сформированного отношения автора к отечеству, передаваемого че- рез призму взглядов его лирических героев, а также ввиду высокой художественной ценности строк поэта, для анализа нами выбрана концептуальная книга «Светится в сумерках родина».

О послевоенном детстве автор вспоминает как о небогатом, тяжелом, но счастливом времени. «Жили трудно, но на судьбу


не жаловались» [4] – так же, как и лирический герой, скорее всего, автобиографичного стихотворения Н.В. Оболонского: Под драночной кровлей Союза, / Стянув телогреечку с плеч, / Будыльями кукурузы / Топила мать вечером печь («Рождение миража») [6, c. 12]. Дранка – тонкие дощечки для обивки стен и потолков под штукатурку, для покрытия кровли; гонт [1]. В тексте передается понимание того, что

«у счастья всегда долгострой». Именно эта вера в будущее счастье, готовность ждать давала силы подрастающему послевоенному по- колению радоваться настоящему дню: Зато мы красивую песню / За печкою пели с сестрой («Рождение миража») [6, c. 12]. Сравним со стихотворением «Автопортрет детства». Оно начинается анало- гичным образом: уже в первой строке вырисовывается некий покров, под которым находится герой: Под крылом натруженной Державы… («Автопортрет детства») [6, c. 14]. «Под… кровлей Союза», «Под крылом… Державы» – не то ли это ощущение Родины-матери, даю- щей нам и дом, и защиту, и пропитание? И, как и в ранее рассмотрен- ном тексте, – видение дороги вперед, несмотря на нелегкое время.

В третий класс успешно перейдя, / Я по лужам босиком гуляю / В рубашонке реденькой дождя («Автопортрет детства») [6, c. 14].

Как атрибут времени, в котором жил автор и его герой, встре- чаем антропоним – псевдоним одного из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 г. в России: Наливной антоновкой колени / На качелях светят в полумгле. / Я тебя привет- ствую, как Ленин / Братство всех народов на земле («Деревенские качели») [6, c. 41]. Текст касается уже времени юности. Юность лири- ческого героя также сопряжена с СССР. И стихотворение, в котором упоминается основатель СССР, проникнуто светлым, позитивным настроением: Небушко верхушкою очистив, / Юность никуда не то- ропя, / Дерево скрипит, роняя листья, / Заставляя вскрикивать тебя («Деревенские качели») [6, c. 41]. Здесь еще нет и намека на разруху деревни, которую не единожды описывает автор, повествуя о России современной. Чего не стало в современности, что помогало дерев- не жить? Органов Советской власти? Сельских Советов народных депутатов? Их работы, направленной на увеличение тех благ, что производила страна? За былым прогнившим сельсоветом / С лозунгом надои поднимать / В сорванные двери туалета / Верст на десять родину видать («За былым прогнившим сельсоветом…») [6, c. 68].


Пришло опустение земель. Земля, которую видать «верст на десять», теперь уже не родящая, а бесплодная. «Господи, верни меня обрат- но…» – восклицает лирический герой. Обратно – не в другую страну, континент, измерение, на ту же родину, но в золотое ее время. Герой не предает отечество, а сокрушается о том, что с ним случилось.

Затрагивает в своей книге Н.В. Оболонский и время Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева: Обещает Хрущев коммунизм.

/ Люди ходят, как будто с похмелья («Надежд несбывшихся вес- на») [6, c. 73]. Это «как будто с похмелья» явно указывает на период середины 1950-х – середины 1960-х гг. – на время так называемой Хрущевской оттепели. Освобождены политические заключенные, ликвидирован ГУЛАГ: Отсидев, «враг народа» молчит, / У ворот улыбаяся криво («Надежд несбывшихся весна») [6, c. 73]. «Выраже- ние “враг народа” впервые появилось во время Великой Французской революции 1789 г. …Было заимствовано большевиками… “Врагами народа” первоначально называли тех партийных и государственных деятелей, во взглядах и поступках которых Сталин и его окружение усматривали несогласие с “линией партии”… Позднее врагом народа мог быть объявлен любой человек, заподозренный в нелояльности по отношению к советской власти, шпионаже или в так называемом вредительстве, то есть нанесении сознательного ущерба экономике страны. Привлеченные к суду… часто без оснований, осуждались по 58-й статье «Контрреволюционные преступления» Уголовного кодекса РСФСР» [5]. Так, освещая послевоенное время, светлую со- ветскую юность, затрагивая Хрущевскую оттепель, Н.В. Оболонский переносит своего лирического героя в современную нам Россию. Какой же он – современный человек? Кто лирический герой XXI в.? В повествовании автора угадывается герой именно нашего времени, именно современности: Разлюбив и жену, и страну, / Не пытаясь себе сделать визу, / Нынче лучше смотреть на луну,

/ Чем набитый дерьмом телевизор («Встреча Нового года») [6,

c. 84]. Это герой, осознающий тщету того, что сейчас показывается на телеэкране, герой, критично настроенный относительно политики страны, герой, который и рад сделать что-то полезное для Родины, но понимает, что это нелегко в наше время, которое исказило многое в истории, в судьбах и умах: В голове так много каши! / Ты попробуй выбрать в ней / Что-то нужное для нашей / Родины – не хватит дней («В голове так много каши…») [6, c. 124]. Однако это только одна


грань образа современного человека. Другая – восприятие родины как матери, любовь к ней, разделение с нею всех радостей и невзгод. Многим людям, искренне любящим Родину несмотря на ее порой неприглядную, по большей части неизменную, реалистично отраженную автором окружающую действительность: Ночью мо- розной посеяв тревогу / На непроспавшейся хмурой Руси, / Скорая помощь, по скользким дорогам / Ты мою душу полегче тряси («Ночью морозной посеяв тревогу…») [6, c. 173], близок лирический герой Н.В. Оболонского, «душой болеющий за Русь» («К морозам каждый молодится…») [6, c. 159]. Такому современнику дорога родина,

«помнящая в прошлом себя разудалой» («Помнящей в прошлом себя разудалой…») [6, c. 197], и он получает духовное отдохновение от ее света (вспомним название сборника «Светится в сумерках родина»): Светится малая родина. Жить без нее не могу! («Жаркая, иногород- няя…») [6, c. 192]; … Светится издали родина, / душу врачуя мою («Родина») [6, c. 98]. Секретарь Правления Союза писателей России Иван Юрьевич Голубничий, называя Н.В. Оболонского «поэтом рус- ского звучания», подчеркивает, что в сердце его лирического героя

«…живет пронзительная грусть о трагичной судьбе Родины и в то же время неистребимая радость каждому грядущему дню» [3]. Именно эти чувства помогали человеку в переломные эпохи истории не поте- рять достоинство. Хочется верить, что именно они помогут ему вновь. Таким образом, наш современник поэт Н.В. Оболонский по-

казал нам, как воспринимает родину его лирический герой на пере- ломе эпох. Родина в послевоенное время – это ощущение счастья от возможности мирно трудиться при осознании тяжести времени, а также ощущение защищенности стенами дома-Державы; родина времени нахождения у власти В.И. Ленина связывается со светлой, радостной юностью лирического героя; родина при Н.С. Хрущеве значима периодом «оттепели», обретением народом надежд; герой- современник воспринимает родину, с одной стороны, критично, без- деятельно рассуждая над ее положением, с другой стороны, любовно, как источник жизни и как врачевателя души.

Библиографический список

1. Большой толковый словарь / гл. ред. С.А. Кузнецов. М., 2014. URL: https://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ (дата обращения: 07.02.2017).


2. Гимаев Я.А. Актуализация концепта родина в школьных учебниках по литературе и в массовом сознании учащихся: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2010. URL: https://dislib. ru/jazykoznanie/50733-1-aktualizaciya-koncepta-rodina-shkolnih- uchebnikah-po-literature-massovom-soznanii-uchaschihsya.php (дата обращения: 07.02.2017).

3. Голубничий И.Ю. Слово о Николае Оболонском. URL: https:// odinimc.ru/tvorcheskie-obedineniya/literaturnie-stranici/obolonskiy- nikolay-vasilevich (дата обращения: 06.02.2017).

4. Комель И.Б. Поздравляем с изданием новых сборников // Портал городского поселения Одинцово. URL: https://www.odintsovo- gorod.ru/news/2014/11/19/pozdravlyaem-s-izdaniem-novyix- sbornikov/ (дата обращения: 06.02.2017).

5. Лингвострановедческий словарь. URL: https://lingvostrano vedcheskiy.academic.ru/ (дата обращения: 07.02.2017).

6. Оболонский Н.В. Светится в сумерках родина. Стихотворения. М., 2016.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: