— Но что это с нашим кораблем? Его клонит то вправо, то влево. Стрелки на приборах дрожат. В небе видны яркие вспышки. Это метеоритный дождь — осколки падающих звезд. Чтобы прекратился метеоритный дождь, закончите правильно предложения словами красивые метеориты.
— Мы видим в космосе … ….
— В космосе много … ….
— Мы наблюдаем за … ….
— Мы не можем подлететь к … ….
— Мы будем долго помнить о … ….
—Корабль благополучно пролетел сквозьметеоритный дождь.
Итог занятия.
— Подлетаем к планете Юпитер, на ней нас встречают друзья Юпика: Рэкси и Рикси. Наш экипаж вручает им кар
тинки с видами Земли: деревья, город, озеро, деревня, река, горы, травы, море, звери, рыбы, радуга, грибы.
Дети распределяют картинки с видами Земли для Рэкси — со звуком [р], для Рикси — со звуком [рь].
ЗАНЯТИЕ № 100
Тема: буквы Р, р.
Цель: закрепить звуки [р], [рь]; познакомить с их графическим Обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: кассы букв, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Замените первый звук в слове на звук [р].
Тома — Рома мак —... пыжик —... пугать —...
козы —... кот —... танец —... хобот —...
мука —... нога —... забота —... мычать —...
2. Повторение характеристики звуков [р], [рь].
— Расскажите о звуках [р], [рь].
3. Знакомство с буквами Р, р (с. 60).
—Посмотрите на буквы в голубой рамочке. Похожи ли эти буквы?
—Сколько элементов у буквы Р? Какие это элементы?
—Прочитайте буквы.
—Посмотрите, как построена буква Р пальчиками рук. Постройте ее так же.
—Посмотрите на робота в левом верхнем углу страницы.
Робот боком к детям встал.
Букву Р нам показал.
|
—На что еще похожа буква Р? Чем эти предметы напоминают букву Р?
—В каком домике живет буква Р? Почему?
4. Звуко-буквенный анализ.
— Продолжаем космическую игру. На какую планету мы прилетели на прошлом занятии? Друзья Юпика Рэкси и Рикси показали нам свою самую большую планету.
—Наш экипаж готов продолжить свое путешествие. Заправим баки-кассы топливом — буквой Р.
—Внимание! Внимание! Говорит пульт управления. Сообщение о готовности к взлету. Составим в кассе предложение: «Ракета на старте».
Дети составляют в кассе предложение и читают его.
— Пять, четыре, три, два, один... Ура! Летим!
Поднимается ракета,
Чертит небо ярким светом.
5. Физминутка.
«Большая желтая луна» (см. конспект № 61).
Чтение.
Идет спокойно наш полет.
Нас впереди планета ждет.
— Отгадайте название планеты по верхним половинкам букв. (Сатурн.) Наш корабль (ракету) зажали кольца Сатурна. На планете видим флаг. На нем написано начало слов. Отгадаем слова и прорвемся через кольца Сатурна.
Дети читают слоги и дополняют их до целого слова.
Наша ракета мчится вперед. Какая планета в гости нас ждет?
— Отгадайте название планеты по «рассыпанным» буквам. (Марс.)
— Дается команда: «Включить контакт». Контакта нет. Гигантская пылевая буря разыгралась на Марсе. Идут только отдельные слова. Прочитайте слова и объясните их значение. (Орбита, Гагарин, старт, космодром.) Летим дальше.
Вот планета перед нами,
Покрыта белыми облаками.
—Узнайте название планеты, поставив буквы по размеру, начиная с самой большой. (Венера.)
—Прочитайте предложение шепотом.
|
А сейчас экипажу нашему нужно
Прочитать предложение громко и дружно.
— Выходим на связь с планетой Венера. Нам сообщают, что на планете сильная жара. Там так жарко, что пирог можно испечь за несколько секунд, даже без духовки. Облетим горячую планету.
Летим вперед, летим вперед!
Последняя планета ждет.
— Отгадайте ее название, поставив буквы в порядке, указанном цифрами. (Земля.) Идем к Земле. Расшифруем координаты посадки корабля.
Дети отгадывают ребусы: народ, ворота, пирог.
Итог занятия.
— Дополните стихотворение отгаданными словами.
Едва мы угадали слова коды,
Раскрылись вдруг небесные... (ворота).
И подошел к концу космический полет.
И приземлился дружный наш... (народ).
Перешагнем мы домашний порог,
Дома нас ждет очень вкусный... (пирог).
ЗАНЯТИЕ №101
Тема: буквы Р, р (закрепление).
Цель: закрепить звуки [р], [рь]; буквы Р,р; формировать навык письма слогов и слов с буквами Р, р; уточнить употребление предлога перед; упражнять в согласовании числительных и существительных, в подборе родственных слов.
Оборудование: карточки с буквами, тетради, ручки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
У детей карточки с буквами слов: Белка и Стрелка. На обратной стороне карточек цифры от 1 до 12. На доске написано: 1, 2, 3, 4, 5 и 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
— Первыми в космос на ракете полетели собаки. Клички этих собак мы сейчас отгадаем. Посмотрите, какие цифры у вас на карточках. Закройте цифры на доске своей карточкой с такой же цифрой.
Дети ставят карточки на доску и читают слова: Белка и Стрелка.
|
— Вкличках собак часто встречаются звуки [р], [рь]: Барбос, Шарик, Мухтар, Рэкс. Как вы думаете, почему?
Письмо.
а) Письмо букв Р, р.
б) Письмо слогов.
— Я назову слова, называющие действия собаки. Назовите слог с буквой Р из каждого слова. Напишите этот слог в тетради:
ро ет ох ра няет
ры чит бе ре т (след)
сте ре жет ря вкает
в) Письмо слов.
— Отгадайте клички собак, в которых есть звуки [р],[рь]: Напишите эти слова.
д) Письмо предложения с комментированием: «Мухтар берет след».