Особенности назначения наказания несовершеннолетним




 

Руководствуясь общими началами назначения наказания, суд, назначая наказание несовершеннолетнему, учитывает также:

1) условия его жизни и воспитания;

2) уровень психического развития, иные особенности личности;

3) влияние на него старших по возрасту лиц.

В основной массе случаев на преступление ребенка толкают социальные условия его жизни. Родители - алкоголики или наркоманы. Неполные, неполноценные семьи. Отсутствие нормального питания - причина мелких краж, для девочек все это зачастую оборачивается занятием проституцией.

Руководящих принципах, выработанных международным сообществом:

а) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;

б) решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума;

в) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;

г) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором;

д) помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимального необходимого срока.

Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал, что суды при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, в соответствии с ч. 3 ст. 427 Уголовно Процессуального Кодекса Российской Федерации, получив уголовное дело с обвинительным заключением или с обвинительным актом в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, вправе прекратить дело и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия, если в ходе предварительного расследования уголовного дела будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания.

В таких случаях судом по ходатайству стороны или по собственной инициативе при наличии оснований для прекращения уголовного дела проводится предварительное слушание.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" также указывает судам, что при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним прежде всего следует обсуждать возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы. Исходя из этого, суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.

Согласно ст. 61 и 89 УК РФ несовершеннолетие виновного, само, по себе являясь обстоятельством, смягчающим наказание, должно учитываться в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Применяя к несовершеннолетнему нормы об обязательном усилении и смягчении наказания, следует учитывать, что судебная практика отказалась от буквального толкования этих норм, установив определенную последовательность в исчислении размеров и сроков наказаний:

• несовершеннолетним, совершившим преступление в возрасте до 16 лет, наказание не может превышать шести лет лишения свободы;

• несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, совершившим особо тяжкие преступления, а также осужденным несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет срок наказания не может превышать десяти лет лишения свободы и наказание отбывается только в воспитательных колониях;

• несовершеннолетним до 16 лет, осужденным впервые за совершение преступления небольшой и средней тяжести, не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы;

• несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, осужденным впервые за преступление небольшой тяжести, не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы;

• учитываются положения ст. 88 УК о сокращении наполовину низшего предела наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления;

• в случае если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 УК РФ (п. 6.2 ст. 88 УК);

• при назначении несовершеннолетнему наказания по совокупности преступлений или приговоров окончательное наказание не может превышать максимального размера или срока этого наказания, предусмотренного ст. 88 УК, с учетом возраста преступника на момент совершения преступления. Так, если по совокупности преступлений назначается наказание в виде лишения свободы, оно в зависимости от возраста на момент совершения преступлений и их тяжести не может превышать десяти (с 16 до 18 лет) или шести (до 16 лет) лет.

В вышеупомянутом постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что "в случае совершения лицом нескольких преступлений, одни из которых были совершены в несовершеннолетнем возрасте, а другие - в совершеннолетнем возрасте, суд при назначении наказания по совокупности преступлений вначале назначает наказание за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет, с учетом требований статьи 88 УК РФ, а затем за преступления, совершенные после достижения совершеннолетия, и окончательное наказание - по правилам статьи 69 УК РФ".

Как уже отмечалось, при назначении наказания суды должны учитывать условия жизни и воспитания подростка. В этой связи судебная практика учитывает семейную ситуацию, характеристики родителей, то, как складываются отношения между несовершеннолетним, его родителями и близкими, его связи, отношение к учебе (работе), мнения о подростке в учебном заведении, на работе, иные факторы, связанные с условиями жизни.

Уровень психического развития подростка связан с состоянием его интеллекта, характера, чувств, определяющих способность управлять своим поведением, возможность предвидеть и правильно оценивать последствия своих действий и планировать их, правильно определять свои цели и добиваться их.

Иные особенности личности определяются как совокупность потребностей, интересов, взглядов несовершеннолетнего. В частности, необходимо оценивать такие черты личности, как жестокость или способность к сопереживанию, сочувствию, эгоизм, эгоцентризм или альтруизм, нервозность или сдержанность, внешний и внутренний контроль, наличие реальных жизненных планов, привычек, навыков.

Выяснение указанных обстоятельств позволяет определить отношение подростка к совершенному преступлению, причины его совершения, случайность это или закономерность и иные факторы, совокупность которых позволяет суду правильно определить судьбу несовершеннолетнего.

Правоприменительная практика показывает, что рассмотрение дел сводится нередко к упрощенной процедуре: вина доказана, назначить наказание. Загруженность судей, их низкий профессиональный уровень, обвинительный уклон, недостаточное финансирование судов - каких только отговорок мы не слышали, а результат - самое большое количество малолетних заключенных, рецидив преступлений, профессиональная преступность.

 

4. Принципы назначения наказания несовершеннолетним

Особенности учета принципов уголовного права при назначении наказания несовершеннолетним по­зволяют выделить особую категорию принципов — специфические принципы назначения наказания.

 

4.1 Принцип индивидуализации ответственности

 

Данный принцип предполагает необходимость учета на правоприменительном уровне характера и сте­пени общественной опасности как деяния, так и лич­ности виновного. Следует согласиться с мнением О.Н. Петровой, что индивидуализация ответственно­сти неразрывно связана с дифференциацией наказа­ния в законе, «по существу последняя представляет собой правовую основу для реализации первой»[6]. В рамках, установленных законодателем, правопримени­тель избирает ту конкретную меру наказания, которая с учетом всех обстоятельств совершенного преступле­ния и личности преступника будет в данном конкрет­ном случае наиболее целесообразной и справедливой, оптимальной в достижении целей уголовного наказа­ния. Процесс избрания подсудимому вида и меры на­казания носит строго индивидуальный характер.

Регламентация в Уголовном Кодексе Российской Федерации основных начал наказа­ния и выделение факторов, влияющих на его назна­чение, являются результатом анализа законодателем типичных, наиболее существенных для определения меры ответственности обстоятельств. Это создает ори­ентир для индивидуализации наказания правоприме­нителем.

Таким образом, необходимо отметить, что прин­цип индивидуализации ответственности неразрывно связан с общими началами назначения наказания, а именно: с учетом положений Общей части Уголовного Кодекса Российской Федерации, учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, в том числе об­стоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, влияния наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

 

4.2 Принцип экономии мер уголовно-правового воз­действия

 

Данный принцип обозначает необходимость и достаточность применяемого к виновному наказания. Особенно ярко он проявляется в сфере назначения наказания несовершеннолетним.

Так, Пленум Верховного Суда РФ в постановле­нии от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» об­ратил внимание судов на недопущение применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впер­вые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, обязательность обсуждения судом применения к несовершеннолетнему наказания, не связанного с лишением свободы[7].

Основанием этого принципа является целесооб­разность, которая включает обоснованность и необ­ходимость применения уголовного наказания, т.е. при­менение к несовершеннолетнему уголовного наказа­ния является мерой «необходимой», однако данная мера должна быть по возможности минимальной.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет следующее: «при постановлении приговора в отно­шении несовершеннолетнего подсудимого суд обя­зан решить вопрос о возможности освобождения не­совершеннолетнего подсудимого от наказания, либо условного осуждения, либо назначения ему наказа­ния, не связанного с лишением свободы».

 

4.3 Принцип целевого устремления наказания

 

Рассуждая о специфических принципах назначе­ния наказания, необходимо обратить внимание на то, что сущность наказания и виды определяются его целями, достижение которых преследует как сам ин­ститут наказания, так и деятельность суда по его из­бранию. И здесь необходимо обратить внимание еще на один специфический принцип — целевое устрем­ление наказания.

В философском смысле под целью понима­ется «конечный результат деятельности человека, предварительное идеальное представление о нем»[8]. То есть цель представляет собой тот результат, ориенти­рованный на будущее, к достижению которого стре­мится правоприменитель.

Принцип целевого устремления наказания нераз­рывно связан с соблюдением нормативно закреплен­ных целей уголовного наказания. Однако взгляд на цели уголовного наказания, а, следовательно, и на целевое устремление наказания, в литературе разли­чен.

Следует определить, что целевое устремление на­казания — это действие, направленное на достиже­ние целей наказания, закрепленных в нормах уголов­ного закона. В настоящее время цели наказания сфор­мулированы в ч. 2 ст. 43 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Существенной новеллой Уголовного Кодекса Российской Федерации 1996 г. является указание закона (на первом месте) на цель восста­новления социальной справедливости. Данная цель устремлена на достижение соответствия совершенного преступления личности виновного, что в свою оче­редь ориентировано на восстановление в глазах по­терпевших и их близких, государственных и иных органов и общества справедливости, т.е. должно при­сутствовать соответствие наказания тяжести совер­шенного преступления.

Законодатель оговорил в норме и цель исправле­ния осужденного. Устремление данной цели — исправление осужденного, а механизм данного устрем­ления заключается в карательном содержании нака­зания и испытании его осужденным, причем наказа­ние должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и неправовыми (педагогически­ми, психологическими и др.) средствами.

Таким образом, устремлени­ем данной цели является предупреждение соверше­ния новых преступлений: предупреждение наруше­ний уголовно-правовых запретов, которые можно ожидать от самого осужденного (специальное пре­дупреждение), и предупреждение совершения пре­ступлений другими лицами (общее предупреждение).

Целевое устремление наказания, является действием, процессом, направлен­ным на реализацию цели наказания. Помимо закреп­ленных в уголовном законе целей, необходимо обра­тить внимание на то, что целевое устремление нака­зания отличается некоторой спецификой по отноше­нию к несовершеннолетним лицам. Исключать и от­рицать воспитательное воздействие наказания на осужденных, особенно несовершеннолетних, невоз­можно.

Цель воспитания не получила законодательного закрепления в действующем Уголовного Кодекса Российской Федерации, хотя судебная практика советского периода указывала на перевос­питание осужденных как цель наказания. Однако счи­таем, что данная цель является составляющей цели исправления осужденного, что исключает необходи­мость законодательного закрепления цели воспитания. Подтверждение данному заключению мы находим в гл. 14 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а именно, в ст. 90 и ст. 91, которые закрепляют применение мер воспитательного воздей­ствия как путь к достижению цели исправления.

В процессе рассуждения о специфике примене­ния принципов назначения наказания несовершен­нолетним, а также о том, что при назначении наказа­ния несовершеннолетним приоритетным принципом уголовного права является принцип гуманизма.

Развивая позицию о выделении принципов от­дельного института — назначения наказания несо­вершеннолетним и определении их, можно сделать вывод, что уголовное законодательство прямо не ука­зывает на существование данных принципов. Одна­ко если обратиться к норме ст. 89 Уголовного Кодекса Российской Федерации, можно усмотреть, что ее положения указывают на обязатель­ный учет определенного перечня обстоятельств при назначении наказания несовершеннолетним.

Таким образом, на основании изложенного, с учетом положения ст. 89 Уголовного Кодекса Российской Федерации, что можно выделить следующие принципы назначения наказа­ния несовершеннолетним:

1) принцип учета общих начал назначения нака­зания;

2) принцип учета условий жизни и воспитания;

3) принцип учета уровня психического развития и особенностей личности;

4)принцип учета влияния на несовершеннолет­него старших по возрасту лиц;

5) принцип приоритетного назначения принуди­тельных мер воздействия перед наказанием.

Принцип учета общих начал назначения наказа­ния предполагает, что лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответ­ствующей статьей Особенной и Общей части Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Итак, закон общими началами назначения нака­зания признает законность, индивидуализацию и справедливость. Общие начала назначения наказания предполагают соблюдение всех изложенных в ст. 60 Уголовного Кодекса Российской Федерации требований в их совокупности.

Принцип учета условий жизни и воспитания яв­ляется важным фактором, который принимается во внимание при назначении наказания несовершенно­летним. Именно условия жизни и воспитания опре­деляют обстановку, в которой проходило становле­ние личности несовершеннолетнего, — наличие в семье, школе, ближайшем окружении несовершен­нолетнего тех или иных условий для нравственного формирования личности, включая материально-бы­товые условия, выполнение родителями обязаннос­тей по воспитанию, связи и знакомства несовершен­нолетнего, его времяпрепровождение, взаимоотноше­ния со старшими и сверстниками.

Применение принципа учета уровня психического развития и особенностей личности обосновывается тем, что на уровень психического развития несовер­шеннолетнего, который определяется экспертным путем, и на меру наказания (на ее строгость и еще более на характер) могут повлиять отставание несо­вершеннолетнего в психическом развитии, общее состояние его здоровья, степень проявления возраст­ных особенностей психики, другие особенности мыс­лительной, познавательной деятельности или эмоци­онально-волевой сферы, запас имеющихся у него знаний и представлений и др.

Кроме уровня психического развития, под осо­бенностями личности, которые суд должен учитывать, понимаются возрастные особенности несовершенно­летнего: его отношение к работе и учебе, к окружаю­щим, к существующим в обществе ценностям, пове­дение в процессе и после совершения преступления, способность и готовность к социальной адаптации, к позитивному поведению в сложных и конфликтных ситуациях.

Принцип учета влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц характеризуется фактором отрицательного влияния на него старших по возрасту, в особенности взрослых, которое послужило причи­ной или способствовало совершению преступления несовершеннолетним. Данное влияние может выра­жаться в целенаправленном вовлечении несовершен­нолетнего в преступную или иную антиобщественную деятельность, доведение несовершеннолетнего перед совершением преступления до состояния опьянения, пропаганда преступного образа жизни, провоцирую­щее поведение потенциальных потерпевших и т.п.

Как уже указывалось выше, изменение, внесен­ное в ст. 87 Уголовного Кодекса Российской Федерации в части применения принуди­тельных мер воспитательного воздействия либо на­значения наказания, позволяет выделить принцип приоритетного назначения принудительных мер воз­действия перед назначением наказания, который обя­зательно должен учитываться судами наравне с дру­гими принципами.

Принципы назначения наказания несовершенно­летним не требуют нормативного закрепления, по­скольку законодателем уже определена общая кон­цепция следования принципам, сформулированным в ст. 3-7 УК РФ.

Следование общеправовым принципам позволи­ло законодателю внести коррективы ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Рос­сийской Федерации» от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ в УК РФ и отвести принудительным мерам воспита­тельного воздействия приоритетную роль при назна­чении уголовно-правовых мер воздействия несовер­шеннолетним.

Выделенные нами принципы назначения наказа­ния несовершеннолетним позволяют дать им следу­ющее определение.

Принципы назначения наказания несовершеннолет­ним — это основополагающие положения, которые но­сят обязательный характер при назначении наказания несовершеннолетним.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные тенденции преступности: ее рост, значительное омоложение, увеличение доли тяжких преступлений — не могут не тревожить общество, государство, граждан. В настоящее время более половины всех преступлений в стране совершается лицами молодого возраста (до 30 лет), причем только несовершеннолетними — каждое десятое, и на их долю приходится около трети всех изнасилований, грабежей, краж личного имущества граждан.

Многие исследователи отмечают значительный рост преступной активности несовершеннолетних. Жизнь и юридическая практика подсказывает, что первым звеном в предупреждении конфликта с законом является знание того, что есть закон, чем он отличается от норм морали и какие последствия для человека возникают при нарушении закона. Если же говорить о личности подростка, то в ситуации конфликта и его предупреждения приходится учитывать многое: и возраст подростка, и тип его нервной системы, и уровень развития его интеллекта и многое другое. Мне хотелось отразить в такие вопросы как:

· Сущность общих начал назначения наказания

· Соотношение принципов и общих начал назначения наказания

· Пределы назначения наказания

· Учет характера и степени общественной опасности преступления при назначении наказания

· Требования закона об учете личности при назначении наказания.

Таким образом, в данной работе было рассмотрено назначение наказания несовершеннолетнему как институт уголовного права. Были выполнены поставленные цели и задачи:

· проанализировал существующие понятия общих начал назначения наказания, представленные различными научно-правовыми школами;

• выявил сущность, и содержание общих начал назначения наказания и их применение к несовершеннолетним;

• рассмотрел соотношение принципов уголовного закона и общих начал назначения наказания.

 

 


Литература:

 

1. Конституция Российской Федерации.— СПб.: Изд-во “Литера”, 1998.

  1. "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 08.04.2008)
  2. Уголовно-процессуальный кодекс. Официальный текст. — СПб.: Изд-во “Альфа”, 2007.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о несовершеннолетних» // Российская газета. 14 марта 2000 г.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // БВС РФ. 2004. N 5.
  5. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (ред. от 8 января 1997 г., 23 декабря 2002 г.) // СЗ РФ. 1995.
  6. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием» // СЗ РФ. 2002.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 (ред. от 06.02.2007) «О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
  8. Салева, Н. Условия назначения наказания несовершеннолетним // Российская юстиция. - 2003. - N11.
  9. Андрюхин Н. Г. Дифференциация уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: автореф. дис. к.ю.н. // Моск. акад. МВД России. - М., 2002.
  10. Петрова О. Н. Назначение уголовного наказания несовершеннолетним (уголовно-правовые и криминологические аспекты) [Текст]: автореф. дис... к.ю.н. // Краснодарская акад. МВД России. – Волгоград – 2004.
  11. Бугрименко А. С. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним [Текст]: автореф. дис... к.ю.н.//; Рост. юрид. ин-т МВД России - 2007.
  12. Батаев И. А. Правовые и социальные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних: монография // И. А. Батаев, Р. С. Ахметшин; Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск: 2005.
  13. Астемиров З.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних // Под ред. д.ю.н. Стручков. Учебное пособие — М., 1970.
  14. Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. — М.: “Юрид. лит-ра”, 1968. — С.120.
  15. Дагель П.С. Учение личности преступника в советском уголовном праве / Учебное пособие. — Владивосток, 1970.
  16. Крутиков П.Л. Смягчающие и отягчающие обстоятельства в советском уголовном праве. — М., 1973. — С.103.
  17. Прохоров Л.А. Общие начала назначения наказания и предупреждение рецидивной преступности / Учебное пособие. — Омск, 1980. — С.76.

[1] www.mvdinform.ru

[2] Данные ИЦ "УВД по Омской области. См. приложение 1.

[3] Кобзарь И. А Уголовная ответственность и наказание несовершен­нолетних по новому уголовному законодательству: Автореферат, к.ю.н: - М.: Акад. управления МВД России, 1998.

[4] Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.

[5] ст. 218 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

[6] Петрова О.Н. Назначение уголовного наказания несовер­шеннолетним: Дисс. к.ю.н. Краснодар, 2004.

[7] Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Су­дов РФ по уголовным делам. М.: НОРМА - Инфра. М, 2001г.

[8] Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: