В работу по русскому языку включено 25 заданий. Выполнять задания можно в любом порядке, главное – сделать правильно как можно больше заданий.
Если вы хотите изменить ответ, записанный в работе, то зачеркните его и запишите новый.
При выполнении работы нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями, словарем.
На выполнение работы по русскому языку отводится 45 минут.
Обязательно проверьте в конце выполнения работы, что все ответы внесены на лист с заданиями!
Желаем успеха!
Укажите слово, в котором верно выделена буква, | ||||||||||
обозначающая ударный гласный звук. | ||||||||||
1) | бантЫ | 2) | начАтый | |||||||
3) | бралА | 4) | донельзЯ | |||||||
Укажите строку, в которой все слова имеют суффикс -ок-. | ||||||||||
1) | петушок, платок, срок | 2) | стожок, кусок, стрелок | |||||||
3) | чулок, мешок, песок | 4) | брусок, клубок, клок | |||||||
Укажите, в каком предложении слово «одеть» употреблено | ||||||||||
неправильно. | ||||||||||
1) | Ослепительный снег одел все горы и преобразил их. | |||||||||
2) | Мы долго рассуждали, как потеплее одеться завтра. | |||||||||
3) | Хочу одеть новое пальто и показать вам его. | |||||||||
4) | Старик приютил юношу, одел и обул его, помог найти работу. | |||||||||
Укажите вариант, в котором нет грамматической ошибки. | ||||||||||
1) | силы иссякнули | |||||||||
2) | много чулков | |||||||||
3) | обеих сторон | |||||||||
4) | более шире | |||||||||
Укажите строку, в которой все предложения односоставные. | ||||||||||
1) | Что посеешь, то и пожнёшь. В лагере кто-то проснулся. | |||||||||
2) | Прошло два дня. Бурей снесло крышу. | |||||||||
3) | Всем хотелось принять участие в вечере. Ребята, поставьте палатки! | |||||||||
4) | Осенней свежестью благоухает сад. В лесу всё тихо. | |||||||||
Выберите грамматически правильное продолжение | ||||||||||
предложения. | ||||||||||
Называя одним и тем же словом в чём-то сходные предметы,… | ||||||||||
1) | …отвлекаешься от несущественных деталей | |||||||||
2) | …несущественные детали не принимаются во внимание | |||||||||
3) | …происходит обобщение признаков | |||||||||
4) | …учитываются самые существенные признаки | |||||||||
Выберите строку, во всех словах которой на месте пропуска | ||||||||||
пишется буква А. | ||||||||||
1) | к..рикатура, погл..щать, вопл..тить; | |||||||||
2) | благосл..влять, сп..ртакиада, р..сток; | |||||||||
3) | об..яние, предпол..гать, насл..ждаться; | |||||||||
4) | об..няние, выр..щенный, спл.. титься. | |||||||||
Укажите строку, в которой во всех словах пропущена одна и | ||||||||||
та же буква. | ||||||||||
1) | не..жиданный, с..мнение, н..завтра; | |||||||||
2) | пр..забавный, пр..следовать, пр..рекание; | |||||||||
3) | и..бежать, ни..падающий, ра..весёлый; | |||||||||
4) | об..грать, раз..скать, за..скивающий. | |||||||||
Укажите строку, во всех словах которой на месте пропуска | ||||||||||
пишется буква Е. | ||||||||||
1) | о син..м носк.., волнующ..м мгновени..м; | |||||||||
2) | о скучнейш..м фильм.., о сильнейш..м давлении..; | |||||||||
3) | о бредущ..м медвед.., на упавш..м камн..; | |||||||||
4) | в начавш..мся следствии.., прекративш..мся ливн..м. | |||||||||
Укажите строку, во всех словах которой на месте пропуска | ||||||||||
пишется буква И. | ||||||||||
1) | крестьянин кос..т, ощуща..шь прикосновение; | |||||||||
2) | лесоруб пил..т, мысл..шь хорошо; | |||||||||
3) | великолепно выжива..те, прачка мыл..т; | |||||||||
4) | печка топ..тся, бабушка пол..т грядки. | |||||||||
Укажите строку, в которой все слова пишутся слитно. | ||||||||||
1) | (овоще)хранилище, (по)трое, (средне)месячный; | |||||||||
2) | (полу)шутя, (по)напрасну, (лже)пророк; | |||||||||
3) | (в)миг исчез, (электро)мобиль, (тёмно)шоколадный шкаф; | |||||||||
4) | (в)виду заморозков, (старо)славянский, всё(таки). | |||||||||
Укажите строку, в которой на месте пропусков во всех словах | ||||||||||
пишется буква Е. | ||||||||||
1) | отча..вшись, завис..ла, увид..л; | |||||||||
2) | баш..нка, ружь..цо, виш..нка; | |||||||||
3) | оштукатур..нный, взлеле..нный, увид..нный; | |||||||||
4) | издань..це, масл..це, письм..цо. | |||||||||
Укажите предложение, в котором не со словом пишется | ||||||||||
слитно. | ||||||||||
1) | Райский считал себя отнюдь (не)отсталым человеком. | |||||||||
2) | В мечтах он открывал (не)изведанные еще земли. | |||||||||
3) | Некоторые упражнения (не)выполнены. | |||||||||
4) | Старая усадьба стояла на (не)высоком, но заметном холме. | |||||||||
Укажите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на | ||||||||||
месте которых пишется -нн-. | ||||||||||
За неимением глубоко продума(1)ой, тщательно разработа(2)ой программы, фирма была вынужде(3)а обратиться к специалистам. | ||||||||||
1) | 1,3 | 2) | 2,3 | |||||||
3) | 4) | 1,2 | ||||||||
Укажите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, | ||||||||||
на месте которых в предложении должны стоять запятые. | ||||||||||
За дальним леском стало (1) видно (2) озеро. Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место. | ||||||||||
1) | 1, 2, 3, 4 | 2) | 1, 2 | |||||||
3) | 3, 4 | 4) | 2, 4 | |||||||
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. | ||||||||||
1) | Машина долго кружила по улицам, похожим на сады. | |||||||||
2) | Люди, разморённые жарой, двигались медленно, вяло. | |||||||||
3) | Плывущие по реке, льдины бились о борт парохода. | |||||||||
4) | Тучи, насыщенные холодом, ползли над старым городом. | |||||||||
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. | ||||||||||
Лес замолк (?) и в зареве пылающего костра он казался волшебно-призрачным. | ||||||||||
1) | Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. | |||||||||
2) | Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. | |||||||||
3) | Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна. | |||||||||
4) | Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна. | |||||||||
Укажите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на | ||||||||||
месте которых в предложении должны стоять запятые. | ||||||||||
Как только (1) снег покрыл (2) плотным слоем (3) лесные тропы (4) на них стали появляться следы лыжников. | ||||||||||
1) | 1, 4 | 2) | 1, 3, 4 | |||||||
3) | 2, 3, 4 | 4) | ||||||||
Укажите вариант ответа, где правильно указаны все цифры, на | ||||||||||
месте которых в предложении должны стоять запятые. | ||||||||||
Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми. | ||||||||||
1) | 1, 2, 3, 4 | 2) | 3, 4 | |||||||
2) | 2, 3 | 4) | 2, 4 | |||||||
Прочитай текст и выполни задания 20 - 25. | ||||||||||
(1)Как же воспринимается и понимается текст? (2)Текст для читающего - это определенная последовательность знаков, то есть букв, составляющих слова и предложения. (3)Эти внешние знаки ассоциируются с их психическими образами — внутренними знаками, которые тесно связаны с соответствующими значениями. (4)Благодаря этому становятся понятны слова, составляющие текст. (5)Однако это еще не всегда означает, что понято его содержание. (6)Для правильного и полного понимания текста нужно иметь некоторый запас знаний, живых представлений и впечатлений, которые как бы проецируются читающим на текст, как на экран. (7)По словам Н.А. Рубакина, «слово представляет собой крайне своеобразный волшебный сосуд, хотя и наполненный содержанием, но так им наполненный, что никто никоим образом не может получить его и выпить: его приходится самим творить, стараясь вникнуть в него, но творить из собственных элементов и по своему собственному образу и подобию». (8)Таким образом, восприятие художественного текста есть не простое «пересаживание» его содержания в сознание читателя, не прямолинейное «извлечение» готовой информации, а творческий акт, сложный процесс художественного воссоздания действительности. (9)Поэтическое слово побуждает нас к сотворчеству с писателем. (10) Это альфа и омега искусства слова. (По Л.А. Новикову) | ||||||||||
Какой из следующих афоризмов наиболее полно выражает | ||||||||||
основную мысль текста? | ||||||||||
1) | «Чтение для ума - то же, что физическое упражнение для тела». Д. Аддисон | |||||||||
2) | «Когда я читаю книгу, умную или глупую, мне кажется, что она жива и беседует со мной». Дж. Свифт | |||||||||
3) | «Автор пишет только половину книги, другую половину пишет читатель». Дж. Конрад | |||||||||
4) | «Читать - значит думать чужой головой вместо своей собственной». Арт. Шопенгауэр | |||||||||
Укажите, каким средством речевой выразительности является | ||||||||||
словосочетание волшебный сосуд. (предложение 7) | ||||||||||
1) | эпитет | 2) | метафора | |||||||
2) | гипербола | 4) | литота | |||||||
Укажите способ образования слова последовательность. | ||||||||||
(предложение 2) | ||||||||||
1) | приставочный | |||||||||
2) | суффиксальный | |||||||||
3) | приставочно-суффиксальный | |||||||||
4) | бессуфиксный | |||||||||
Из предложений 8-10 выпишите фразеологизм. | ||||||||||
1) | слова и предложения | 2) | волшебный сосуд | |||||||
3) | по образу и подобию | 4) | иметь запас знаний | |||||||
Из предложения 7 выпишите притяжательное местоимение. | ||||||||||
1) | им | 2) | собой | |||||||
3) | его | 4) | (по) своему | |||||||
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое | ||||||||||
предложение с придаточным определительным. | ||||||||||
1) | 2) | |||||||||
3) | 4) | |||||||||